Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 08.10.2024
Амина Батанова
9 минут чтения

Культура — за экологию и не только

Что предлагает норвежский Будё в статусе культурной столицы Европы 2024




















































































































































































Что предлагает норвежский Будё в статусе культурной столицы Европы 2024
Фото: pluravalley.com

Небольшой норвежский город Будё с населением всего около 50 000 человек стал в 2024 году одной из трех культурных столиц Европы.

Ранее этого престижного титула удостаивались норвежские города Берген в 2000 году и Ставангер в 2008-м. Bodø-2024 — пожалуй, самое значительное и масштабное культурное событие не только в истории Нурланна, северной провинции Норвегии со столицей в Будё, находящейся за полярным кругом, но и в истории всей Северной Норвегии. Торжественную церемонию открытия программы культурной столицы Европы Bodø-2024 посетило около 15 000 жителей Будё и окрестностей, а открывала ее королева Норвегии Соня.

В отличие от двух других городов, ставших культурными столицами Европы в 2024 году, австрийского Бад-Ишля, чей лозунг «Культура — это новая соль», и эстонского Тарту, представившего программу с общей идеей «Искусство выживания», норвежские организаторы сделали упор на экологичность и устойчивое развитие региона, при этом в программе артикулированы самые разные темы: холодная война, искусство аутсайдеров, роль женщины в рыболовном хозяйстве Северной Норвегии, Арктика как место с особой культурой и другие. Громче и ярче других звучит тема саамской культуры.


В гармонии с природой

Нурланн считается одной из самых экологически чистых провинций Норвегии, и организаторы Bodø-2024 амбициозно заявили: Будё станет самой устойчивой с экологической точки зрения культурной столицей Европы за всю историю. Цель состояла в том, чтобы провести мероприятия с «нулевым углеродным следом», то есть с минимальным вредом для окружающей среды.

Одним из таких событий стал Cave Music, концерт в подводной пещере Plura на глубине 450 метров с участием саксофониста Хокона Скога Эрландсена, выступающего с концертами в самых труднодоступных местах планеты, например, на вершине Эвереста. Уникальность Plura Cave Music в том, что музыканты, технические специалисты и даже зрители должны были иметь сертификат по кейв-дайвингу. Для остальных велась трансляция в прямом эфире. По словам Эрландсена, задача состояла в том, чтобы провести концерт в самом сердце подводной пещеры, с одной стороны, доступном для зрителей со всего мира благодаря трансляции в прямом эфире, а с другой — без ущерба для природы.

В деревне Кьеррингёй (норв. Kjerringøy) прошла единственная в Европе биеннале лэнд-арта, а на живописных Лофотенских островах осенью состоится Лофотенский международный фестиваль искусств (LIAF). Разные локации Северной Норвегии стали экспозиционными площадками для анти-биеннале «Искусство в арктической природе», организаторы которой предложили зрителям испытать опыт взаимодействия с искусством прямо на природе.

Концерт Plura Cave Music
Концерт Plura Cave Music.
Источник: https://pluravalley.com/
Эрландсен на репетиции Plura Cave Music
Эрландсен на репетиции Plura Cave Music.
Источник: https://www.bodo2024.no/

Культура саамов как центральная тема Bodø-2024

В последние годы к культуре саамов, малочисленного коренного народа Северной Европы, в Норвегии, где их проживает наибольшее число (по разным данным, более 37 тыс. человек), приковано особое внимание. И в программе Bodø-2024 большая часть отведена мероприятиям, посвященным саамской истории и культуре. В июне в Будё впервые в Европе состоялась конференция Ассоциации исследований коренных американцев и коренных народов (NAISA), а в октябре пройдет неделя саамского языка. До конца 2024 года городской музей Будё стал музеем саамской культуры и искусства. В августе там открылась Первая триеннале саамской культуры, которая продлится до октября 2024 года и участие в которой принимают 25 художников из Норвегии, Швеции и Финляндии. В музее пройдут выставки народных саамских костюмов, современного искусства саамов, там же покажут народное саамское творчество (дуоджи), а также представления с игрой на традиционных саамских барабанах.

Первый в своем роде кинопроект ÁRRAN 360° представил пять фильмов, снятых ведущими саамскими кинематографистами. Árran (сев-саам. «очаг») — это 10-метровая конструкция в виде традиционного жилища саамов лавву с круглым залом, оснащенным панорамным экраном, на котором транслируются фильмы в формате 360°. Проект инициирован Международным институтом саамского кино и реализован Управлением современного искусства Норвегии в сотрудничестве с Норвежским институтом кино. Впервые проект ÁRRAN 360° был представлен на 59-й Венецианской биеннале в 2022 году, где «Северный павильон», который традиционно делили Швеция, Норвегия и Финляндия, стал «Саамским павильоном».

Саамское лавву, Швеция.
Саамское лавву, Швеция.
Фото: wikimedia.org
ÁRRAN 360° на 59-й Венецианской биеннале
ÁRRAN 360° на 59-й Венецианской биеннале
Фото: Knut Åserud / labiennale.org

Музыка, еда и спорт

В программе Bodø-2024 множество спортивных мероприятий, таких как чемпионат мира по футболу среди женщин, участие в котором приняла саамская команда, чемпионат мира по ловле атлантической трески или национальный турнир по футболу и гандболу для людей с ограниченными возможностями. Весь сентябрь в Нурланне проходит фестиваль арктической кухни Arktisk Mat, который привлек известных шеф-поваров со всего мира. В июле в Будё на сцене Nordlandshallen перед 6000 зрителей выступил всемирно известный канадский музыкант Брайан Адамс.


Арктическое измерение

Часть Нурланна находится за полярным кругом, и, конечно, особо ярко в программе Bodø-2024 обозначено арктическое измерение региона. В мае в галерее Будёгаард (Galleri Bodøgaard) состоялось открытие двухчастной выставки «На Север — с Севера», котораяпродлится до 22 сентября.Одна часть посвящена творчеству Педера Балке, норвежского художника-пейзажиста, открывшего для соотечественников малоизвестную и в художественном плане не освоенную Северную Норвегию. Вторая часть — живописной истории северных регионов Норвегии, Швеции, Финляндии и состоит из книг и гравюр 1550–1850 годов из коллекции Терье Ейесволдса.

П. Балке. «Из Нурланна», 1860-е гг. Национальный музей Швеции, Стокгольм
П. Балке. «Из Нурланна», 1860-е гг.
Национальный музей Швеции, Стокгольм
П. Балке. «Нордкап», 1860–1870 гг. Коллекция Гундересена, Осло
П. Балке. «Нордкап», 1860–1870 гг.
Коллекция Гундересена, Осло

В октябре откроется выставка «Северный Ледовитый океан» (норв. Polarhavet), а в ноябре в Будё пройдет первый в истории Нурланна фестиваль света, который начнется с выключения электричества по всей провинции.


Искусство аутсайдеров

13 июля свою работу начала выставка «Искусство аутсайдеров Северных стран — Тайна летнего солнцестояния», которая продлится до 22 сентября. Цель проекта — помочь художникам-аутсайдерам утвердить свое место в искусстве, стать заметными и признанными. 26 современных художников из Исландии, Швеции, Дании и Норвегии представлены произведениями живописи, скульптуры, вышивки и графики.


Политика, демократия и рефлексия по поводу прошлого

Фестиваль «Искусство демократии» призван объединить искусство и демократические ценности и стать площадкой для художников и писателей, преследуемых у себя на родине за свои убеждения и самовыражение. Будё, подобно Парижу, Стокгольму, Ставангеру, Амстердаму и другим городам, входит в Международную сеть городов-убежищ (ICORN) для преследуемых художников, музыкантов и писателей со всего мира. На фестивале они поделятся своим опытом осмысления таких тем, как демократия, права человека, свобода выражения мнения, коммуникации между людьми разных культур. Так, 12 сентября открывается выставка иранских художников Партин Бастан и Марджан Наджафи, которая отражает их опыт жизни в условиях репрессий.

Авторы инсталляции «Хорошо иметь друзей!» предлагают осмыслить как стратегическое положение Будё, так и историю участия Норвегии в международных военных операциях и растущее влияние страны на мировой арене. Инсталляция представляет собой контейнер, напоминающий многочисленные бункеры, сохранившиеся в Будё со времен Второй мировой войны. Снаружи он расписан в духе традиционной норвежской живописи розами (норв. rosemaling). Войдя внутрь, посетитель видит надпись: «Все названо, все забыто», которая представляет игру слов. Дело в том, что рядом с собором Будё находится мемориал, надпись на котором гласит: «Уроженцам Будё, которые отдали свои жизни за Норвегию во время войны и оккупации 1940–1945 годов. Не названы, не забыты». В бункере звучит фрагмент из выступления Йенса Столтенберга перед Конгрессом США в апреле 2019 года, которое заканчивается словами: «Хорошо иметь друзей!».

В Норвежском музее авиации в Будё проходит выставка «Истории из горячих точек холодной войны», международный совместный проект Норвежского музея авиации, оргкомитета Bodø-2024 и ряда исследовательских учреждений Дании, Эстонии, Германии и Шотландии. Цель проекта — изучить сходства и различия в отношении к холодной войне в разных странах сегодняшней Европы.

Переосмыслить личность и произведения Кнута Гамсуна, норвежского писателя с мировым именем, предлагают организаторы выставки «Спорный Гамсун», которая проходит в Центре Гамсуна в коммуне Хамарёй, где прошло детство будущего Нобелевского лауреата по литературе. Организаторы выставки сосредоточились на противоречивых аспектах жизни и творчества Гамсуна, который, как известно, симпатизировал нацистам, встречался с Гитлером и даже подарил свою Нобелевскую медаль Геббельсу, но вместе с тем все годы оккупации Норвегии вступался за приговоренных к смертной казни соотечественников. На одном из экранов норвежский актер читает отрывки из судебной речи Гамсуна, которую он произнес во время дела о государственной измене в 1947 году.


Российское участие

Там же, в Центре Гамсуна, проходит персональная выставка уральской художницы Алисы Горшениной (род. 1994). Используя разные формы повествования, такие как живопись, графика, видео, анимация, коллаж, керамика и инсталляция, но преимущественно работая с текстилем, она создает собственную интерпретацию уральского фольклора, исследует вопросы национальной идентичности и связи с малой родиной. Творчество Горшениной саморефлексивно и автобиографично — в большинстве ее произведений узнается сама художница и ее опыт проживания прошлого и настоящего.

Участие в Bodø-2024 — не первый опыт взаимодействия художницы с норвежской публикой: в 2018 году она была участницей арт-резиденции Norske tekstilkunstnere art recidency (Норвегия), а в 2023-м — проекта Threads, который создает возможности для диалога между современными художниками из Норвегии, Швеции, Финляндии, Гренландии и России, работающими с такими темами, как деколонизация и история коренных народов Севера.

Работы, которые Горшенина представит на выставке «Эхо» в Центре Гамсуна, были созданы в 2022–2024 годах и отражают осмысление художницей происходящего в России и мире. В них она размышляет о любви к родной стране, о мире, скованном несвободой и военными конфликтами. Выставка продлится до лета 2025 года.


А результат?

Более 1000 мероприятий и проектов, проходящих в течение всего года в Будё и окрестностях Нурланна под общим лозунгом ARCTICulation, привлекли большое число гостей. Город стал лидером в Норвегии по бронированию отелей — только в июле 2024 года в Будё совершено на 21,6 % больше бронирований, чем в июле прошлого года, тогда как в целом по стране этот показатель составил 1,9 %.

Гости Bodø-2024
Гости Bodø-2024.
Фото: an.no

Не обошлось и без критики. Как отмечают норвежские журналисты, не все организаторам Bodø-2024 удалось. Обсуждается и коммерческая сторона мероприятия. Журналисты задаются вопросом: а стоило ли тратить 50 млн норвежских крон на культурное мероприятие, когда в Нурланне полно других нерешенных проблем?

Хорошая это инвестиция в развитие региона или нет, покажет время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!