Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 14.10.2024
Культура и традиции
9 минут чтения

Новые амазонки. XXI век

Туркменский женский костюм: история, традиции, легенды.



















































































































































Кем на самом деле были амазонки, во что трансформировались их доспехи, с кем и за что воевали женщины на побережье Каспийского моря, перед кем отступил даже Александр Македонский, как дела давно минувших дней отражаются в современной моде — ответы на все эти вопросы стоит искать в женском туркменском костюме.

В Туркменистане традиционный женский наряд по-прежнему остается повседневной и праздничной одеждой, несмотря на исторические катаклизмы и всемирную глобализацию. В пограничных Узбекистане, Казахстане и соседней Киргизии покрой и фасоны женских нарядов в ХХ столетии менялись, следуя моде и приближаясь к русской,а с 1990-х — и к европейской одежде. А в Туркменистане, как и 200 лет назад, на улицах городов (я уже не говорю о селениях) женщины и девушки носят платья до щиколотки темно-вишневого или зеленого цвета с длинными рукавами, небольшим круглым вырезом и спускающимся от него разрезом, которые декорированы традиционной вышивкой. Голову девушек украшает национальная тюбетейка — тахья (замужние женщины чаще повязывают голову ярким платком), она не только защищает макушку от лучей палящего солнца, но из-за вышитых на ней узоров считается оберегом,охраняющим от сглаза и болезней.

Дамы в доспехах

На праздник туркменки поверх тюбетейки надевают традиционные украшения:серебряную шапочку-купол с острым навершием — гупба. С обеих сторон купола, над висками, прикреплены длинные пластины-подвески (чекелик) на цепочках, с двух сторон закрывающие щеки и голову. Спереди крепятся серебряные пластины, покрывающие лоб. Эти девичьи украшения очень похожи на боевые скифские шлемы, изображенные на древних вазах и ритонах. В научной литературе даже существует версия, согласно которой название шапочки тахья происходит от древнетюркского «такъе» — «шлем». Ее верхушку раньше было принято украшать султаном из перьев филина, совы или сокола. Этот«шлем», как и остальные украшения, очень похож на боевые доспехи.

Вырез девичьего платья скрепляет круглая массивная серебряная брошь с подвесками в виде стреловидных фигур, которая называется гульяка. Старинные гульяка так массивны,что больше похожи на щит, закрывающий грудь и нижнюю часть горла. На платье спереди нашиты тонкие серебряные бляшки, закрывавшие всю грудь от середины плеч до низа живота, отчего платье становится похожим на кольчугу. Такими же пластинами расшит и халат, который в холодное время накидывают сверху. Каждое плечо сзади прикрыто круглой полой серебряной бляхой (безбент) с сердоликом в центре, украшенной позолотой, размером с розетку для варенья. Старинные безбенты гораздо больше и по размеру приближаются к чайному блюдцу. Они похожи на два воинских щита,закрывающих плечи. Руки девушек и молодых женщин украшают литые серебряные браслеты (билезик) шириной около 4 см. Они массивные, полые и украшены сердоликом. Три-четыре браслета обычно отливаются вместе и охватывают руку от запястья до локтя, к ним прикреплены цепочками четыре или пять колец. Браслеты принято делать парными,их всегда носят на обеих руках. Толщина каждого не менее пяти миллиметров. Эти«доспехи» отлично защищают все жизненное важные органы своей хозяйки.

Этнографы XIX столетия писали, что их носили женщины из племен теке и иомудов.Военную «экипировку» дополняет украшение асык — массивная сердцевидная пластина с припаянным цилиндром вверху, похожая на наконечник стрелы. Разделив волосы на прямой пробор, девушки заплетают по бокам по одной или по две косы, вплетая это украшение в волосы. Еще один любопытный факт: женские украшения в прошлом создавали мастера-оружейники. Украшения бережно хранят и передают из поколения в поколение, но чтобы их носить, нужна хорошая физическая подготовка. Полный набор серебряных вещиц весит шесть-восемь килограммов.

Ночи Александра Македонского

Когда женщины носили эти доспехи, и кем они были? Ответ можно найти у Гомера,Геродота, древнегреческого историка Диодора Сицилийского, римского историка Квинта Курция Руфа и у Плутарха. В «Сравнительных жизнеописаниях» он подтверждал, что отряды женщин-амазонок действительно существовали, участвовали в сражениях и были отважнее, чем многие солдаты-мужчины. Историки называли амазонками девушек-всадниц из племен скифов и других кочевников, которые лихо скакали на конях и отлично владели оружием. Эти племена жили на Востоке у Каспийского моря и в Закаспии (а это часть современной Туркмении). Греков и римлян, чьи жены проводили время у домашнего очага и не держали в руках ничего кроме веретена или сковородки, поразили эти представительницы прекрасной половины человечества, что породило немало легенд. Одна из них гласит: женщинам-воительницам в младенчестве выжигали правую грудь, дабы они могли лучше стрелять из лука. Так возникла гипотеза, что слово«амазонка» произошло от древнегреческого ἀμαζόνες — «безгрудая».

С амазонками воевал и Александр Македонский. Диодор Сицилийский, не только историк, но и мифограф, приводит легенду: царица амазонок Фалестис якобы приехала к Александру Македонскому, потому что хотела родить от него ребенка, и Александр провел с ней 13 жарких ночей. Правда, соратники царя, которых цитировали более поздние биографы, утверждали, что эта история, да и сама фигура Фалестис — плод воображения историка, пресыщенного римскими оргиями.

Но факт остается фактом: Александр Македонский и его армия воевали на территории современного Туркменистана. В IV в. до н. э. этот завоеватель покорил и включил в состав своего государства область Парфиена со столицей в Нисе, руины которой находятся в 18 километрах к западу от столицы Туркменистана Ашхабада, и заложил рядом с Нисой город Александрополь. То, что в IV веке до н. э. люди уже носили одежду и украшения,похожие на национальные костюмы туркмен, доказывают раскопки в основанном в тот же период городе Магиана. К сожалению, при раскопках не обнаружили останков женщин в боевом облачении, которые были найдены в скифских курганах.

А была ли Родогуна?

Есть исторические свидетельства того, что амазонки сражались с врагами и позже, во времена Парфянского государства (оно возникло около 250 года до н. э. на территории Туркмении, Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана к югу и юго-востоку от Каспийского моря и существовало почти 470 лет). Римский историк III века Марк Юниан Юстин, автор книги «Эпитома сочинения Помпея Трога “История Филиппа”», писал о кочевых племенах: «если сами они основали царства парфян и бактрийцев, то их женщины положили начало царству амазонок» и подчеркивал, что доблестью мужчин парфяне прославились не меньше, чем доблестью женщин.

Во время раскопок в Нисе была найдена так называемая «статуя Родогуны» —воинственной царицы и дочери царя, изготовленная в эпоху парфянского царства.Легенда гласит: когда враги подошли к стенам города, где она жила и правила, царица готовилась к купанию. Поклявшись, что не станет мыться и расчесывать волосы, пока враг не будет разбит, царица надела доспехи и поскакала во главе войска навстречу врагу. Она одержала победу и вдохновила немало художников и скульпторов. На печатях персидских царей Родогуну изображали с длинными растрепанными волосами.

В общем, женщинам было с кого брать пример, не зря среднеазиатский историк XII столетия Абу Сад ас-Самани считал, что название города Ниса происходит от арабского«ниса» (женщины), поскольку именно женщины отражали нападения арабов на этот город. А советский востоковед-тюрколог академик Владимир Гордлевский в книге «Женская доля» пишет о существовании в XIII–XIV веках «военных женских отрядов туркменских племен». У российских ученых-этнографов перед началом Первой мировой войны была гипотеза: слово «амазонка» произошло вовсе не от древнегреческого ἀμαζόνες, а от древнеиранского «ха-мазана», что означает «воительница», поскольку в племенах сарматов и скифов, живших на территории современного Ирана, тоже были женщины-воины. Ученые решили: если лучницам-современницам грудь не мешает стрелять, то чем она мешала древним воительницам и зачем было ее выжигать в младенчестве? В общем, теорий, подтверждающих, что девичьи украшения туркменок —это видоизмененное боевое снаряжение, которое дошло до нашего времени через несколько тысячелетий, можно найти немало.

Всегда ли доспехи (а позже и украшения) изготовляли из серебра? Или для них использовались и какие-то другие металлы? В коллекции Музея искусств народов Востока хранятся только серебряные украшения. Ведь серебро обладает антисептическими свойствами, и оно служило не только защитой, но, если их хозяйка была ранена, то и своего рода лекарством. Кроме того, туркмены верили в магические свойства этого металла, приписывая серебру силу Луны, и считали, что оно относится к женскому началу(знаком мужского начала считалось золото). И наконец, серебро, в отличие от остальных металлов, окисляется, темнеет, но никогда не покрывается ржавчиной желтого или красно-оранжевого цвета. Хотя у амазонок из бедных семей доспехи (да и украшения)наверняка были из бронзы или более простого металла.

Чье платье

Еще одно подтверждение теории о туркменских амазонках — покрой и фасон традиционной повседневной женской одежды, которая в Туркменистане отличалась от мужской только благодаря вышивке, украшениям и длине платья. Но и это платье, и нижнюю рубашку мужчин в национальном костюме шьют по одинаковой выкройке, то и другое называется словом «койнек». Женские штаны тоже аналогичны мужским (у туркменов существует несколько вариантов их кроя). Штаны и для мужчин, и для женщин называются «балак» или «иштан». Туркменки носят штаны под платьем: их верхняя часть сшита из более дешевого материала, нижняя — из того же, что платье, и украшена традиционной вышивкой. Эти широкие сверху и в шаге благодаря специально вставленным клиньям штаны суживаются к лодыжке и слегка напоминают кавалеристские галифе. В таких штанах удобно ездить на лошади, достаточно укоротить платье, сделать разрезы по бокам или, как указывал в описаниях амазонок Квинт Курций Руф, завязать подол узлом, чтобы он был выше колен. К женским штанам пришиваются специальные наколенники (дызлык) — тщательно простеганные куски материи, которые защищают ноги от ушибов и травм. Раньше их простегивали на руках очень мелкими стежками, сейчас это делают на швейной машине. Наколенники продают на базаре отдельно: если износились, можно купить новые и пришить к штанам. То есть не исключено, что в давние времена мужчины-туркмены спокойно отправлялись в воинские походы, а молодые женщины, не понаслышке знавшие, как сражаться, охраняли родное поселение, защищая его от врагов, и в случае необходимости могли присоединиться к мужскому войску. В битвах и охране территории участвовали только девушки и замужние молодые женщины, не имеющие детей. Ведь и сейчас в Туркменистане женщина после рождения первого ребенка носит украшения (как в прошлом воинское снаряжение)только по случаю какого-нибудь праздника. Хотя — как знать, возможно, умение сражаться и позже приносило им пользу.

Украшения со временем стали легче и тоньше, как и европейские рыцарские доспехи,которые в XVIII веке уже выглядели чисто декоративно. На брошах, браслетах и кольцах сделаны вставки из натуральных камней: сердолика, бирюзы, кораллов (в ХIХ столетии к ним добавили цветное стекло). Сердолик в Туркменистане издавна известен: считалось,что этот камень оберегает хозяина от болезней, сглаза и бед. Украшения иногда покрывают легкой позолотой или чеканкой с повторяющимся геометрическим узором.Память о боевом луке, с помощью которого сражались воительницы, сохранило до наших дней серебряное украшение «ок-ай» (стрела-лук). Раньше оно было копией натянутого лука со стрелой, позже стало более стилизованным. Украшение укрепляют на спинке одежды маленького мальчика, чтобы он рос мужественным и храбрым. Иногда его нашивают на спинку верхней одежды девочки, если хотят, чтобы вслед за ней родился мальчик.

Женщины-туркменки всегда отличались сильным и независимым характером. И хотя Туркменистан — исламская страна, только здесь никогда не носили и не носят паранджу, не боятся открывать лица.

Ольга Романцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!