Триумф «Посредника» Хирокадзу Корээды
Как японский режиссер снял фильм на корейском языке
Если вы следите за японским кинематографом, то непременно знаете имена четырех самых известных режиссеров Японии, начинающиеся на «К»: Такеши Китано, Наоми Кавасе, Киёси Куросавы и Хирокадзу Корээды. Причем именно Корээда считается самым влиятельным из четырех.
В этом году Хирокадзу Корээда (Hirokazu Koreeda) подтвердил негласный титул лучшего из лучших в японском кино, представив каннской публике свою новую картину «Посредник» (или «Брокер», в зависимости от перевода), снятую с корейскими актерами и на корейском же языке. Более того, Корээда стал триумфатором прошедшего в мае 2022 года Каннского фестиваля – «вернувшимся героем», как его окрестили кинокритики. Дело в том, что предыдущий фильм японского режиссера, показанный в Каннах, «Магазинные воришки», получил престижную «Золотую пальмовую ветвь» в 2018 году. А в 2022-м 60-летний кинорежиссер с «Посредником» взял в Каннах сразу две премии: главный герой картины, блестяще сыгранный звездой «Паразитов» Сон Кан Хо, был удостоен приза за лучшую мужскую роль, а фильм получил приз экуменического жюри.
В центре сюжета «Посредника» – мужчина по имени Сан Хён (Сон Кан Хо), он владеет прачечной и занимается волонтерством в соседней церкви, где работает его друг Дон Су. Оба они промышляют незаконным бизнесом: периодически крадут младенцев из церковного бэби-бокса – специально оборудованного места для анонимного отказа от ребенка и передачи его на попечительство государственным службам и органам. После этого они продают младенцев на черном рынке усыновления.
Впервые Корээда столкнулся с идеей бэби-боксов, когда в 2013 году работал над своим фильмом «Как отец, как сын», который в том же году получил приз жюри в Каннах и стал крупным прорывом в его карьере. Изучая японскую систему усыновления, он обнаружил эти самые бэби-боксы, предназначенные для того, чтобы родители могли оставить нежеланных детей, храня полную анонимность. «Я узнал, что в префектуре Кумамото осталась единственная “детская коробка” в Японии, но то же самое существует в Корее, и там в 10 раз больше детей помещают в бэби-боксы, чем в Японии».
Но идея этого фильма пришла Корээде чуть позже, в 2016 году. «Так уж получилось, что актеры, с которыми я хотел поработать, были корейцами, – рассказывает он. – Кроме того, пока из некой идеи в моей голове все вылилось в картину, прошло достаточное количество времени, и мировую популярность завоевали корейские картины “Игра в кальмара” и “Паразиты”, поэтому я считаю, что все для меня и “Брокера” сложилось крайне удачно».
Критики так тоже считают. После премьеры картины на Каннском кинофестивале в мировой прессе появилось много положительных отзывов: «Первый фильм японца Корээды на корейском языке в очередной раз подчеркивает мастерство и чувствительность уроженца Токио как режиссера, способного добиваться прекрасной игры своих актеров даже на языке, отличном от его родного».
«Есть люди, которые говорят: бэби-боксы хороши тем, что спасают жизни. Есть и другие, которые говорят, что они поощряют женщин отказываться от своих детей и поэтому являются негативным фактором. Я хотел показать, что жизнь – это благословение, и, наверное, не нам решать, кому и как жить. Я также хотел показать разных людей с разными взглядами и ценностями», – говорит сам режиссер.
Сейчас «Посредника» с триумфом показывают по всему миру. А сам Корээда после работы во Франции и Корее намерен вернуться в Японию для съемок своего следующего фильма, о котором он пока ничего не рассказывает.