Présences électronique 2024
Двадцать лет открытий
Теги: Национальная культура | Музыка | Фестиваль | Франция | Париж
Автор: Кристина Сарханянц
С 1 по 3 ноября в парижском Доме радио и музыки пройдёт фестиваль экспериментальной музыки Présences électronique, созданный Группой музыкальных исследований при Национальном аудиовизуальном институте Франции.
Первый Présences électronique состоялся в 2005 году, когда тогдашний арт-директор Группы музыкальных исследований (Groupe de Recherches Musicales, далее — GRM) при Национальном аудиовизуальном институте Франции (INA), французский композитор Кристиан Занези решил создать своего рода фестиваль-визави другого важного музыкального форума — Présences, который был основан директором музыкальных программ Радио Франции Клодом Самюэлем в 1991-м и с тех пор собирает в парижском Доме радио представителей и поклонников современной классической музыки каждый февраль. Présences électronique, как несложно заключить из названия, имеет ту же цель, но фокусируется на музыке электронной, экспериментальной, зачастую на музыке на грани искусства и науки.
Тут стоит сделать небольшое отступление и чуть подробнее рассказать о GRM, потому что история этой институции хорошо объясняет природу и концепцию фестиваля.
Изначально в аббревиатуре GRM была ещё одна буква — С, раскрывавшаяся как Concrète, то есть группа занималась исследованием так называемой конкретной музыки — зародившегося в середине прошлого века направления авангардной музыки, чьему появлению способствовало развитие звукозаписывающей техники и, в частности, распространение и доступность микрофонов и магнитофонов. Один из пионеров конкретной музыки, французский инженер и композитор Пьер Шеффер, не имел к музыке никакого отношения: он получил техническое образование, окончив в Париже Высшую школу электрики. Но как раз это и определило его решающую роль в появлении конкретной музыки: с 1934 года Шеффер работал звукоинженером на французском радио и потихоньку стал проводить эксперименты с различными доступными ему по работе техническими устройствами: звуки и шумы, часто природного происхождения, записывались и переписывались, обрабатывались через различные фильтры и настройки, микшировались и так далее. В 1950-м при сотрудничестве с композитором Пьером Анри Шеффер написал «Симфонию для одного человека» (Symphonie pour un homme seul), которая стала одним из первых произведений и хрестоматийным примером в жанре конкретной музыки.
Уже в 1951-м Шеффер создает в Доме радио Группу исследования конкретной музыки (GRMC), которая быстро начала собирать вокруг себя энтузиастов нового, электронного звучания и экспериментов, в том числе таких композиторов, как Оливье Мессиан, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Эдгар Варез, Яннис Ксенакис. Довольно быстро стало понятно, что замыкаться на одной лишь конкретной музыке или даже электроакустической музыке участники GRMC не намерены, им было интересно развитие в самых разных направлениях, и в 1958 году GRMC стала просто GRM. Группа продолжила исследования звука и музыки, а также современных (и не только) технологий в этом контексте, и к началу XXI века пришла к идее собственного фестиваля-шоукейса. Таковым и стал Présences électronique.
Фестиваль, который пройдёт в парижском Доме радио с 1 по 3 ноября, особенный: этим выпуском Présences électronique отметит свое двадцатилетие. По этому случаю в программе трех вечеров и семи концертов, на которые разбит фестиваль, собраны музыканты и композиторы, которые сотрудничают с GRM не первый год и сыграли определенную роль в развитии институции и/или электронной музыки — их музыка, по заверению организаторов Présences électronique, «на протяжении двух десятилетий питала и обогащала воображение всё более многочисленной и интересующейся аудитории, что в течение трех дней посетит площадки Studio 104 и Auditorium, чтобы чествовать музыкальные эксперименты в любых проявлениях».
В лайнапе Présences électronique этого года — как звездные, всемирно известные композиторы и музыканты, так и исследователи электронных звуковых полей, имена которых знакомы лишь завсегдатаям специализированных фестивалей. Так, основатель фестиваля Кристиан Занези и такие экспериментаторы в области электронной и акусматической музыки, как Франсуа Бейль или Беатрис Феррейра, соседствуют тут с обладательницей «Оскара» за музыку к фильму «Джокер», исландской виолончелисткой и композитором Хильдур Гуднадоуттир или, к примеру, с одной из сподвижниц Пьера Шеффера, как ее ласково называют, «бабушкой дроуна» Элиана Радиг (в январе Радиг исполнилось 92 года).
Полная программа Présences électronique 2024
Пятница, 1 ноября
Концерт №1 — зал Auditorium
Кристиан Занези (Christian Zanési), Франция
Беатрис Феррейра (Beatriz Ferreyra), Аргентина (Франция; здесь и далее в скобках указана страна, в которой живёт и работает музыкант)
Даниэль Теруджи (Daniel Teruggi), Аргентина (Франция)
Франсуа Бейль (François Bayle), Франция
Концерт №2 — зал зал Studio 104
Autoreverse
Люси Рэйлитон (Lucy Railton), Великобритания
Deathprod, Норвегия
Эйко Исибаси (Eiko Ishibashi), Япония
Концерт №3 — зал Auditorium
Кристиан Феннеш (Кристиан Феннеш), Австрия & Хильдур Гуднадоуттир (Hildur Guðnadóttir), Исландия (Германия) & Стивен О’Мелли (Stephen O’Malley), США
Суббота, 2 ноября
Концерт №4 — зал Auditorium
Элиана Радиг (Éliane Radigue), Франция
Роберт Хэмпсон (Robert Hampson), Великобритания
Мишель Бокановски (Michèle Bokanowski), Франция
Джим О’Рурк (Jim O’Rourke), США
Концерт №5 — зал Studio 104
KMRU, Кения (Германия) & Aho Ssan, Франция
Оккён Ли (Okkyung Lee), Южная Корея (США)
Джузеппе Иеласи (Giuseppe Ielasi), Италия
Matmos, США
Воскресенье, 3 ноября
Концерт №6 — зал Auditorium
Джессика Экоман (Jessica Ekomane), Франция (Германия)
Кит Фуллертон Уитмен (Keith Fullerton Whitman), США
Кали Мэлоун (Kali Malone), США (Швеция)
Концерт №7 — зал Studio 104
eRikm, Франция
Phonophani, Норвегия
Крис Коул (crys cole), Канада & Орен Амбарчи (Oren Ambarchi), Австралия
Джон Чантлер (John Chantler), Австралия (Швеция)
Фелиция Аткинсон (Фелисия Аткинсон), Франция & Крис Уотсон (Chris Watson), Великобритания