Пять святынь на карте Бурятии
Главный дацан, лик богини, священный монумент и шаманский утес
Теги: Россия | Достопримечательности | Отдых | Экскурсии | Путешествия | Красивые места | ТОП достопримечательностей | Туры | Что посмотреть | Туризм | Бурятия
Бурятия — кладезь уникальных религиозных достопримечательностей и святых мест для паломников-буддистов и шаманистов. По территории региона разбросано множество ступ — так называют культовые сооружения разных размеров, напоминающие шатер или полусферу и обладающие силами добра и гармонии, — и природных святынь: скал, деревьев для поклонения. На неспешный осмотр всех подобных достопримечательностей Республики уйдут месяцы.
Однако есть пять точек на карте Бурятии, которые оставляют особенно яркий след в душе паломников и гостей региона. Большинство из них расположены максимально комфортно для посещения: до них можно добраться, передвигаясь на автомобиле по федеральной трассе.
Иволгинский дацан
Крупнейший буддийский монастырь в России и резиденция главы буддистов страны. Комплекс носит название «Хамбын Хурээ», или «Обитель Колеса учения, приносящего счастье и полного радости». Чтобы попасть сюда из Улан-Удэ, столицы Республики Бурятии, нужно двигаться из центра города на юго-запад, через реку Селенгу: по просторным степям мимо небольших населенных пунктов, аэропорта «Байкал» и села Иволгинск, за которым будет поворот направо, к селу Верхняя Иволга и, наконец, к самому дацану.
В описании этой святыни часто упоминают Байкал, который якобы находится по соседству. Однако озеро от этих мест отделяют степи и хребты масштабного горного массива Хамар Дабан, а по единственной трассе добираться до воды довольно долго: около двух с половиной часов до ближайших населенных пунктов на берегу, например, до сел Посольское или Истомино. При самостоятельном посещении дацана стоит учитывать этот факт: за день увидеть и его, и побережье Байкала возможно, но для этого начать прогулку по региону стоит уже ранним утром.
Возраст Иволгинского дацана принято отсчитывать с 1945 года. Именно тогда вышло постановление «Об открытии буддийского храма “Хамбинское Сумэ” в улусе Средняя Иволга». Сначала здесь построили деревянное здание и стали проводить редкие молебны. Через несколько лет под расширение монастырского комплекса выделили уже просторную территорию, на которой стали вырастать самые разные постройки: хозяйственные, административные и, конечно, религиозные.
Сегодня Иволгинский дацан — это солидная территория, которую по периметру можно не спеша обойти минут за 20–30. Она обнесена просматриваемым забором, со множеством построек, святынь, жилых домиков для монахов и гостевых — для паломников. Буддийский монастырь открыт для посещения круглый год. Здесь можно остановиться в гостинице или жилых домиках для паломников. Работает информационный центр, есть небольшое кафе, сувенирные лавки, парковка.
Кстати, знакомство с этим и любым другим дацаном принято начинать с обрядового обхода территории «по солнышку»: слева направо. Такой обрядовый обход в буддизме называют гороо. Заключается он не только в ритуальном движении по периметру территории или вокруг культового объекта, но и во вращении молитвенных барабанов хурдэ, тоже слева направо. Они могут быть разных размеров: например, в Иволгинском дацане хурдэ представлены как миниатюрными — на специальных подставках, — так и масштабными, выше человеческого роста. Обход и вращение барабанов призваны очистить ум и душу, подготовив визитеров к посещению святыни. Рекомендуется совершить гороо хотя бы единожды или продолжить до любого нечетного количества раз.
На территории Иволгинского дацана сегодня есть несколько буддийских храмов (дуганов) и знаковых объектов, среди них:
- Согчен дуган — главный храм Иволгинского дацана, освященный в старом облике в 1976 году и отданный на реконструкцию десяток лет назад. В сентябре 2024 года новое здание открыли и освятили;
- оранжерея для пятого поколения ветви священного дерева Бодхи, под которым несколько тысячелетий назад принц Сиддхартха Гаутама, позже ставший Буддой, пришел к просветлению;
- здание резиденции действующего XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и Дид Хамбо ламы по Республике Бурятии Дагбы Очирова;
- учебные корпуса буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева, который открыли здесь в 1991 году;
- музей с коллекцией деревянных и бронзовых статуй Будды, ритуальных предметов, миниатюрных ступ и подарков дацану из разных уголков планеты;
- художественная мастерская «Эрхим Дархан», в переводе с бурятского значит «Искусный мастер», здесь изготавливают религиозные атрибуты.
В Иволгинском дацане хранится священное для лам и паломников нетленное тело выдающегося подвижника буддизма — Хамбо Ламы Даши-Должо Итигэлова. Буряты называют его «человек, победивший смерть». Считается, что Итигэлов скончался в 1927 году, а точнее, впал в состояние глубокой медитации. Его тело поместили в саркофаг, который изредка поднимали для осмотра, а в 2002-м перевезли в Иволгинский дацан. Во время крупных религиозных праздников оно выставляется за стеклом.
Лик богини Янжимы
У подножия монументального Баргузинского хребта, в сотне километров к северо-востоку от прибрежного байкальского поселка Усть-Баргузин близ Забайкальского национального парка, находится вершина Улзы-хаан, а на подъеме к ней — валун, который привлекает паломников и туристов из разных уголков планеты. Люди приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть святыню: самопроявленный лик Янжимы — богини, которую в Бурятии ассоциируют с плодородием, деторождением, материнством. Удивительно, что каждый по-своему интерпретирует ее изображение: одному богиня видится с ребенком на руках, другому — кружащейся в танце, третьему — беременной.
На бурятском — Янжима, а в тибетской традиции — Янченма. Этот образ восходит к Сарасвати, индийской покровительнице мудрости, наук, искусств и ремесел. У богини Янжимы принято просить благословения и здоровья, обращаться с просьбами о рождении детей, исцелении и искуплении. Женщины молят Янжиму об удачном замужестве и большой любви, мужчины — о достойном продолжении рода и удачной спутнице жизни. К святыне-валуну принято приходить с подношениями: это могут быть угощения, монеты и даже детские игрушки.
Добираться до святыни нужно сначала по асфальтированной, а потом и по грунтовой, но хорошо укатанной дороге: сначала до сел Баргузин и Нестериха, а оттуда еще километров 40 мимо Улюна до местности Униган. Но нужно приготовиться: от Улан-Удэ сюда ехать не меньше пяти часов, и дорога не всегда идет по идеальному асфальту, хоть и вполне проездная, не пустующая.
Перед подъемом с трассы непосредственно к камню со священным ликом находится территория Баргузинского дацана, там тоже много построек, в том числе Дворец богини Янжимы, гостевые домики и кафе. Вокруг камня с ликом, до которого от дацана нужно пройти около полутора километров по обустроенной тропе, тоже принято проходить гороо, как и вокруг Баргузинского дацана. А по дороге и при самостоятельных прогулках стоит быть осторожными, потому что эти края в последнее время особенно часто посещаются медведями.
Монумент Авалокитешвары, Будды Сострадания
Парк религиозно-познавательного туризма «Арья Балаа» открыли в четырех километрах от бурятского села Санага в 2022 году. Здесь, в Закаменском районе Республики Бурятии, на довольно крутом склоне установили новое изображение Будды Авалокитешвары, которого так и называют: Арьяа Баала, или Будда Сострадания. Мантра именно этого божества является самой известной для широкой публики: «Ом мани бадме хум». Святыню называют статуей, но технически это изваяние, которое создали на холме, как на холсте, площадью 41 х 28 метров. Сегодня это крупнейшее изображение Будды в России.
Будду Сострадания увидеть еще сложнее, чем перечисленные выше святыни: придется не только преодолеть около 500 километров от Улан-Удэ на юго-запад по не самой лучшей дороге, но и пройтись пешком около двух километров по довольно крутой, но совсем не дикой тропе с деревянными мостками. Паломников это, безусловно, не останавливает. Вдоль пешего маршрута установлены канатные перила с сотней бусин, прикосновение к которым очищает душу и мысли. По дороге есть скамейки для отдыха, урны — в целом, территория вполне благоустроена для приятной прогулки, но нужно рассчитывать силы и время на посещение.
На территории парка «Арья Балаа» расположены несколько смотровых площадок с беседками, откуда открывается отличный обзор на статую. Одна из беседок оснащена прозрачным куполом — желающие побывать здесь ночью смогут наблюдать за звездным небом. Другая находится на берегу озерца, куда часто прилетают лебеди. В пешей доступности от склона находится Санагинский дацан.
Священная гора «Спящий лев»
Потрясающей красоты пленэрная площадка, возвышающаяся над разливистой Селенгой, находится в 40 километрах к югу от Улан-Удэ, вдоль течения реки. Это место называют Омулёвой сопкой или Хабсагай хада, что на бурятском означает «утес», «вершина» или «гора». Но более привычное для туристических карт наименование этой достопримечательности — гора «Спящий лев», или просто «Лев-гора». Омулёвой ее называют, поскольку в реку Селенгу на нерест заходит омуль из Байкала. Львом прозвали за сходство очертаний с некоторых ракурсов.
Природный памятник находится в Тарбагатайском районе Республики Бурятии, в восьми километрах к северу от старообрядческого села Тарбагатай. На практике это все-таки утес, с крайне удачным расположением близ трассы и чудесными природными площадками на вершине с видом на долину Селенги. К ней прямо от трассы ведет деревянная лестница, хотя желающие могут подняться наверх и по пешей тропе в стороне от ступеней.
На вершине «Спящего льва» есть два природных углубления, которые называют чашами огня и воды. Есть поверье: если попасть монеткой в первую — от жизни стоит ждать череду ярких «огненных» событий, во вторую — жизненный путь будет спокойным и ровным, как водная гладь. Несколько раз в год на утесе проводят традиционные обряды шаманы Бурятии, а паломники приносят сюда монетки, угощения и повязывают символические ленточки.
Интересно, что «Спящего льва» видно и с территории Иволгинского дацана, так что путешествие по святыням можно закольцевать: начать с поездки из Улан-Удэ на северо-восток, до неблизкого Баргузинского хребта и лика Янжимы; затем вернуться в город, переночевать и отправиться на юго-запад, к монументу Будды Авалокитешвары. После ночевки в тех краях вернуться в столицу Бурятии и прокатиться до Иволгинского дацана и «Спящего льва».