Райское древо Вырий
Александр ПАЧКАЛОВ, кандидат исторических наук
Теги: Национальная культура | Традиции | Обычаи | Особенности культуры
Фото автора
Посещая парки Москвы и Подмосковья, обращали ли вы внимание на средневековые славянские курганы? Это интересные памятники археологии, мимо которых посетители парков часто проходят мимо, не замечая.
Одно из самых известных мест в Москве, где находятся средневековые курганы, — это парк Царицыно. Курганы расположены на левом и правом берегах Верхнего Царицынского пруда. В начале XIX века парк стал популярным местом для прогулок, тогда же среди старинных курганов установили мраморную статую и вазу в виде погребальной урны, напоминавших о бренности жизни. В конце XIX века начались научные раскопки. В них принял участие известный историк и археолог И. Е. Забелин. В 1940-е годы исследования продолжил член-корреспондент АН СССР А. В. Арциховский. Найденные предметы поступили в фонды Государственного исторического музея в Москве.
Помимо Царицына средневековые курганы можно увидеть в Тропаревском лесопарке, на специальной историко-экологической тропе на территории Битцы, в парках Теплый стан и Митино, в подмосковной усадьбе Горки Ленинские и других местах. Многие из них отмечены на картах Яндекса специальными информационными табличками, что позволяет обнаружить их без особого труда.
Несмотря на сотни подмосковных курганов, дошедших до наших дней, очевидно, что в прошлом их было значительно больше. Многие были уничтожены в ходе сельскохозяйственных или строительных работ. Очевидно, что курганные комплексы являлись своего рода деревенскими кладбищами, поэтому возле каждой группы существовали поселения.
Среди сохранившихся групп особенно выделяются Одинцовские в Подушкинском лесопарке, что входит в спортивный парк отдыха им. Героя России Ларисы Лазутиной. Комплекс включает в себя 19 групп и одиночных курганов общей численностью более трехсот насыпей, а также шесть современных им поселений.
Одинцовские представляют собой погребальные сооружения XI–XIII веков. Имеют типичную полусферическую форму диаметром 5–15 м, высотой 0,5–2,5 м. Вокруг насыпей часто фиксируются кольцевые или полукольцевые ровики. Покойника опускали на поверхность земли, «очищенную» огнем, окапывали кольцевым ровиком, а вынутую землю использовали для формирования круговой насыпи. Для вятичских курганов было характерно как трупоположение, так и захоронение урн с прахом, оставшимся после сожжения тела умершего. Встречаются останки одного, а иногда двух и более человек, вместе с небольшим погребальным инвентарем. Среди предметов — железные ножи и сосуды для пищи, детали и элементы ремней и поясов, бронзовые или медные перстни, бусы, различные ювелирные украшения и металлические элементы головных уборов. Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца. Встречаются насыпи необычных форм. Так, в одной из групп были изучены курганы усеченной формы с плоской площадкой на вершине. Такие насыпи сооружались в несколько этапов. В перерывах на них устраивали специальные поминальные тризны, следы которых были обнаружены в ходе исследований. Поздние погребения имеют следы христианства, в них встречаются кресты и образки.
Вятичи и кривичи
Курганы Москвы и Подмосковья в основном связаны с вятичами. Это восточнославянский племенной союз, населявший в VIII–XIII веках бассейны верхней и средней Оки и верхнего Дона (часть относится к погребениям другого племенного союза — кривичей). В результате походов Святослава в X веке вятичи были подчинены династией Рюриковичей. Сын Святослава князь Владимир также неоднократно воевал с ними и накладывал дань. До конца XI века вятичи сохраняли в составе Руси некоторую самостоятельность и оставались объектом нападений киевских князей. В «Поучении Владимира Мономаха» упомянуты предводители племенного союза — Ходота с сыном.
Сооружение курганов вплоть до XIII–XIV веков объясняется тем, что вятичи особенно долго сохраняли языческие традиции. Так, известно о священномученике Кукше Печерском (умер в начале XII века), иеромонахе Киево-Печерского монастыря. Возможно, он происходил из знатного вятичского рода, поэтому и вернулся к соплеменникам, чтобы проповедовать христианскую веру. Вместе со своим учеником Никоном миссионерствовал на Оке и был убит местными. Современные исследователи предположительно связывают место гибели Кукши и его ученика с городом Серенском (ныне Мещовский район Калужской области).
Погребения в курганах возникли у вятичей сравнительно поздно, к XI веку. Возможно, ранее их погребения совершались иначе. В «Повести временных лет» обряд описывается так: «И если кто умрет, совершают над ним тризну. После нее складывают большой костер, кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники». Очевидно, что курганные захоронения распространились среди вятичей, вытеснив погребение на столпах, на путях, не сохранившиеся до наших дней. Вполне возможно, что какое-то время столпы с кремированными останками умерших могли ставиться на вершинах и у подножия. Находимая археологами керамика возле поверхности курганов может быть связана именно с захоронениями такого рода.
Могила Рюрика
Еще более примечательные погребальные сооружения эпохи Средневековья известны на северо-западе России. В первую очередь речь о насыпях возле Старой Ладоги в урочище Сопки, и особенно Олеговой могиле. Фольклорные исследования фиксируют по отношению к этой насыпи рассказы о земляной могиле, насыпанной по горсти, и о похороненном здесь Рюрике (возможно, рассказ имеет в своей основе литературное происхождение). Также известна Шум-гора (она же Рюрикова могила, Передольская сопка, Крестовая сопка, Большая сопка, Вилия гора). Это сакрально-погребальный памятник на левом берегу реки Луги между деревнями Подгорье и Заполье в Батецком районе Новгородской области. Считается одной из самых больших погребальных насыпей на Руси — высота составляет около 14 метров, диаметр основания 70 метров. С 2010 года Шум-гора изображена на флаге Батецкого района Новгородской области.
Другой знаменитый памятник эпохи Древней Руси — Гнёздовский археологический комплекс в Смоленской области. Он расположен на обоих берегах Днепра у деревни Гнёздово в 15 км к западу от Смоленска. Основной период существования торгово-ремесленного поселения и время создания курганов определяется Х — началом XI века. Комплекс включал в себя не менее четырех с половиной тысяч курганов, большая часть которых к настоящему времени не сохранилась. Археологические исследования в Гнёздове проводились многими исследователями, среди которых в начале XX века был и художник Н. К. Рерих.
Место культа
Если погребения язычников — восточных славян — достаточно хорошо изучены, то информация о святилищах и культовых местах весьма лаконична. Археологи И. П. Русанова и Б. А. Тимощук привели в 1990-е годы данные о 74 святилищах и культовых местах на всей славянской территории (основная их часть приходится на земли западных славян). При этом большая часть таких мест, выделяемых археологами предположительно, представляет собой довольно маленькие и невыразительные памятники археологии с очень небольшим количеством каких-либо находок.
Одним из наиболее известных памятников для изучения восточнославянского язычества является Перынский культовый комплекс (от урочища под названием Перынь), расположенный на берегу озера Ильмень на окраине Великого Новгорода. Академик В. В. Седов еще в конце 1940-х годов открыл восьмилепестковый ров, окружавший круглую площадку с ямой в центре. В выступах рва располагались остатки кострищ. Связав название урочища с летописным известием об установлении Добрыней идола Перуна в Новгороде, Валентин Васильевич отнес памятник к святилищу Перуна. По мнению исследователя, план святилища представлял собой геометризированное изображение цветка, посвященного Перуну. Однако в конце XX века такая трактовка была пересмотрена. Повторный анализ имеющихся материалов показал, что вряд ли их можно связывать с языческим святилищем.
Исследователи славянского язычества часто обращаются к культовым объектам природного происхождения (священные рощи, реки, камни и т. д.). Наибольшее число работ по данной проблеме посвящено исследованию культовых камней, как единичных, так и целых комплексов. Одним из самых известных остается Синь-камень (Синий камень) близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Название связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему. Вокруг него бытует множество легенд. Так, в житии Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал зарыть камень. Отмечу: памятники природного происхождения несут мало информации о древнем язычестве и не дают надежных хронологических ориентиров.
Отсутствие крупных восточнославянских языческих святилищ может иметь разные причины. Искать их следы стоит в других археологических памятниках, погребальных сооружениях, связанных с культовой практикой, почитанием давно умерших предков и несших сакральный смысл.
Не только монументальные погребальные насыпи на северо-западе России, известные как сопки, но и небольшие земляные холмики — курганы, могли быть сооружениями, связанными с языческой моделью мира и различными обрядами. По мнению ряда исследователей, и сопки, и курганы — это символическое представление мировой горы или мировой оси, связывающей землю и небо. По фольклорным представлениям славян известно, что купол неба держится на столпе (мировой оси), идущей от Полярной звезды, которая вращает весь свод. Другой соединяющей осью было мировое (родовое) дерево.
К сожалению, научные раскопки проливают мало света на языческие символы. Для более глубокого изучения необходимо обратиться к этнографическим, фольклорным источникам. Академик АН СССР и РАН Б. А. Рыбаков ряд своих научных работ посвятил изучению образа мироздания у восточных славян.
Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 3(16), июль – сентябрь 2024 г.