«раздватричетырепять»
До 21 июля проект под таким названием – в Посольстве ZAMAN MUSEUM в Уфе
раз — город
два — музей
три — игра
четыре — связи
пять — вы
Именно эти составляющие стали главными для команды ZAMAN MUSEUM при создании концепции «раздватричетырепять». И это все не просто так! Нам всегда были интересны несколько вещей:
раз — вовлечение городского сообщества и горожанина в поиск другого взгляда на город, где базируется Посольство ZAMAN MUSEUM. Каждый из команды музея тесно связан с Уфой — кто-то здесь родился и вырос, кто-то живет и работает здесь и сейчас, кто-то прожил в Уфе долгое время. В этом году Уфе исполняется 450 лет — и это очень красивая дата! Мы хотим, чтобы каждый, кто когда-то был связан с Уфой, вспомнил ее и увидел заново.
два — точкой вовлечения становятся территории, где сейчас находится ZAMAN MUSEUM. Мы как «музей без стен» существуем на территории Уфы, в Посольстве; в социальных сетях; в каждом из вас, кто когда-либо видел наши выставки в других городах, слушал лекции наших спикеров, работал волонтером или читал нашу рассылку. ZAMAN MUSEUM создается вместе с вами, и потому хотим стать для вас еще ближе этим летом.
три — игра с пространством города, правила игры как инструкция к действию. Мы предлагаем поиграть в Уфу. Это значит, что каждому из нас есть чем поделиться, когда мы говорим про свои места в этом городе. Это может быть место, где вы подростком собирали ранетки; где у вас случился первый поцелуй; где произошла драка; где вы приняли важное решение; где вы постоянно спотыкаетесь на левую ногу (к деньгам) или куда вы приходили гулять с коляской. Правила игры создаются художниками, но секретик заключается в том, что мы верим в художественный потенциал каждого.
четыре — хитрая механика-считалочка. Что же все это значит? Это значит, что каждые три недели мы приглашаем придумывать правила игры-взаимодействия с городом пятерых художников, которые бывали, родились, выросли или живут в Уфе прямо сейчас. Они размещают инструкции в Посольстве — мы предлагаем вам взять их и в соответствии с ними выйти в город. Каждый из художников зовет участвовать еще троих — они также создают свои инструкции, которые появляются в пространстве Посольства и/или онлайн. Те зовут еще, и еще, и еще — вариации взаимодействия с городом растут в арифметической прогрессии. То есть «раздватричетырепять» — это еще и картография связей между разными сообществами.
пять — это вы! Мы хотим, чтобы игра была доступна каждому, а значит вы тоже можете предложить свою инструкцию и разместить ее в Посольстве. Вы можете выполнять эти инструкции коллективно или в одиночку и делиться результатами. Мы хотим, чтобы игра была доступна каждому, а значит инструкции игры должны быть простыми и понятными.
Тут мы должны признаться, что ничего особенно нового не придумывали! ZAMAN MUSEUM не существует в вакууме, каждый и каждая из нас вращается вокруг идей, пространств и ищет источники в разных местах. В этот раз таких источников у нас три.
раз — история искусства XX века. Так, в 1919 году Марсель Дюшан не смог приехать на свадьбу своей сестры Сюзанны в Париж. Но он не мог оставить ее без подарка и выслал из Аргентины, где находился в тот момент, инструкцию, по которой она смогла бы создать подарок от его имени — работу под названием «Незадачливый реди-мейд». Сестре было указано вывесить на балконе учебник геометрии, с тем чтобы «ветер, перелистывая страницы, мог выбирать задачи на свой вкус…» — пишет Александр Извековов в каталоге к проекту «do it», одна из реинкарнаций которого состоялась в 2014 году в музее современного искусства «Гараж» (Москва). В рамках проекта были созданы новые инструкции и интерпретированы уже существующие.
два — экспериментальные кураторские модели. Проект «do it» был задуман куратором Ханс-Ульрихом Обристом и начался в 1993 году в Париже с беседы Обриста с художниками Кристианом Болтански и Бертраном Лавье. Все трое подняли вопрос о том, как сделать выставки более гибкими и открытыми. Разговор перерос в обсуждение, не стоит ли создать выставку по «партитурам» или инструкциям, написанным художниками, – чтобы при каждом новом показе выставка была максимально открыта для интерпретаций. Выставка колесила по городам и весям, вовлекая все больше и больше художников.
три — наш собственный опыт — мы тоже не лыком шиты! В Уфе, в 2023 году, в рамках проекта «Сортировочный центр» художница Наталья Передвигина в работе «Частицы» предлагала каждому из зрителей оставить свою «частицу» — это могло быть что-то, найденное на улице, или маленькие предметы, имеющие значение для участника. «Руководствуйтесь ощущением связи, постройте мостик между вами, частицей, художественным проектом» — такую инструкцию оставила Наталья для посетителей Посольства. На протяжении двух месяцев работа разрасталась, многие приходили на выставку повторно, чтобы узнать судьбу своих «частиц». Искусство, которое включает действие со стороны зрителя, называют партиципаторным или со-участным: вы уже не просто зритель, вы — соучастник. Задача художников в этом проекте — предложить, позвать, помочь настроиться на определенный лад — но вообще-то они такие же игроки, как и вы!
раздватричетырепять!
(прочитать вслух, продолжить мысленно любимую считалку)
По материалам пресс-службы