Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 07.10.2024
Анна Хрусталева
4 минуты чтения

Репетиция 8 марта

XIX–XX Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» оказался «Во власти женщин»











































































Анна Хрусталева

В эти февральские, традиционно «мужские» дни, «Дух огня» решил устроить генеральную репетицию 8 марта и созвал зрителей на внеконкурсную программу «Во власти женщин», куда вошли шесть короткометражных картин из Китая, Литвы, Испании, Ирана и Мексики. И пусть их герои живут на разных концах Земли и говорят на разных языках, волнует их одно и то же: желание любить, быть любимыми в ответ, нужными кому-то, а значит, живыми.

Мировая премьера картины «Резинка для волос, яйцо, тетради для домашней работы» режиссера Ло Жуньсяо состоялась минувшей осенью на Венецианском кинофестивале. Дело происходит в Китае, но эта географическая подробность не имеет ровным счетом никакого значения, потому что с тем же успехом события могли бы разворачиваться в Воронеже, Самарканде или, допустим, в пригороде Сан-Франциско. Ведь домашнее насилие во всех смыслах безгранично, как и его лицемерное игнорирование: чего не вижу – того нет. 11-летняя Линь Юйци – тихая отличница, гордость учительницы. Ей даже поручают проверять «домашку» одноклассников – вот какая она молодец! А для предстоящего родительского собрания Линь Юйцы велено подготовить задорную, прочувствованную речь о своей лучшей в мире семье, тепле родного очага и путеводной звезде отчей любви. Правда, мама на это собрание не придет, потому что отец в очередной раз избил ее до полусмерти…

Для литовских «Матерей» Бируте Капустинскайте показ в Ханты-Мансийске – мировая премьера, картина с пылу с жару, ее еще никто не видел. На первый взгляд, простая история, без подводных камней. Алдона одна воспитала дочь Мигле, которая со дня на день сама станет матерью. И уж, конечно, только без пяти минут бабушка знает, что будет лучше для роженицы и малыша, как обставить детскую и какие ползунки-распашонки прикупить. От столь удушающей заботы кто угодно на стенку полезет. В какой-то момент не только дочери, но и зрителю непременно захочется поинтересоваться: мол, уважаемая Алдона, словосочетание «личные границы» вам вообще ни о чем не говорит? Неужели вы не понимаете, как опасно заплывать в чужие территориальные воды, когда вас там не ждут? Но зачем спрашивать, если ответ известен заранее: конечно, не понимает! Оставьте эти новомодные теории при себе, «яжмать», мне виднее! Но, честное слово, она не со зла. Тут и страх собственного одиночества, и переживание за свою кровиночку и за еще не родившегося ребенка. И вся эта раздражающая суета – лишь безмолвный крик о помощи, который юная Мигле пока еще просто не в состоянии услышать.

Тотальному контролю посвящен и иранский «Playback» Пуи Агелизаде – пожалуй, самая загадочная картина программы, не подлежащая единственно верной дешифровке. Двое в пустом доме, напичканном камерами видеонаблюдения. Куда бы ни пошла Она, Он следит за ней. На кухне, в коридоре, в спальне. Но в какой-то момент все меняется, и теперь уже Она следит за Ним. Странная игра без начала и с открытым финалом. Странная притча о несвободе человека вне зависимости от гендера.

А вот в мексиканской «Фуге» Кани Лапуэрта нет ни одной женщины. Только восемь мужчин – поначалу безжалостных, грубых, жестоких, извергающих потоки брани, слушать которую физически больно. Все они – участники театрального эксперимента по исследованию собственной мужественности и того, что каждый из них под этим понимает. Мягкость, гуманизм, сострадание – все это для них признаки слабости. Но театр творит чудеса…

И, наконец, две испанские картины – «Любовь в 20 лет» Алекса Гарридо и «Барранко», снятая целой командой режиссеров. Легкий романтический мюзикл как знак признательности вековым достижениям кинематографа и социальная трагикомедия – призыв не откладывать счастье на потом, но дышать полной грудью здесь и сейчас, наслаждаясь мелочами, в которых – Вселенная.

По словам составителя программы, киноведа Виктории Цетлиной, само название «Во власти женщин» не лишено иронии. Ведь несмотря на то, что «женская повестка» обрела сегодня силу, голос и миллионы сторонников, вопрос, есть ли у женщин и женственности реальная власть, по-прежнему открыт. А если все же эту власть признать, важно понять, в чем она заключается. И где заканчиваются громкие лозунги и начинается повседневная правда? И что каждый из нас под этой правдой понимает?

Реакция зрителей на программу противоречива, как сама женская природа. Вот, например, Надежда по завершении сеанса призналась, что несколько раз хотела встать и выйти из зала: «Я мало что поняла, но знаю одно: нас, старшее поколение, воспитывали на другом кино и на других идеалах. Для меня это и сложно, и чуждо. Я люблю простые фильмы, где белое – это белое, а черное – черное». А вот Юлия – постоянный зритель «Духа огня» и помнит еще первый фестиваль, прошедший в Ханты-Мансийске в начале 2000-х. И ей чем сложнее, тем лучше, потому что это дает простор фантазии, открывает глаза и позволяет взглянуть на мир шире: «У меня после таких фильмов столько вопросов – к самой себе прежде всего. А что я о той или иной ситуации думаю, а как бы я поступила, а правильно ли пытаться все держать под контролем или лучше дать свободу и себе, и тем, кто рядом? Сложные фильмы очень важны, они, даже если поначалу мы их не принимаем, запускают в нас какой-то невидимый механизм, который в итоге позволит прийти к самим себе. Так что спасибо!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!