Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Афиша
  • Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров
    Так называется выставка, открывающаяся 15 мая в Государственном музее Востока.
Обновлено: 25.04.2024
Афиша
3 минуты чтения

Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров

Так называется выставка, открывающаяся 15 мая в Государственном музее Востока.

Более 300 предметов из богатейшей иранской коллекции музея Востока-произведения живописи и миниатюры, керамика и стекло, изделия из дерева и художественный металл, ковры и расписные ткани, манускрипты и оружие, а также исторические документы из Государственного Архива РФ, экспонаты из фонда Марджани, фотоматериалы из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов выставляется впервые.

Впервые в России столь масштабный выставочный проект познакомит зрителей с малоизвестной широкой публике страницей иранской истории и искусства — периодом конца XVIII-начала XX вв. и займет все 7 залов музея. Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества XIX – начала XX века: идеологию верховной власти, религиозные практики и народные суеверия, взаимоотношения с иностранцами и воздействие европейской моды, военные традиции и мастерство ремесленников, а также бытовую культуру, в которой современные новшества сочетались с устоявшимися обычаями.

Только в последние десятилетия значимость каджарского искусства, долгое время остававшегося недооцененным, стала осознаваться искусствоведами и сотрудниками музеев, решившимися показать посетителям произведения этого периода. В разные годы выставки прошли в Лансе (Лувр-Ланс 2014)); Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1998); Баку (центр Г. Алиева при участии Тбилисского музея истории Грузии (2019). Первой в этом ряду еще в начале 1970-х гг. стала выставка живописи из собрания Музея Востока (Москва, Государственный музей Востока, 1973). Коллекция каджарского искусства Государственного музея Востока насчитывает более 1000 предметов искусства и является одной из самых представительных в мире — наряду с собраниями парижского Лувра, музея Виктории и Альберта в Лондоне и Государственного Эрмитажа.

Каджарская династия пришла к власти в Иране в последней четверти XVIII в. после долгой междоусобной борьбы. Правление ее не было безоблачным: кризисные явления в экономике, тяжелые и неудачные войны, территориальные потери и невозможность противостоять европейской колониальной экспансии, социальная напряженность, вылившаяся в кровавые восстания, способствовали тому, что Иран воспринимался как безнадежно отсталая провинция, а каджарский период – как продолжение кризисного XVIII в., ставшего эпохой заката былой славы иранского государства. Однако независимость страны была сохранена, на фоне явственных признаков упадка возникли первые ростки модернизации, а каджарское искусство, в котором ярко отразились две основные тенденции эпохи – интерес к европейским достижениям и преклонение перед собственной историей, эпосом и традициями – заняло свое место в истории мировой культуры.

Произведения каджарского искусства не похожи на изысканные шедевры предшествующих эпох, но в них живет во всех противоречиях породившее их время. Наивные и многозначные, грубоватые и обаятельные, красочные и жизнеутверждающие, они бросают отблеск небывалой роскоши и сказочной фантазии на закатный период иранского средневековья.

В рамках выставки планируется масштабная культурная программа: кураторские экскурсии, лекции, концерты, кинопоказы, мастер-классы, а также онлайн-программа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю