Самая скромная в Каннах
К 90-летию со дня рождения актрисы Татьяны Самойловой
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Кинематограф | Режиссеры | Актеры
Автор: Дарья Борисова
Когда зажигались звезды Мэрилин Монро, Брижит Бардо, Джины Лоллобриджиды, советские актрисы, увы, не были известны широкой публике за рубежами СССР. Тем более удивительным, беспримерным выглядит в истории кино случай Татьяны Самойловой.
Роль в великом фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» (о котором мы недавно вспоминали в связи с юбилеем режиссера) принесла ей всемирную славу. На Каннском фестивале 1958 года дебютантка из Москвы получила приз с определением «Самой скромной и очаровательной актрисе». Она действительно держалась скромно и казалась застенчивой молчуньей в блестящем буржуазном собрании. Но ее лицо удивительной красоты, голос с пленительным тремоло, женственная грация врезались в память кинематографистам, журналистам и киноманам, завсегдатаям Каннского фестиваля: интерес к советской актрисе не улетучился после того, как свернули красную дорожку на Круазетт. Татьяну Самойлову захотели снимать режиссеры разных стран.
Только выбор был не за ней, а за советским кино- и партийным начальством. Беспрецедентный успех принес начинающей актрисе не только радости, но и проблемы: она стала козырной картой в начальственной колоде, а такую карту всегда приберегают для сильного хода. Чтобы не размывать статус звезды, Самойлову «запускали» редко, чаще в тех случаях, когда выбор определялся идеологическими соображениями. В памяти большинства зрителей Татьяна Самойлова живет благодаря двум ролям: Вероники в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957) и Анны Карениной в классической экранизации романа Льва Толстого (1967, реж. Александр Зархи). Ну, может, более сведущие в истории кино люди помнят ее в роли участницы геологической партии Тани в фильме ее «крестного отца» Калатозова «Неотправленное письмо» (1960). Несмотря на обидно короткую фильмографию замечательной актрисы, в ней все же насчитывается порядка пятнадцати картин. И сегодня мы хотим вспомнить о нескольких ролях Татьяны Самойловой, которые она сыграла в ныне забытых фильмах, как советских, так и зарубежных.
Звезда на экспорт
Одним из живительных явлений в советском кино периода оттепели стало совместное производство. «Разрядка» в отношениях с США, наступившая после преодоления Карибского кризиса, принесла советским кинематографистам возможность затевать и осуществлять постановки даже с буржуазными странами — конечно, то были постановки по сценариям, идеологически близким советской трактовке истории, и в подавляющем большинстве случаев эти фильмы не становились большими произведениями киноискусства, но важен был опыт взаимодействия с профессионалами киноиндустрии других стран. Да и сами поездки на съемки за пределы СССР тогда играли большую роль, особенно для работников среднего звена, у которых зачастую не было иного случая увидеть мир. В свою очередь, зарубежные режиссеры, актеры, приезжая в СССР на съемки и кинофестивали, попадали в закрытую страну и получали непосредственные впечатления от жизни на одной шестой части суши. Фильм французского режиссера Марчелло Пальеро «Леон Гаррос ищет друга» (1960) по сценарию советских драматургов Леонида Зорина и Сергея Михалкова, кажется, был задуман именно как киногид по СССР, причем откровенно рекламного характера. Драматургия в нем играет роль десятую и нужна только для того, чтобы хоть как-то связать между собой эпизоды передвижения трех французов по бескрайним просторам Советского Союза со всеми его полями, лесами, горами, морями и, конечно, впечатляющими стройками коммунизма. Главная на тот момент международная кинозвезда СССР Татьяна Самойлова играет в этом фильме певицу Наташу — избалованную столичную красавицу, невесту полярного летчика, который сорвался на очередное срочное задание аккурат накануне свадьбы и тем привел девушку в отчаяние. Наташа желает забыться и отправляется с «Москонцертом» в тяжелое турне по далеким городам и поселкам — конечно, чтобы в финале этого изматывающего путешествия добраться до заснеженной северной дыры, где несет службу отставленный было ею жених.
Есть поговорка: трагедия повторяется в виде фарса. В «Леоне Гарросе» Самойлова, как и в фильме «Летят журавли», играла невесту, у которой судьба украла любимого жениха и свадьбу. «Уберите все это!» — требует Наташа, кивая на уставленный закусками стол (дома ждали молодых из загса), и уходит с чемоданом в неизвестность. В этом фильме вырулить смогли только французские актеры, которые работали в жанре бурлеска, переходя от «номера» к «номеру» и не тяготясь задачей хоть как-то оправдать драматургическую халтуру ведущих советских драматургов. Но Самойлова не может только демонстрировать свое прекрасное, международно известное лицо, и водевильная легкость — не ее конек. Этой актрисе нужна драма, психологические глубины. Ну хоть какой-то объем материала для того, чтобы приоткрыть мир женской души!
Венгерская картина «Альба Регия» (1961) режиссера Михая Семеша — совсем другой случай. Там Самойловой выпало сыграть разведчицу, а это всегда роль в роли — ведь разведчик выдает себя за другого. Это был один из фильмов, в котором кинематографисты социалистической Венгрии каялись за коллаборационизм своей страны в годы фашистской оккупации Европы. Героиня Самойловой работает на советские войска, находясь в захваченном немцами венгерском городе. Ее позывные — «Альба Регия», а как ее на самом деле зовут, мы не знаем. Таинственная красавица с двумя чемоданами (в одном из них — радиоаппаратура для передачи данных и получения указаний) появляется в доме доктора Хайнала из ниоткуда и уходит в никуда, как классический неуловимый киношпион. Пока она на венгерском задании, Альба успевает покорить сердце одинокого доктора, да и сама, кажется, влюбляется в этого мягкого умного человека, но долг зовет ее дальше, в Германию, где еще опаснее. В фильме есть продолжительный эпизод, когда Альба на правах гражданской жены главврача местного госпиталя доктора Хайнала вынуждена принимать в гостях и развлекать офицеров Вермахта. Самойлова виртуозно передает напряжение своей героини, которое в эти моменты доходит до опасной грани, ведь ее могут заподозрить из-за любой мелочи. Механические «светские» движения, застывшая улыбка, прямая спина. Только взгляд выдает ее животный страх — знаменитый взгляд Татьяны Самойловой, отрешенный, словно она видит свое будущее и это будущее трагично.
Еще одна «совместная» картина в фильмографии Самойловой — масштабная историческая драма «Они шли на Восток» (1964) итальянского режиссера Джузеппе де Сантиса. Она похожа на венгерскую «Альбу Регию» в том плане, что тоже несет в себе желание итальянцев покаяться за грехи своего народа — за поддержку фашистского режима Гитлера и участие в его захватническом походе на Советский Союз. У Самойловой там совсем маленькая роль, но примечательная, острохарактерная. В титрах «статус» героини Самойловой определен длинным и многозначительным словом «коллаборационистка». Скорее всего, эта безвкусно разряженная девица действительно сожительствовала с каким-нибудь немцем во время оккупации — иначе откуда у нее эти модные шляпка, пальто с плечами-фонариками, чулки… И, главное, Соня сразу, еще до всяких вопросов начинает оправдываться: я молодая, я до войны и жизни-то не успела повидать. За несколько минут экранного времени актриса сумела очертить характер: Соня — из той породы женщин, которые могут жить, только прилепившись к состоятельному мужчине, и им не важно, чем этот мужчина промышляет. Интересно, что советская прокатная версия этой картины начинает перечисление огромного актерского состава именно с Татьяны Самойловой (хотя в фильме снимались, например, известный итальянский актер Андреа Чекки и восходящая звезда американского кино и телевидения Питер Фальк) — так гордились тогда в СССР своей каннской лауреаткой.
Женщина, ваше величество, как вы решились сюда?
Мария Оленецкая, героиня Татьяны Самойловой из фильма «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975, реж. Григорий Кроманов), в чем-то похожа на Соньку из фильма де Сантиса, а в чем-то, как ни странно выглядит это сопоставление, на Анну Каренину, сыгранную актрисой несколькими годами ранее. Она не может жить без любви и бросается в эту любовь, словно в омут, как Анна, но ей все равно, чем занимается по жизни ее возлюбленный (а он руководит криминальной сетью по сбыту вывозимых из СССР драгоценностей), как и «коллаборационистке» Соньке под Сталинградом. Оленецкая работает в эстонском штабе ВЧК шифровальщицей, но при этом дама она совершенно несознательная, пригрела в своем доме идеологического врага… Отрицательные героини Самойловой — такие, как Сонька и Оленецкая — не плоские, не плакатные антипримеры советских гражданок. Самойлова каждый раз играла женщину не «головную», даже иррациональную в своих поступках, живущую порывами, страстями — так повелось с Вероники, ее первой звездной роли в фильме «Летят журавли». Этот фильм произвел прорыв не только в эстетике кино, но и в ракурсе взгляда на женщину, не дождавшуюся любимого с фронта. Впервые, кажется, предлагалось если не простить такую женщину, то хотя бы заглянуть в ее личный ад и, содрогнувшись, пожалеть. Одновременно с Татьяной Самойловой в советском кино жили ослепительные красавицы и талантливые актрисы, но ее делала особенной чувственность. Не сексуальность, а именно чувственность — энергия женского стремления к любви, к утверждению своей привлекательности. Такова была природа этой актрисы, не стремившейся упрочить свое положение «активной гражданской позицией» — общественной работой, представительством в комитетах, комиссиях и прочих карьерообразующих структурах. Думается, что Самойлову мало снимали не только потому, что не хотели «мельчить» фильмографию едва ли не единственной звезды международного масштаба. Она просто не укладывалась в рамки «тематического плана» советского кино, и единственным после «Журавлей» полноценным «попаданием» в материал стала для нее «Анна Каренина». Грустно осознавать, что большая актриса не совпала с эпохой, но историю уже не повернуть вспять. Все-таки когда-то эта история одарила нас безусловным шедевром, фильмом «Летят журавли» с удивительной Татьяной Самойловой в главной роли, и этот фильм продолжает «работать» — причащать страданием ради умягчения сердец.