Кореянка изменила облик здания «Метрополитен-музея»
Южнокорейский художник Ли Бул заполнила ниши Метрополитен-музея концептуальными кубистскими скульптурами
Теги: Национальная культура | Музей | Южная корея | Архитектура | Скульптура | Художники | Сеул
Четыре кубистские скульптуры Ли Бул (Lee Bul) под названием «Long Tail Halo: CTCS #1» были размещены в нишах на входе Метрополитен-музея (The Metropolitan Museum of Art).
По словам художницы, название «Long Tail Halo» не означает ничего конкретного, но вызывает ощущение времени и пространства, а также передает ауру этих объектов, которые можно увидеть ночью, в дождь или снег, на закате и рассвете, и каждый раз они выглядят по-разному.
Провокатор Ли
Ли Бул — известный во всем мире южнокорейский скульптор. Она родилась в1964 году в Ёнджу; живет и работает в Сеуле. Ли окончила художественную школу в столице Южной Кореи в 1987 году. И тогда же создала свои скульптуры «Киборг». А для Нового музея в Нью-Йорке в 2002 году она предложила «дикие караоке-стручки», которые бросали вызов зрителю. Ли работает в самых разных ипостасях — от рисования, скульптуры и живописи до перформанса, инсталляции и видео, — чтобы исследовать тонкости общего человеческого сознания, мифы и фольклор, которые сопровождают историю.
В 2019 году Ли Бул получила премию Ho-Am Prize for The Arts, которая присуждается людям корейского происхождения, внесшим вклад в обогащение культуры и искусства для человечества. В 2014-м она получила премию Noon Award на 10-й биеннале в Кванджу, присуждаемую признанному художнику, создавшему наиболее экспериментальную работу, воплощающую тему биеннале. В 1999 году Ли Бул была удостоена почетного упоминания на 48-й Венецианской биеннале за ее вклад как в Корейский павильон, так и в международную выставку, куратором которой был Харальд Зееман. |
Для создания своих работ Ли задействует такие разнообразные материалы, как ткань, металл, силикон, фарфор и даже мертвую рыбу, чей запах был настолько сильным, что Музей современного искусства, где выставлялась ее инсталляция с рыбой, удалил ее из экспозиции. А Ли своей инсталляцией с рыбой всего лишь хотела поднять вопросы о границах между красотой и уродством, а также о жизни и смерти.
«Я чувствую, что своим творчеством могу изменить мир», — говорит она в интервью газете New York Times.
Специально для Нью-Йорка
Так же радикально художница подошла к заказу The Metropolitan Museum of Art, чьи неоклассические ниши пустовали в течение 100 лет. Во многих отношениях ее скульптуры немного разочаровывают публику. Это связано с отсутствием цвета (в Древней Греции фасады, подобные тому, который копирует «Метрополитен», украшали ярко раскрашенные скульптуры). Во-вторых, в них очень много мелких деталей, таких, что приходится использовать камеру смартфона, чтобы немного увеличить масштаб и рассмотреть подробности. Однако многие критики оценили желание дирекции «Метрополитен» выбрать именно ее пятым художником, украшающим своими творениями здание музея, написав: «Ли Бул — идеальный выбор для этого заказа в тот момент, когда Южная Корея находится в центре внимания в искусстве».
Две внутренние скульптуры — более классические и репрезентативные, стоят высоко и прямо, даже без различимых голов, рук, ног. Они сделаны из нержавеющей стали, углеродного волокна и полиуретана. Одна, темная, выглядит как нечто среднее между вымышленным персонажем франшизы «Звездные войны» Дартом Вейдером и скульптурой «Крылатая Победа Самофракии» с ее развернутыми крыльями, хранящейся в Лувре. У другой скульптуры Ли Бул поверхность выглядит как выстиранные в кислоте джинсы. Обе напоминают средневековые доспехи, а также киборгов в более ранней скульптуре Ли и произведения искусства, хранящиеся в самом «Метрополитене», в частности, футуристическую работу Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913) — знаковую работу европейского современного искусства, попытку запечатлеть человеческую фигуру, быстро движущуюся в пространстве в эпоху автомобилей и самолетов.
Первоначальная идея Ли заключалась в том, чтобы одна из ниш была пустой, как будто скульптура сбежала с пьедестала. Ли предложила, например, разместить скульптуру на лестнице «Метрополитен», но получила твердое «No» от сотрудников музея.
Тогда Ли Бул решила обратить внимание на скульптуры из коллекции «Метрополитен-музея», такие, как футуристская фигура Боччони, упомянутая чуть выше, или кубистская работа Фернана Леже под названием «Две фигуры с собакой» (1920), выполненная чернилами на бумаге. Отсюда и фигура собаки в нише. Ли вспомнила и еще один эксперимент кубизма — рисунок углем Пабло Пикассо «Стоящая обнаженная женщина» (1910). Все эти работы переосмысливают наши отношения с искусством, технологиями и телами, от транспорта до кино и войны. (Сам Боччони был убит на поле боя в 1916 году.)
«Ли проделала прекрасную работу, заполняя ниши “Метрополитен” гибридными скульптурами, которые эффектно смотрят вперед и назад, смешивая культуры и традиции. Сделать это, маневрируя материалами и формами, пусть даже немного, — огромный подвиг», — написала New York Times в день открытия. |
А в пресс-релизе The Metropolitan Museum of Art говорится следующее: «Возвышающиеся скульптуры Ли одновременно являются классическими и современными, перспективными и неуловимыми. Эта захватывающая двусмысленность, выраженная через объединенные телесные, механические и архитектурные архетипы, а также личные и коллективные воспоминания, исследует, как можно восхищаться историей, а также дестабилизировать ее».
Скульптуры Ли в нишах внешнего фасада музея «Метрополитен» на Пятой авеню будут находиться до 27 мая 2025 года.
По материалам: The New York Times, koreaherald.com
Фото: @The New York Times, @metmuseum.org, @koreaherald.com