ТРИ НЕ СЛИШКОМ НОВЫХ СЕРИАЛА
для трудных времен
Нет, не книгами едиными жив человек, как бы писателям того ни хотелось. Все мы сегодня смотрим сериалы — и у них есть важное преимущество в деле избавления от хандры в сравнении с литературными произведениями: если книга однажды обязательно заканчивается, то некоторые сериалы продолжаются практически вечно.
Мы привыкаем к персонажам, они становятся нам родными, их мир — знакомым до мелочей, предсказуемым и в то же время удивительным: всё это нас если не успокаивает, то, во всяком случае, отвлекает от прискорбных мыслей. Поэтому если корвалол с пустырником вам уже не помогает, а более серьезные препараты принимать не хочется, попробуйте подсесть на хороший сериал. Я советую три своих любимых: помимо того, что они интересны и отлично сделаны, в каждом из них содержится ударная доза телевизионного антидепрессанта — вещества летучего, неизученного, но крайне действенного.
ДАРРЕЛЛЫ
(The Darrells)
2016–2019
Семейная сага о заполошном британском семействе, поселившемся в 1935 году на греческом острове Корфу, как будто бы основана на книгах обожаемого всеми советскими пионерами писателя и натуралиста Джеральда Даррелла. На самом деле это, конечно, весьма и весьма вольное прочтение его литературного наследия. То есть Джеральд Даррелл действительно жил в детские годы на Корфу — здесь даже сохранился тот самый розовый дом, где проживала овдовевшая Луиза Даррелл со своими четырьмя детьми: начинающим писателем Ларри (Лоуренс Даррелл — классик британской литературы ХХ века, автор «Александрийского квартета»), брутальным, но нежным Лесли, эксцентричной Маргарет и любознательным Джерри, защитником всякой живой твари. В действительности Луиза приехала на Корфу по приглашению старшего и на тот момент уже связанного узами брака сына Ларри. Но, как говорится, не стоит ждать от кино ни правды, ни даже правдоподобия: если не относиться к «Дарреллам» как к источнику фактических сведений об этой удивительной семье, то можно получить колоссальное удовольствие от просмотра 4 сезонов 50-минутных серий.
Главное, что удалось создателям сериала, — передать подлинный дух греческого острова. Уморительно смешно наблюдать, как британцы — далеко не такие чопорные, как мы привыкли о них думать, — пытаются жить рядом с греками. Каждому из Дарреллов на Корфу по-своему нелегко, хоть остров и стал для них домом, как признается Марго в четвертом сезоне, но произошло это далеко не сразу. Три местных жителя от серии к серии помогают британцам адаптироваться к островной жизни: обаятельный таксист Спирос Халикиопулос, ученый-натуралист Тео Стефанидис и ипохондрическая служанка Лугареция. Но главным оплотом семейного выживания становится мать семейства, обаятельная Луиза Даррелл (Кили Хоуз). Кстати, кастинг-директор «Дарреллам» достался исключительный — все без исключения артисты точно попадают в роли, все прекрасны и убедительны, но лично моя любовь — это великолепный Джош О’Коннор (Ларри), известный многим как исполнитель роли принца Чарльза в сериале «Корона». Его персонаж воплощает в себе всех писателей разом (литература не отпускает, даже если пишешь о кино) — со всеми их странностями, привычками, эгоцентризмом и жадным интересом к жизни.
От сезона к сезону семейство Дарреллов укореняется на Корфу — Луиза открывает пансион, где селятся весьма странные британцы и греки, у которых проблемы с законом. Лесли (Каллум Вудхаус) поступает на работу в полицию. Марго (Дейзи Уотерстоун) ищет себя — и обустраивает первый на острове салон красоты. Ларри пишет роман. Ну а маленький Джерри (Майло Паркер, которому сейчас, не поверите, 20!) тащит в розовый дом всех живых тварей, которых в Греции изобилие, — и в четвертом сезоне открывает наконец свой первый зоопарк. Думается, что кто-то из фокус-группы намекнул создателям сериала, что в «трилогии Корфу» Даррелл писал не только о членах своей семьи, но и о представителях животного мира, которых любил всем сердцем, — иначе непонятно, с чего бы количество братьев наших меньших так выросло ближе к финалу.
В этом солнечном веселом сериале временами звучат трагические нотки — ближе к концу сюжета Европа стремительно катится навстречу новой мировой войне, а с ней и вся семья беспечных обаятельных Дарреллов… Сцены возвращения Марго из Англии на Корфу пронизаны предчувствием этой войны, да и в Греции жизнь не так безоблачна, как кажется. Но пока Дарреллы и их друзья вместе, им ничего не угрожает.
ЗАГАДОЧНЫЕ УБИЙСТВА АГАТЫ КРИСТИ
(2009)
Я случайно набрела на этот сериал — и, глянув на пробу первую серию, тут же влюбилась окончательно и бесповоротно в его главных героев, в неподражаемую и точно переданную атмосферу 1960-х и, главное, в саму идею перенести сюжеты английской королевы детектива на французскую почву. Здесь нет Эркюля Пуаро и мисс Марпл, вместо них преступления раскрывают элегантный комиссар Сван Лоран (Самюэль Лабарт), деятельная журналистка Алиса Авриль (Бландин Беллавур) и наивная до идиотизма красотка-секретарша Марлен Леруа (Элоди Френк). Френк в роли секретарши так хороша, что я вскоре стала весь сериал называть ее именем — «Марлен».
В общем, здесь прекрасно всё: отношения главных героев, преступления (порой от Агаты Кристи в них остаются только название и фабула), локации, юмор (по-французски грубоватый), костюмы и даже титры: такие рука не повернется промотать. Некоторую ходульность, неизбежную для телепродукции подобного жанра, создатели сериала умело обыгрывают: например, Авриль в каждой серии непременно устраивается на работу, где произошло место очередного преступления, но это воспринимается не как заезженный штамп, а как хорошо выстроенный прием, которого ждешь и радуешься ему всякий раз, как в первый.
Комиссар Лоран — грубиян с отвратительным характером, но как же хорошо сидит костюм на этом харизматическом красавце! Российскому зрителю он может быть знаком еще и вот по какой причине: исполнитель роли Свана швейцарский актер Самюэль Лабарт был женат на «зимней вишне» Елене Сафоновой и даже появлялся на экране в одном из продолжений популярной советской мелодрамы 1980-х. Комиссар Лоран обладает редкостной нетерпимостью и вздорным нравом, но сердце у него все-таки есть — мы убеждаемся в этом, глядя как Сван покупает для Марлен золотую рыбку взамен безвременно скончавшегося любимого Бубуля (этот Бубуль во всех своих воплощениях — полноценный персонаж сериала). А красавица Марлен безнадежно сохнет по Свану на протяжении всех серий… Жаль, что истории Агаты Кристи не бесконечны, но когда стало ясно, что сериал скоро закроют, его создатели решили ни в чем себе не отказывать и повеселиться напоследок от всей души. Финальная серия «Загадочных убийств…» представляет собой готовый мюзикл, где пляшут и поют даже те, от кого этого не ждешь, — и коронер Глиссан (Сирил Гуи), и агент Арлетт Кармуй (Мари Барто). А когда неизбежный fin все-таки настает, троица главных персонажей несется к «черной дыре» камеры с беззвучным «Нееет!», пытаясь отменить расставание. Было очень грустно прощаться с этим сериалом — наверное, придется пересматривать!
КАНДИС РЕНУАР
(2013 — настоящее время)
Ровным счетом никакого отношения к знаменитому импрессионисту этот 10-сезонный на нынешний день сериал не имеет — главная героиня детективно-комедийной французской драмы Кандис (Сесиль Буа) всего лишь однофамилица великого Огюста Ренуара. Создателям фильма, судя по всему, нравилось наделять персонажей фамилиями великих французов — коллегу Кандис зовут Антуаном Дюма, роль его исполнил Рафаэль Ленгле, и не влюбиться в него просто невозможно, что Кандис со временем и сделает (чувство окажется взаимным, не переживайте).
Мадам Ренуар — этакая французская «блондинка в законе», многодетная мать возраста «Бальзак плюс» — после развода возвращается во Францию из Сингапура и после долгого перерыва решает снова работать в полиции. Майор Кандис злоупотребляет розовым цветом в одежде и вообще не обладает хорошим вкусом, но при этом она отважна, обаятельна, наблюдательна, нетривиально мыслит и обладает нечеловеческим запасом энергии. А от улыбки майора Ренуар растают даже сибирские снега! Подчиненные поначалу приходят в ужас от такой начальницы, но вскоре им и в голову не придет представить себе на ее месте кого-то иного. Кандис и ее команда будут успешно раскрывать даже самые сложносочиненные и запутанные преступления, но, если честно, сериал этот попал в наш список по другой причине. То, что чаще всего проходит в таких мыльных операх фоном — любовные перипетии, быт, отношения героев, воспитание детей, — здесь вынесено на первый план, и за этой обычной, казалось бы, жизнью следишь едва ли не внимательнее, чем за тем, кто кого убил и куда спрятал орудие убийства. Действие сериала происходит не в Париже, а на юге Франции — в Сете и Монпелье, и это тоже придает фильму особое очарование. Еще очень любопытно наблюдать за тем, как взрослеют дети Кандис (она очень хорошая мама, кто бы что ни говорил) от сезона к сезону: нескладная дочка Эмма (Клара Антонс) вырастает в томную красавицу, «поваренок» Жюль (Этьен Мартинелли) выглядит как модель, а двойняшки Лео и Мартен (Александр и Поль Рюше) — ну они пока еще дети, но это, как все мы знаем, ненадолго. Кстати, серия, где Кандис страдает от «синдрома опустевшего гнезда», получилась одной из самых сильных — и вообще, переживания этой немолодой (Сесиль Буа сейчас 51 год), но все еще очень красивой, витальной, надеющейся на лучшее и не складывающей крылья женщины отзываются в сердцах зрителей по всему миру. Логичнее было бы сказать, конечно же, «зрительниц», но дело в том, что у мадам Ренуар нет и не было недостатка в поклонниках мужского пола — посмотрите, сколько групп в соцсетях посвящено этому сериалу, а точнее, его героине (ну и немножко — Антуану Дюма, конечно, ведь перед его обаянием тоже не устоять)! Хочется верить, что мы с вами увидим продолжение «Кандиски», как ласково зовут ее в моей семье, дождемся 11-го сезона — и узнаем, каким большим счастьем там всё у них кончится. Потому что хотя бы у сериалов должен был счастливый финал.