Цветы и тыквы Яёи Кусамы
Новая весенняя выставка японской художницы в галерее Дэвида Цвирнера продлится до 21 июля
Теги: Япония | Выставки | Скульптура | Живопись | Художники
В Нью-йоркской галерее Дэвида Цвирнера на 19-й улице открылась выставка, демонстрирующая смелые и игривые работы Яёи Кусамы — японской художницы, чьи живопись, коллажи, скульптуры, перформансы и инсталляции разделяют одержимость автора повтором, узорами и аккумуляцией.
Экспозиция под названием «Каждый день я провожу в объятиях цветов» представлена в трех светлых залах галереи, где посетители могут увидеть известные работы японской художницы, в том числе картины, скульптуры и совершенно новый арт-объект: зеркальную комнату «Бесконечность». Эта выставка знаменует собой десятилетие, прошедшее с момента первой персональной выставки Кусамы с Дэвидом Цвирнером в 2013 году, и одновременно является одной из ее самых масштабных галерейных выставок на сегодняшний день.
Весенняя выставка Яёи Кусамы получила свое название от трех внушительных по размеру ярких цветочных скульптур под названием «Каждый день я провожу в объятиях цветов», которые доминируют в пространстве галереи и задают посетителям настрой, подсказывая, почему все критики наперебой называют художницу культурной иконой XXI века.
В другом конце выставки расположились знаменитые тыквы Кусамы — яркие замысловатые скульптуры, которые представляют переосмысление художницей органических форм. Тыквы очаровывают Кусаму своей формой и юмористическим характером с самого детства. Впервые тыквы как часть работ появились в 1946 году на передвижной выставке в городе ее детства Мацумото. Тыквы украшены культовым горошком художницы. Дело в том, что Кусама с детства страдает психическим расстройством, виной тому ее властная мать. Чтобы как-то сгладить беспокойное состояние, психиатр порекомендовал ей регулярно заниматься рисованием. И девочка начала покрывать поверхности (стены, полы, холсты, а затем повседневные предметы, позже — обнаженных ассистентов) рисунком в горошек, что стало ее товарным знаком. Большие поля горошка, или «сети бесконечности», как она называет их, были взяты из ее галлюцинаций.
Между цветами и тыквами Яёи Кусамы в нью-йоркской галерее находится новая зеркальная комната — некое потустороннее пространство, которое сама художница именует «Мечтая о земной сферичности, я бы предложил свою любовь» (2023). Инсталляция погружает зрителя во вселенную, состоящую из круглых цветных окон, где со всех сторон играет, танцует и переливается как естественный, так и искусственный свет.
Рядом с комнатой бесконечности расположилась коллекция из 36 картин, большинство из которых относятся к недавней серии Кусамы «Каждый день я молился о любви» (2021 — настоящее время). Эти яркие композиции отличаются смелыми цветами и сложными деталями и передают одержимость художницы простыми линиями и повторяющимися фигурами. Скрупулезно копируя формы и мазки, Кусама рисует живые и тщательно проработанные произведения, в которых исследуется взаимодействие линий и форм. Сама Кусама описывает себя как навязчивого художника.
Яёи Кусама занимает особое место в современной истории искусства. Ее уникальный сплав поп-арта и минимализма в 1960-х породил невероятно личные и глобально резонансные работы. Яёи Кусама признана одним из лидеров американского авангардного движения и прародителем минимализма. Она считается самым дорогим из ныне живущих художников. И у нее уже при жизни есть музей, который находится в Токио, в районе Шинджуку. Автор здания — японская архитектурная фирма Kume Sekkei. Пятиэтажный корпус возведен недалеко от мастерской художницы и психиатрической лечебницы, в которой Кусама добровольно проживает с 1977 года. Как пишут в Википедии, по форме здание музея напоминает 5 кубиков, поставленных друг на друга. Внутри здесь несколько галерей, пространств с высокими потолками, идеально белыми стенами и скругленными углами.
Кстати, знаменитыми тыквами Кусамы была украшена обложка № 4 2021 журнала «Человек и мир. Диалог».
Фото: © designboom