Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Лица поколения
  • Ульяна Апрельская: «Актерство — самая большая авантюра в моей жизни»
    Актриса из Казахстана — о музыке, поэзии и молодежи новой формации
Обновлено: 08.10.2024
Лица поколения
5 минут чтения

Ульяна Апрельская: «Актерство — самая большая авантюра в моей жизни»

Актриса из Казахстана — о музыке, поэзии и молодежи новой формации



























































































Ульяна Апрельская

С детства Ульяна Апрельская мечтала связать свою жизнь с музыкой, играла на фортепьяно. Но во время поступления в Казахскую национальную академию ее жизнь круто изменилась: в нее пришел театр. Сейчас Ульяна Апрельская является актрисой Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького в Астане, но о музыке не забывает. В 2017 году по просьбе режиссера Агнюса Янкявичюса занималась музыкальным оформлением спектакля «Анна Каренина». В 2022-м победила в номинации «Лучшая женская роль» театрального фестиваля драматических театров Казахстана за роль Катерины в «Грозе».


Как вы решили стать актрисой? Мечтали об этом с детства?

Все получилось случайно, это самая большая авантюра в моей жизни. Я в театр попала впервые после того, как поступила на театральный факультет. Занималась музыкой с детства настойчиво, участвовала в республиканских конкурсах и была уверена, что буду пианисткой. Другого пути для себя не видела. Последние выпускные экзамены сдала и на следующий день поехала поступать в столицу. В музыкальную академию поступила, а потом нам рассказали, что там открылся новый факультет — театральный, мне предложили попробоваться. Я познакомилась с преподавателями, влюбилась и поняла, что это, наверное, моя судьба. Звучит наивно, сказочно, но это так.

«Гроза», режиссер Р. Махатаев. Роль Катерины
«Гроза», режиссер Р. Махатаев. Роль Катерины

Не жалеете, что не связали свою жизнь с музыкой?

Я по сей день занимаюсь музыкой. Несколько лет назад мы ставили спектакль «Анна Каренина», и режиссер мне предложил стать музыкальным оформителем спектакля. Я музыку не бросаю и не жалею о том своем решении.


Вы сказали, что впервые попали в театр, когда поступили в институт. А сейчас вы ходите в театр как зритель?

Конечно хожу. У нас не такая насыщенная театральная жизнь, как в Москве и Петербурге. Но когда случаются какие-то важные премьеры, я обязательно смотрю. Мне нужна эта подпитка, вдохновение.


Какой театр вам больше нравится — современный или классический?

Не всякий классический, да и не всякий современный. Мне кажется, сейчас важно найти тандем. Я за глубокое прочтение, и чтобы спектакль попадал в самое сердце.


Часто актерам приходится выбирать: либо театр, либо кино. Что для вас важнее?

У меня небольшой опыт в кино, была только одна роль в картине «Полигон». Я играла американскую журналистку, и мне понравилось. Но если нужно именно выбрать, я однозначно за театр. Потому что это здесь и сейчас, это каждый раз по-разному, потому что ты выходишь на площадку, и весь процесс существования каждый раз новый. Это мне ближе.

«Гроза», режиссер Р. Махатаев. Роль Катерины
«Гроза», режиссер Р. Махатаев. Роль Катерины

Как научиться не волноваться перед выходом на сцену? Есть у вас какие-нибудь ритуалы?

У всех по-разному. Перед какими-то сложными, ключевыми ролями я мандражирую. Мне кажется, это даже помогает. Меня учили, что когда актер ничего не чувствует, выходя на сцену, — посмотрел на часы, надел костюм и вперед, готов, — значит, артист в тебе умирает. Какой-то трепет, волнение хорошее должно быть в артисте.


Вы уже сыграли в достаточно большом количестве спектаклей, принимали участие в детских постановках…

Да, раньше я активно была занята в детских спектаклях. Сейчас наш театр вот уже пять лет на ремонте, чинят историческое здание. А многие спектакли требуют большой сцены. Мы сейчас работаем в здании, где сцена маленькая, у нас остался совсем небольшой список детских спектаклей. Но эмоции от детских спектаклей ни с чем не сравнимы: ты видишь лица детей, которые по-настоящему верят в то, что ты сыроежка или Дюймовочка. Потом они тебе с трепетом несут в своих ручках полурастаявшую шоколадку, потому что ты им понравился и они тебя полюбили за час представления. Это, конечно, удивительно.

«Женитьба», режиссер Т. Имамутдинов. Роль Арины Пантелеймоновны
«Женитьба», режиссер Т. Имамутдинов. Роль Арины Пантелеймоновны

А как вжиться в роль сыроежки? Как сыграть неодушевленный предмет?

Все равно нужно взять за основу какую-то характерность. Когда я училась, мы играли и глубоко драматические отрывки, и фарсовые, и детские произведения. И нам всегда говорили: вы не думайте, что дети глупые. Они все глубоко и быстро считывают, порою лучше, чем взрослые. Важно найти недетскую характерность любого персонажа, которого играешь.


Какая роль у вас самая любимая? Кого только мечтаете сыграть?

Мне грех жаловаться: я сыграла и Джульетту, и Татьяну Ларину, и Катерину в «Грозе». У меня нет списка героинь, которых хотела бы сыграть. Я очень благодарна судьбе, режиссерам, которые меня брали на эти роли, поверили в меня. И сказать, что есть любимая роль, тоже не могу. Я с большим удовольствием работала в спектакле «Евгений Онегин. Наши дни», который поставил московский режиссер Юра Квятковский. И сам процесс постановки захватывал нас, молодая энергия от спектакля шла, он подкупал новизной. Сейчас Рача Махатаев ставит «Вишневый сад», мы пока в работе. Планируем вернуться в наше старое-новое здание уже с премьерой. Мне очень нравится работать над материалом, который до конца не понимаю. Я прочитала пьесу, если мне все понятно, для меня это не ступень. А когда я думаю, как же это играть, что с этим делать, расту как актриса. Мне интересно делать что-то непохожее на мои предыдущие роли.

«Онегин. Наши дни», режиссер Ю. Квятковский. Роль Татьяны
«Онегин. Наши дни», режиссер Ю. Квятковский. Роль Татьяны

А как вообще обстоят дела с русским театром в Казахстане?

Русский театр драмы имени Горького на слуху, гремит премьерами, считается лучшим в стране — без преувеличения. И мы очень ощущаем поддержку «Русского центра науки и культуры». Они наши постоянные зрители, у нас часто случаются коллаборации. Ежегодно у них проходят поэтические баттлы, я являюсь членом жюри. С удовольствием хожу на это мероприятие. Здесь вижу молодежь новой формации. Эти ребята завораживают.


Что бы вы могли посоветовать ребятам, которые планируют поступать на актерские факультеты?

Если ты действительно без этого не можешь, тогда смело иди. Единственное пожелание — это работать над собой и никогда не останавливаться. Когда ты выходишь и делаешь людей счастливыми — по-моему, большего и не надо.


А как вы работаете над собой?

К нам периодически приезжают педагоги из России, проводят у нас мастер-классы. Это очень важно для актеров, ты должен постоянно учиться. Кроме того, актер должен быть начитанным, должна быть насмотренность, нужно обязательно посещать выставки, спектакли коллег и обязательно нужно следить за своей внешностью, следить за своим телом. Казалось бы, это прописные истины, к сожалению, не до всех они доходят. Но если человек этим действительно увлечен, для него это не составит никакого труда.

Полностью интервью опубликовано в журнале «Перспектива. Поколение поиска» № 6/2023.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы