Художник русских сказок
175 лет со дня рождения Виктора Васнецова
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Живопись | Художники
«Три богатыря», «Снегурочка», «Аленушка», «Иван царевич на Сером волке» — картины Виктора Васнецова мы знаем с детства. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора.
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопиял Уржумского уезда Вятской губернии в семье потомственного священника. Через два года отец получил приход в селе Рябово этого же уезда, где и прошло все детство будущего художника.
Семья жила небогато, мать умерла рано, и дети, а у Васнецова было пять братьев, помогали отцу вести хозяйство. Отец, будучи образованным человеком, стремился развивать детей разносторонне: обучал грамоте, арифметике, рисованию акварелью и резьбе по дереву, читал им научные журналы. Суровая природа Вятского края, деревенский уклад жизни с сохранившимися обычаями, поверьями, деревенскими песнями и старинными сказками повлияли на формирование художественного мировоззрения Виктора Васнецова.
Хотя творческие способности ребенка были заметны с детства, у отца не было денег на художественную школу. Поэтому Васнецову пришлось поступить в духовное училище, а затем духовную семинарию. Здесь он изучал иконопись, жития святых, хронографы, летописные своды, притчи, посещал городской музей, делая наброски с картин и скульптур. В свободное от учебы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В это же время он познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, ставшим ему другом и наставником. Именно он рассказал юноше о Петербургской академии художеств, куда молодой художник решил поступать. Средств на поездку в столицу не было, и тогда Андриолли устроил в Вятке лотерею для богатых людей, на которой были распроданы все любительские картины молодого Васнецова.
В 1867 году юноша сдал вступительные экзамены в Академию художеств, но из-за того, что был уверен в провале, не стал узнавать результаты. В Петербурге он устроился на должность рисовальщика в картографическое заведение и начал посещать школу поощрения художников на Бирже, где познакомился с молодым преподавателем Иваном Крамским и его друзьями — студентами Академии скульптором Марком Антокольским и живописцем Ильей Репиным. Летом следующего года Виктор Васнецов снова отправился в Академию сдавать вступительные экзамены и с удивлением узнал, что еще в прошлом году был зачислен в студенты. Во время обучения Васнецов сошелся с художниками Архипом Куинджи, Василием Поленовым, Василием Суриковым и другими. Учебу он совмещал с поступающими заказами на создание рисунков и иллюстраций к изданиям азбук, сказок и рассказов.
Академию Васнецов так и не окончил, слишком много времени уходило на работу: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». В 1875 году Васнецов примкнул к созданному «Товариществу передвижных художественных выставок». В нем уже состояли Крамской, Куинджи, Репин, Поленов, Суриков. Художники стремились отразить в своем творчестве тяжелую жизнь крестьян и горожан. Так появилась первая серия картин: «Нищие певцы» («Богомольцы»), «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру».
Ощущая нехватку знаний, Виктор Васнецов с радостью откликнулся на приглашение Ильи Репина приехать к нему в Париж и, заручившись заказом на иллюстрации к книге «Жизнь европейских народов», в марте 1876 года отправился во Францию. Поселившись в Париже практически без денег, но с поддержкой друзей-художников, он с тщательностью и дотошностью изучал произведения Лувра и творения французских импрессионистов. Под их влиянием и создана картина «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа». В 1877 году Васнецов выставил полотно на ежегодном парижском Салоне, а через год на передвижной выставке в России император Александр III приобрел эту картину для своей коллекции.
В 1878 году Васнецов женился на уроженке Вятской губернии Александре Рязанцевой, дочке купца. Скромная образованная девушка, окончившая женские врачебные курсы в Петербургской медико-хирургической академии, посвятила себя супругу и семье. У них родилось пятеро детей. В этом же году художник был принят в «Товарищество передвижников». После возвращения на родину Васнецов вместе с женой и братом переезжает из Петербурга в Москву, где знакомится с коллекционером Павлом Третьяковым, а затем и с известным меценатом Саввой Мамонтовым, любителем и покровителем деятелей искусств. В подмосковной усадьбе Мамонтовых «Абрамцево» собирались художники, литераторы, ученые, обсуждавшие исторические события и изучавшие археологические находки.
Васнецов решает создать серию историко-былинных картин. Первой стала картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами», основанная на «Слове о полку Игореве». Критики картину осудили, а у зрителей она вызвала неоднозначную реакцию. Но это никак не повлияло на увлечение художника былинами и сказками. Следом для рабочего кабинета Саввы Мамонтова была написана картина «Ковер-самолет».
На лето Васнецовы снимали усадьбу «Ахтырка», неподалеку от «Абрамцево», благодаря чему тесно общались с семьей Мамонтовых. И здесь Васнецов встречает образ своей «Аленушки» — убитую горем босоногую крестьянку. Художник сделал наброски девушки, а картину написал уже в своей московской мастерской. Меценат Третьяков картину раскритиковал, а вот простых зрителей она восхитила.
Савва Мамонтов задумал построить на территории своего усадебного парка домовую церковь и предложил своим друзьям-художникам придумать проект. Поленов предложил вариант новгородского храма, а Васнецов взял за основу эскиз московского зодчества. Меценату понравился вариант Ваcнецова, и уже в 1881–1882 годах была выстроена однокупольная церковь Спаса Нерукотворного. Иконостас и иконы создавали Поленов, Репин и сам Васнецов. Кроме того, художник создал парковую беседку в виде избушки на курьих ножках, чем безумно обрадовал детей мецената.
Следующей картиной художника был «Витязь на распутье». Для его создания он тщательно изучал экспозиции Оружейной палаты Кремля и книги из публичной библиотеки. В этом же году Васнецов получил заказ на расписной фриз для московского Исторического музея, а также работал над картиной «Три царевны подземного царства».
Спустя некоторое время Васнецов увлекся религиозной тематикой и предложил свои услуги по росписи киевского храма Святого князя Владимира. Перед этим художник отправился через Варшаву и Вену в Италию, чтобы изучить фрески мастеров эпохи Возрождения. Успех храмовой росписи был огромным.
В 1891 году Васнецов возвращается в Москву и покупает небольшой земельный участок в районе Мещанской улицы, где строит дом по собственному эскизу. Художник очень долго мечтал о собственном доме. В его представлении это должен был быть деревянный терем, как в сказках. И ему удалось воплотить его: прямо в центре Москвы он построил деревянный древнерусский терем. К сожалению, полностью дом не сохранился.
На Семнадцатой передвижной выставке Виктор Васнецов представил картину «Иван-царевич на Сером волке», получил звание профессора живописи и был избран действительным членом Петербургской академии художеств.
Был у Васнецова и сценографический опыт, связанный с открытием в 1884 году «Частной оперы» Саввы Мамонтова. В театре художник оформил декорации к опере «Русалка» Александра Даргомыжского, «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова, по мотивам которой в 1899 году появилось и полотно «Снегурочка». А образ царя в картине «Царь Иван Васильевич Грозный» Васнецов взял с Федора Шаляпина, который играл роль монарха в опере «Псковитянка» (декорации к ней Васнецов создавал вместе с Константином Коровиным).
Над своей самой знаменитой картиной «Богатыри» Виктор Васнецов работал около 30 лет. Создавая образы богатырей, использовал прототипы своих знакомых и друзей: грузный владимирский крестьянин стал Ильей Муромцем, автопортрет, портрет отца и Василия Поленова превратились в Добрыню Никитича, а тринадцатилетний сын Мамонтова Андрей стал прообразом Алеши Поповича.
В конце XIX века по проекту Виктора Васнецова для Всемирной выставки в Париже построили Русский павильон, а предложенные им архитектурные мотивы легли в основу фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
После революции художник остался жить в Москве. Несмотря на смутные времена, перебои с продовольствием и нехватку холстов и красок, Васнецов продолжал работать, писать былинные и сказочные картины.
Последнюю картину «Спящая красавица», которую художник писал около 40 лет, публика увидела уже после смерти художника, на выставке в 1927 году. Васнецов умер в своей мастерской за работой над портретом. Похоронен был на Лазаревском кладбище, но после его разрушения прах художника перенесен на Введенское кладбище Москвы.
Рекомендуем прочитать статью о Павле Третьякове.