Виктория Ледерман: «Вопрос “как приучить ребенка читать” считаю бессмысленным»
Известная российская писательница о картине «Календарь ма(й)я», снятой по ее книге, и о том, трудно ли быть писателем-женщиной
Теги: Национальная культура | Традиции | Особенности культуры | Кинематограф | Писатели
Автор книг для детей Виктория Ледерман родилась и живет в Самаре, по образованию — учитель иностранных языков. Дебютировала в 2016 году с повестью «Календарь ма(й)я». В ней рассказывается о фантастических приключениях подростков, жизнь которых загадочным образом начинает двигаться в обратном направлении. Книга экранизирована, картину с одноименным названием можно посмотреть во всех кинотеатрах страны. Ледерман — лауреат Крапивинской премии, конкурса «Книгуру», а также посвященной памяти Кира Булычева литературной премии «Алиса». В издательстве «КомпасГид» вышли несколько книг автора: «Всего одиннадцать, или Шуры-муры в пятом “Д”», «К доске пойдет Василькин», «Теория невероятностей» и др.
«Календарь ма(й)я» — ваша первая книга. И она сразу же стала бестселлером. Вы помните, как ее писали?
В 2012 году я наткнулась в Интернете на конкурс, куда принимали рукописи для детей и подростков. И мне захотелось попробовать написать что-то для этого возраста. А так как я очень люблю жанр «городское фэнтези», когда в нашей обыденной жизни происходит что-то волшебное и невероятное, то пришла идея поместить современных подростков в необычные условия. Тогда же, в 2012 году, мы все ждали конец света, вроде как предсказанный племенем майя, и, видимо, это наложило отпечаток и на мои идеи. Так родилась книга «Календарь ма(й)я».
У книги случилось второе рождение — ее экранизировали. Скажите, каково это — видеть героев своей книги на экране? Вы именно такими себе их и представляли?
Это очень странно и до сих пор не укладывается в голове. Иногда я ловлю себя на мысли, что сон, этого просто не может быть. Но человек ко всему привыкает, видимо, привыкну и я. Тем более что фильм получился, я осталась довольна экранизацией. Режиссер Виктория Фанасютина (она же сценарист) довольно бережно обошлась с текстом, оставив главную сюжетную линию и все ключевые моменты. В фильме просто фантастический актерский состав: Федор Добронравов, Юрий Батурин, Равшана Куркова, Раиса Рязанова и молодые актеры-дебютанты. Когда я впервые попала на съемочную площадку и увидела своих оживших героев, у меня был радостный шок — они были именно такими, теми самыми, какие изначально были у меня в голове. Это просто стопроцентное попадание в образы. Видимо, у нас с Викторией не только имена одинаковые, но и мыслим мы одинаково.
Ваша книга о дружбе, семейных узах, взаимовыручке, школьных годах, о детстве — таком, какое оно есть. Расскажите нам о своем детстве, вы ведь начали писать в 9 лет?
У меня было обычное детство, которое ничем не отличалось от других детей того времени — родители, друзья, одноклассники, уроки, улица до позднего вечера и, конечно, книги.
Нам постоянно говорят, что многое идет из семьи: каким вырастет ребенок, что он любит, не любит, как себя ведет и т. д. А как воспитывали вас родители, что вы стали известными писателем?
Родители нас не воспитывали, у них не было на это времени. Они работали с утра до вечера, а мы уже с семи лет были самостоятельными. Сами ходили в школу, сами себе разогревали (а то и готовили!) обед, сами справлялись с домашними заданиями и гуляли без взрослых. Не помню, чтоб мама или папа хоть раз делали со мной уроки или хотя бы следили, как я их делала. Нас не водили за ручку в кружки, студии и клубы. Родители с удивлением узнавали, что мы ходим, например, в театральную студию. Мы искали себя сами, пробовали, бросали, увлекались чем-то другим… Поэтому мои родители и знать не знали, что я пишу. Первый раз папа прочитал книгу «Календарь ма(й)я», когда она уже вышла, и поразился: ты, оказывается, умеешь писать!
У вас есть дети? Как вы их воспитываете? Заставляете ли их много читать? Ограждаете ли от гаджетов?
Мои дети уже выросли, их поздно воспитывать! А когда они росли, еще не было такого засилья гаджетов. Читать я их никогда не заставляла, но всячески хотела заинтересовать книгами, мы устраивали ежедневные вечерние чтения, я разрешала им самим выбирать книги. Результат — один вырос читающим человеком, другой — нечитающим. Поэтому вопрос «как приучить ребенка читать» считаю бессмысленным.
Писательство — это талант или все же большой труд? Писать можно научиться?
Лично для меня это радостный труд и трудное удовольствие. Понятия не имею, как научиться писать. Я пишу так, как у меня получается, во многом интуитивно, хотя все основные каноны литературного мастерства знаю, изучила в свое время. Это мне помогает, но не всегда. Иногда я просто знаю, что нужно писать так, а не иначе, хотя это и неправильно в литературном смысле.
А как строится день писателя? Вы много работаете?
Мало работаю. Я вообще очень медленная, долго зрею, долго пишу. Было время, когда пыталась построить свой день писателя, но быстро поняла, что это совершенно бесполезно. Я так и не научилась относиться к своей работе как к работе, как к ремеслу. Для меня это и по сей день творчество, а оно не подчиняется никаким распорядкам. Пишу только тогда, когда мне хочется, когда это желание заполняет меня всю с ног до головы, и в этот момент просто невозможно делать что-то другое и на что-то отвлекаться. Когда я не могу сопротивляться этому потоку информации откуда-то (не знаю, извне или изнутри), вот тогда сажусь и пишу.
Писатель может стоять за плитой и готовить еду, стирать, убирать? Для многих людей писатель — это практически небожитель.
Конечно, может. Кто же за него это все будет делать? Как сказал кто-то из известных людей — писатель-мужчина отличается от писателя-женщины тем, что у писателя-мужчины есть жена. А писатель-женщина сама жена.
Любите ли готовить? Есть фирменные блюда?
Не могу сказать, что очень уж люблю, но мне всю жизнь приходится этим заниматься. Мне нравятся простые блюда, на которые уходит меньше всего времени, — жареная картошка или запеченная в духовке курица. Люблю делать легкие салаты, где много травы.
Успеваете ли читать книги? Кто из современных авторов вам нравится?
Я люблю книги, а на любимое дело всегда можно выкроить время. С удовольствием читаю Тамару Михееву, Кристину Стрельникову, Юлию Кузнецову, Кристину Нестлингер, Джоди Пикколт, Софи Кинселлу, Марка Леви и многих других.
Что вас радует, наполняет положительной энергией так, что хочется делиться этим с другими людьми?
Хорошая книга, интересный фильм, красивая музыка, картинки из детства, семейные фотографии и видео.
А путешествия? С картиной «Календарь ма(й)я» вы посетили Беларусь. Какие впечатления от поездки?
Да, мы с режиссером Викторией Фанасютиной ездили в Беларусь, а именно в Минск и Гомель. У нас был очень плотный график, буквально вздохнуть было некогда, мы переезжали с радио на телевидение, с телевидения в библиотеку, из библиотеки в магазин и снова на радио. Было ужасно сложно, но дружеская атмосфера, горячий прием и любовь белорусских читателей нас несли как на крыльях. Мы очень им благодарны и увезли с собой массу великолепных эмоций и впечатлений.
Рекомендуем прочитать статью о детской писательнице из Казахстана Аделии Амраевой.