Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Культура и традиции
  • Отзвуки Серебряного века на вилле «Надежда» в Сочи
    Екатерина СКОРОБОГАЧЕВА, доктор искусствоведения
Обновлено: 16.01.2025
Культура и традиции
8 минут чтения

Отзвуки Серебряного века на вилле «Надежда» в Сочи

Екатерина СКОРОБОГАЧЕВА, доктор искусствоведения














































































































































Дом Худековых. Фото начала ХХ века
Дом Худековых. Фото начала ХХ века

Событие прошло, памятники остаются.

Публий Овидий Назон


Слова древнеримского поэта Публия Овидия Назона, вынесенные в эпиграф к статье, актуальны и сейчас. Свидетельств тому множество, одно из них — история и современность виллы Худековых «Надежда» в «Дендрарии» Сочи. Среди самых памятных мест города нельзя не назвать парк «Дендрарий», уже более столетия сохраняющий особую образную систему, которая была бы неполной без композиционного центра — виллы «Надежда». Аллеи верхнего парка с южной растительностью словно обрамляют дом Худековых, широко известный на рубеже XIX–XX веков, полузаброшенный и обветшавший столетие спустя, воссозданный в качестве дома-музея ныне, наполненный отзвуками событий отечественной культуры, искусства, истории.

Центральная аллея парка, ведущая к музею
Центральная аллея парка, ведущая к музею

***

Как справедливо замечал Д. С. Лихачев, «каждая страна — это ансамбль искусств». В ансамбле искусств России Сочи, искусство самобытного города, дает яркие образы, один из которых — вилла Худековых в окружении дендропарка как образец архитектуры и садово-парковых решений Серебряного века, гармоничного сочетания, созданного природой и человеком. Среди известнейших парковых ансамблей страны вспоминаются парки пригородов Санкт-Петербурга, подмосковные Кусково, Останкино, Архангельское, крымские парковые пейзажи в Ливадии и Алупке, парк усадьбы баронов Николаи в Выборге и другие.

Сочинский дендрарий занимает особое место в истории отечественного садово-паркового искусства, отличается яркой образностью благодаря причудливым переплетениям аллей, террас, перспектив, боскетов, полян, фонтанов, обрамляющих сверкающую белизну изысканной виллы. Архитектурные и парковые композиции обращены к определенной эпохе, будь то барокко XVIII века, строгий классицизм XIX столетия, непредсказуемый в деталях историзм или изящный модерн — все те эпохи, которыми восхищались А. Н. Бенуа, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов и с творческим горением отображали их в живописных и графических композициях, украшавших выставки «Мира искусства» (творческое объединение русских авангардистов начала ХХ века. — Ред.). Так сохранялось то «золотое звено цепи преемственности», о котором писал великий балетмейстер, один из ярчайших представителей Серебряного века в своей сфере искусств М. М. Фокин.

Террасы дома-музея. Современный вид
Террасы дома-музея. Современный вид

Историческое время, период расцвета дома-музея Худековых (1896–1899 гг. постройки) — Серебряный век. Именно на рубеже XIX–XX веков владельцы этих земель приобрели заслуженную известность, а их усадьба стала подобием культурного центра. Обратимся к ее полузабытой истории, овеянной памятью событий и свершений в сфере культуры и искусства.

***

Сергей Николаевич Худеков (1837–1928) — дворянин, издатель, редактор «Петербургской газеты», драматург, историк балета, общественный деятель, известный также как основатель Сочинского и Ерлинского парков-дендрариев. Он и его супруга Надежда Алексеевна Худекова, урожденная Страхова (1848–1918), являлись незаурядными личностями своего времени, вся жизнь которых была связана с деятельностью, направленной на процветание отечественной культуры. Как справедливо замечает Д. И. Кривошапка, «они оставили глубокий след в общественной и культурной жизни России. Но биографии Худековых остаются полными недомолвок и белых пятен, о них до сих пор написано ничтожно мало».

Фотопортрет С. Н. Худекова. Конец XIX века
Фотопортрет С. Н. Худекова. Конец XIX века

В 1889 году Сергей Николаевич приобрел земли на черноморском побережье в двух километрах от посада Сочи на южном склоне Лысой горы. В то время многие дворяне, купцы и другие богачи закладывали здесь парки и сады, строили дачи и особняки. Так поступил и Сергей Худеков, расчистив склон горы от дикой растительности и решив разводить сады и виноградники. Кроме того, вместе с немецким садовником К. А. Лангау приступил к планировке декоративного парка, выписывая растения из лучших ботанических питомников Франции, Германии и Италии. Их основная посадка была закончена к 1892-му, и именно эта дата считается временем основания «Дендрария». Чуть позже, в 1896–1899 годах, по проекту архитектора А. И. Костарева на землях парка была построена вилла, названная Худековым в честь супруги «Надеждой».

Стиль ее архитектуры — модерн с элементами эклектики, особенно характерный для юга Франции времени La Belle Epoque («прекрасная эпоха» — фр.), что явно свидетельствует о многовекторности влияний как одной из основных характеристик образа виллы «Надежда». Двухэтажный особняк увенчан бельведером, смотровой башенкой для обозрения прекрасных видов. На первом этаже к средней части здания с высокими арочными окнами примыкают веранды, декорированные изящными опорами, с ажурной металлической оградой, отлитой на заводе Ф. К. Сан-Галли в Санкт-Петербурге. Особую изысканность интерьерам дома Худековых придавали лепные потолки, изразцовые печи, отделка из ценных пород дерева, со вкусом подобранные предметы мебели и обширная библиотека.

Вилла "Надежда"
Вилла “Надежда”

Многое в доме-музее и в наши дни напоминает о Худековых, позволяет погрузиться в атмосферу Серебряного века, некоторой театральности их жизни, столь свойственной данной эпохе. В правом крыле здания, принадлежавшем хозяину виллы Сергею Николаевичу, ныне расположена экспозиция «История русского балета». Здесь представлены фотографии артистов Петербургского балета конца XIX столетия, эскизы декораций к спектаклям Мариуса Петипа, эскизы костюмов, ноты балетных партитур, сценические костюмы и пуанты мастеров отечественного балета XX — начала XXI века, выполненные в мастерских Большого, Мариинского, Кремлевского театров, а также музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Обращение к эскизам Петипа далеко не случайно, служит напоминанием о многолетней дружбе прославленного балетмейстера и Сергея Николаевича. Например, известны слова Петипа о том, что он не смог бы поставить балет «Баядерка» без сценария Худекова.

В библиотеке книжные шкафы воссозданы из дерева каштана по старинным чертежам. В них хранятся многочисленные раритетные издания из личного собрания Худековых, такие как четырехтомная «История танцев», энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 82 томах, альманахи и альбомы с видами парков мира, каталоги растений на французском, немецком и итальянском языках и многие другие.

Один из центральных интерьеров дома, а сегодня значимый зал музея — просторная и светлая столовая, расположенная в левом крыле здания, где собиралась многочисленная семья и гости. Обстановка рубежа XIX–ХХ веков передана благодаря многим тщательно подобранным элементам убранства. В деревянном киоте представлены семейные иконы Худековых. По сохранившимся фотографиям здесь воссозданы овальный обеденный стол каштанового дерева и дубовые стулья. Особый колорит комнате придал старинный буфет из кавказской груши, в котором экспонируется посуда фабрик М. С. Кузнецова в Москве, Товарищества Кузнецовых в Твери, Гарднера в Москве. Дополнили интерьер тульский самовар, керосиновая лампа, патефон конца XIX столетия.

Среди экспозиций Дома-музея нельзя не выделить просторную гостиную с выходом на веранду — «Зал жизни и творчества С. Н. Худекова», где экспонируются фотографии представителей этого старинного дворянского рода, семьи Сергея Николаевича, его друзей и единомышленников. Среди них Ф. И. Шаляпин, А. П. Чехов, Н. С. Лесков, семья Плещеевых, И. Е. Репин, К. Е. Маковский и многие другие. О профессиональной деятельности Худекова напоминают фотографии как императорских театров Петербурга, так и известных танцовщиц, выступавших в спектаклях, поставленных Мариусом Петипа по сценариям Сергея Худекова: Екатерина Вазем (Зорайя) из «Зорайи, или Мавританки в Испании», Юлия Седова (Гамзатти) и Екатерина Гельцер (Никия) из «Баядерки», Евгения Соколова (Роксана) из «Роксаны, красы Черногории», Элена Корнальба (Амата) из «Весталки».

***

В столь разнообразных экспозициях привлекают внимание образы хозяйки виллы Надежды Алексеевны Худековой, урожденной Страховой — яркого, неординарного человека, создававшей в своих владениях «рукотворный парадиз», личность которой также во многом характеризует эпоху Серебряного века. В доме-музее можно видеть копию ее портрета кисти К. Е. Маковского и многочисленные фотографии вместе с Сергеем Николаевичем. Надежда Худекова, будучи широко образованным человеком, увлекалась музыкой и театром, вела театральный отдел в «Петербургской газете», переводила литературные произведения с французского языка, помогала мужу во всех начинаниях. Она воспитала трех сыновей: Николая, Алексея и Сергея, а также трех детей близких родственников и приемного сына.

К. Е. Маковский. Портрет Н. А. Худековой, 1885
К. Е. Маковский. Портрет Н. А. Худековой, 1885

В 2018-м, к 170-летию со дня ее рождения, увидело свет издание «Надежда Худекова — хозяйка сказочной виллы», в которое включены мемуары, эпистолярное наследие, ее рассказ «Новый берег», воспоминания о ней современников. Автор-составитель издания — известный краевед, биограф Худековых, директор музея «Вилла “Надежда”» Дмитрий Иванович Кривошапка. Во многом благодаря его многолетним усилиям после запустения в конце ХХ — начале ХХI века особняк Худековых был отреставрирован, собрания и запасники пополнились множеством ценных экспонатов, и 14 июня 2014-го состоялось торжественное открытие нового музея.

Открытие дома-музея Худековых. 2014
Открытие дома-музея Худековых. 2014

***

Ныне на вилле «Надежда» проводятся авторские лекции, выставки современных художников, творческие и музыкально-литературные вечера. Одна из заметных выставок — «Волшебный мир балета» — состоялась в 2018-м в связи с тем, что он был объявлен Годом русского балета в честь 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа. На выставке экспонировались картины и сценические костюмы Краснодарского театра балета Юрия Григоровича.

Сейчас в литературно-музыкальной гостиной музея регулярно выступают солисты Сочинской филармонии, преподаватели и студенты ведущих консерваторий и колледжей России. Как пишет Д. И. Кривошапка, «судьба виллы «Надежда» похожа на судьбу человека, в ней можно найти времена весны и расцвета, зрелости и увядания, она полна неожиданностей, роковых случайностей, трагедий и возрождения. В этом, несомненно, еще одна тайна ее привлекательности для потомков».

Так в наши дни вилла «Надежда» достигла нового расцвета, и ее жизнь, наполненная памятью столетий — золотого века классического искусства Европы и Серебряного века России, — обретает новое содержание, исследование которого должно быть продолжено.

Статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 4 (17), октябрь – декабрь 2024 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!