Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 17.09.2024
Культура и традиции
9 минут чтения

Примадонна латышского театра и звезда советского кино

95 лет со дня рождения Вии Артмане

































































































































































Вия Армане

Автор: Дарья Борисова


Те, кому довелось встречаться с Вией Артмане, вспоминают: она была спокойным, выдержанным человеком и не стремилась рассказывать ни о своей личной жизни, ни о профессиональной «кухне». Улыбчивая, неизменно доброжелательная, но скромная и довольно закрытая — такой образ закрепился за самой известной актрисой Латвии еще в 1960-е, когда она представляла свою республику на союзных фестивалях и в делегациях советских кинематографистов за рубежом.

Между тем ее жизненный путь отнюдь не был легким. Когда в 1990 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла автобиографическая книга Вии Артмане «Сердце на ладони», многочисленные поклонники творчества актрисы ахнули: сколько лишений пришлось выдержать их любимице в детстве и юности, как истово она трудилась в театре, чтобы преодолеть мнение о себе как о холодной красавице на роли «голубых героинь». Наконец, сколь принципиально важным для нее всегда было служение людям и интересам цеха на общественном поприще.

Автобиографическая книга Вии Артмане «Сердце на ладони»
Автобиографическая книга Вии Артмане «Сердце на ладони»

Дитя настоящей, большой любви

Участие добрых людей, везение и труд — вот что помогло девочке-батрачке выстоять перед лицом самых неблагоприятных обстоятельств. Отец Вии Артмане, 19-летний наследник крепкого крестьянского хозяйства Фрицис Артман умер за три месяца до появления дочери на свет. Мать с новорожденной ушла с богатого хутора свекра, так как там ее изначально не любили, а уж после смерти мужа она осталась совсем без защиты. Молодая вдова кочевала по хуторам состоятельных крестьян, нанималась на самые тяжелые работы. Слава богу, ее дочка Алида-Вия росла девочкой некапризной, чуткой, привычной к любому труду. Анна Артмане так больше никогда и не вышла замуж. «Поверьте: нежность и лиричность, отмеченные критиками в образах моих героинь, подарены мне тем, что я — дитя настоящей, большой любви, — писала Вия Армане об обстоятельствах своего рождения и детства. — Преждевременная, нелепая гибель мужа заставила маму покинуть дом, по праву принадлежащий мне, дочери своего отца: Артманы сделали наше пребывание там невыносимым для мамы. Ради меня она терпела многое». С раннего детства Вия умела делать по хозяйству все, а ее первой серьезной работой стала работа пастушки. Когда мать нанялась служанкой в дом богатых рижан, девочка большую часть года по-прежнему проводила в селе, на хуторе скупых родственников отца, у крестной, в чужой крестьянской семье вместе с другими детьми городских бедняков — в Латвии была практика отправлять таких ребятишек для поправки здоровья в сельские семьи, которым государство восполняло расходы на догляд за детьми. В подготовительный класс Вия ходила как раз из дома своих временных опекунов, по семь километров туда и семь обратно. Но все-таки они с матерью были очень привязаны друг к другу, и как ни тяжело приходилось Анне Артмане, дочку она забрала в город, в крошечную холодную комнату на чердаке старого доходного дома в Риге. Когда читаешь воспоминания актрисы об этом периоде ее жизни, волей-неволей вспоминаешь страшную сказку Андерсена «Девочка со спичками»… К счастью, вечно голодная, болезненная Вия не замерзла до смерти, как маленькая торговка спичками из рассказа знаменитого датского писателя. Позже актриса не уставала повторять: ей везло на хороших людей. Кавалер хозяйской дочки в том доме, где работала Анна Артмане, научил девочку читать и писать — таким образом она смогла поступить в подготовительный класс школы. А уже в средней школе учитель всеми силами старался поддержать способную ученицу: приходил заниматься с ней на холодный чердак, когда она болела, премировал книгами, которые Артманам не на что было покупать. «Вия — замечательная девочка. В жизни своей она непременно кем-то станет», — эти слова пожилого учителя через много лет передал Вии Артмане его зять.

Вия Артмане
Вия Артмане

А она долгое время мечтала стать адвокатом. Хотелось получить востребованную профессию и устойчивое положение в обществе после всех мытарств в детстве, отрочестве. Ну и вообще это отвечало натуре Вии Артмане — защищать интересы людей. Ведь она не понаслышке знала жизнь крестьян, батраков, рабочих — тех, кто от рождения имел мало возможностей отстаивать свои права. И в каком-то смысле Вия Артмане стала-таки адвокатом, когда взвалила на себя руководство Союзом театральных деятелей Латвии, когда принимала участие в деятельности других общественных организаций. Она возвращалась к мысли о поступлении на юридический факультет университета, даже когда стала известной актрисой. Это был ее мысленный коридор спасения в моменты профессионального отчаяния. Ее сборы на юридический факультет стали предметом шуток у домашних: если не шла роль или критик высказался о новой работе актрисы пренебрежительно, муж Вии актер Артур Димитерс спрашивал: ну что, начнешь готовиться к экзаменам на юрфак?


Не завязнуть в «костюмных» ролях

Вия Артмане в роли Элен Безуховой. Спектакль «Война и мир»
Вия Артмане в роли Элен Безуховой. Спектакль «Война и мир»

В списке театральных ролей Вии Армане — больше пятидесяти пунктов, столько же киноролей. Ее не стало 2008 году, но до сих пор в истории латвийского театра и кино она является самой известной актрисой. А доказать свою профессиональную состоятельность Вии Артмане удалось не с первых шагов на сцене. Она пришла в студию при рижском «Дайлес театрис» еще школьницей. Пару лет совмещала учебу в студии с учебой в обычной школе, брала уроки хореографии (для чего приходилось подрабатывать). В 1949 году Вию Артмане зачислили в труппу «Дайлес театрис», и она проработала там до 1998 года, полвека. Это был театр, основанный актером и режиссером Эдуардом Смилгисом в 1920 году. У истоков создания театра стоял главный национальный поэт, писатель, драматург Ян Райнис (в советские годы театр носил название «Художественный театр им. Я. Райниса»), и его произведения, конечно, были для «Дайлес театрис» программными. Труппа была большая, и не всем молодым актерам удавалось сразу заявить о себе. Педагог и режиссер Вера Балюна, которая много спектаклей ставила в 1940-е —1950-е в «Дайлес театрис», безапелляционно заявляла застенчивой, красивой Артмане: «Ты — никакая! Ты — голубая подвязка для чулок!» По счастью, руководитель коллектива Смилгис видел дальше. Он чувствовал, что молодая актриса — не из «пробивных», хоть и обладает эффектной внешностью, что ей присуща редкая глубина постижения образа и что уникальность ее собственной личности непременно раскроется в созвучных ей ролях — надо только дать вчерашней студентке карт-бланш. Абигейль в «Стакане воды» Скриба, Элиза в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, Нина в лермонтовском «Маскараде», Джульетта, Байба в пьесе Яна Райниса «Вей, ветерок!», Офелия в «Гамлете». Становление театральной актрисы Вии Артмане шло на классическом материале. Обрести уверенность в своих силах актрисе помогли и первые успехи на ниве кино. Но плыть по течению было не в характере Вии, требовательной к себе. К тому же кино всегда играло для нее вторую роль (несмотря на то, что именно оно вывело ее на орбиту всесоюзной популярности). Вия Артмане не раз повторяла, что только театр «делает» актера, а специфическая способность киноактера работать над образом не в хронологической последовательности развития событий (когда в первый съемочный день ему надо умереть в кадре, а в последний — сыграть завязку истории) приходит только с опытом и все равно способна раздражать добросовестного исполнителя. Так вот, «голубые» героини в какой-то момент перестали удовлетворять актрису. «Что было со мной? Быть может, выдохлась? Или некая похожесть драматургии — материала юных классических героинь, красиво страдающих, умирающих от любви, образов ярко сценичных, “костюмных”, выигрышных, — “стандартизировали”, заштамповали меня, привели к шаблону?»

Вия Артмане в спектакле Художественного театра им. Я. Райниса «Снимается кино»
Вия Артмане в спектакле Художественного театра им. Я. Райниса «Снимается кино»

Вия Артмане взялась за роль неглубокой женщины, «критикессы» в спектакле на современном материале — по пьесе Эдварда Радзинского «Снимается кино». И сыграла ее хлестко, наотмашь, доказав свою способность к острохарактерным ролям. Дальше в ее актерской жизни были женщины-хищницы, женщины властные и страстные. Сложнейшие, многомерные, противоречивые образы: Элен Безухова в «Войне и мире», Настасья Филипповна в «Идиоте», крестьянка Ева в драме классика латышской литературы Рудолфа Блаумана «Индраны». Наконец, королева Елизавета I в пьесе Фердинанда Брукнера «Елизавета, королева английская» — этот «бенефисный» спектакль был поставлен к пятидесятилетию Вии Артмане и игрался при аншлагах больше десяти лет!

Вия Артмане в роли Настасьи Филипповны. Спектакль «Идиот»
Вия Артмане в роли Настасьи Филипповны. Спектакль «Идиот»

Чувственная крестьянка и примадонна-работяга

Донатас Банионис и Вия Артмане в фильме «Никто не хотел умирать»
Донатас Банионис и Вия Артмане в фильме «Никто не хотел умирать»

Пришло время сказать и о кино, ведь благодаря ему мы и сегодня можем оценить мастерство Вии Артмане. Напомним, что повадки крестьянки актрисе не надо было мучительно осваивать, чтобы воплотить на экране образы простых деревенских женщин. Режиссер Витаутас Жалакявичюс из соседней Литвы добивался участия латышской актрисы Артмане в своем фильме «Никто не хотел умирать», несмотря на все сложности (у Вии Артмане только-только родилась дочка, и ехать на тяжелые съемки с двухмесячным младенцем она боялась, отказывалась). Он предвидел, что никто лучше нее не сыграет шекспировскую по накалу драму любви литовской хуторянки. Невероятный ансамбль актеров, собранный в фильме «Никто не хотел умирать» (1965), до сих пор является каноном кастинга. В этой преимущественно «мужской» истории, на небольшом отрезке, Вия Артмане создала невероятно цельный, впечатляющий образ любящей женщины — причем в отношениях ее героини с героем Донатаса Баниониса явственно проступала чувственная природа любви, что так редко случалось в советском кино.

Евгений Матвеев и Вия Артмане в фильме «Родная кровь»
Евгений Матвеев и Вия Артмане в фильме «Родная кровь»

Сама актриса выделяла среди своих киноработ роль в фильме Федора Кнорре «Родная кровь» (1963). Участие в этой картине впервые дало ей возможность познакомиться с русской глубинкой. «Если бы я не побывала на Волге, по-настоящему не узнала бы русский народ до сих пор, — вспоминала актриса в своей книге много лет спустя. — Пришлая, я не была там чужой, иноязычная — не осталась непонятой». Простая житейская история «Родная кровь» подарила Артмане возможность сыграть заветное: «В этой роли для меня много такого, чем я смогу отблагодарить людей, меня растивших, делившихся со мной, батрацкой дочкой, и куском хлеба, и знаниями. Поклониться им, не блистающим красотой или утонченностью воспитания, простым и добрым». Вия Артмане была очень цельным, принципиальным человеком и помнила о простых людях, когда достигла славы и положения. Она прошла через такие испытания, которые другого сломили бы. Но, настоящая актриса, она обращала на пользу делу все впечатления своей жизни: горе и радость, предательство и помощь. Ум и характер значили в ее личности не меньше, чем талант. Те же качества сочетала в себе другая (правда, вымышленная) великая актриса, Джулия Ламберт. Фильм Яниса Стрейча «Театр» (1978) по одноименному роману Сомерсета Моэма с Вией Артмане в главной роли — один из главных хитов советского кино. «Джулия, богатая, светская дама, демон в юбке, капризная и экспансивная, но это и работяга со святым отношением к своему труду», — последнее из перечисленных качеств героини оказалось для Вии Артмане определяющим в работе над образом Джулии Ламберт. Ведь она сама относилась свято к труду, будь то труд пастушки или актрисы.

Вия Артмане в роли Джулии Ламберт. Фильм «Театр»
Вия Артмане в роли Джулии Ламберт. Фильм «Театр»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!