Кавказский Санкт-Петербург
Знакомимся с Владикавказом
Теги: Россия | Достопримечательности | Отдых | Экскурсии | Путешествия | Красивые места | ТОП достопримечательностей | Туры | Что посмотреть | Владикавказ
Владикавказ — большой город с историей, который в последние несколько лет преображается из преимущественно индустриального и административного центра Северной Осетии в новую культурную и туристическую точку притяжения на юге России.
Он похож на Санкт-Петербург, и если Северная столица — это окно в Европу, то Дзауджикау (осетинское название Владикавказа) — в мир Кавказа и Закавказья.
Привет, Казбек!
Если выйти на улицу ранним погожим утром, то прямо из центра Владикавказа открывается невероятно красивый вид на горы, особенно на Казбек. Эту гору ни с какой другой не спутать. Ее ледяная шапка тронута благородной синевой, как у Эльбруса. Высота Казбека 5033,8 метров, но кажется, что все 8000. В энциклопедии отмечено, что это потенциально активный стратовулкан, извергавшийся, по меркам геологии, совсем недавно: в 750 году до нашей эры. Где-то к началу рабочего дня, то есть в 9 или 10 утра Казбек уже деликатно прячется в дымке, чтобы не отвлекать жителей и гостей столицы Северной Осетии от насущных дел.
Владикавказ — город, который многие десятилетия жил будничными заботами, не привлекая внимания туристов, особенно внутренних. По словам гидов, еще лет десять назад сюда, чтобы затем отправится в горы, чаще приезжали иностранцы. Сейчас ситуация изменилась. Владикавказ наводнили туристы из других регионов страны, а еще — люди, для которых столица Северной Осетии стала перевалочным пунктом на пути в Закавказье. Именно отсюда берет начало Военно-Грузинская дорога, служившая до недавнего времени единственным путем сообщения России с Грузией.
Прогулка по проспекту Мира
Владикавказ был основан в 1784 году как крепость на входе в Дарьяльское ущелье, по которому пролегал указанный путь в Грузию, попавшую тогда под покровительство Российской империи. К концу самой длинной в истории России войны — Кавказской, — в 1860 году, Владикавказ получил официальный статус города, что также ознаменовало его переход к мирной жизни с развитием фабричных производств, торговли и культуры. Свидетельством того бурного роста стал исторический облик центра города, в котором много красивых домов, построенных на рубеже XIX и XX веков, в том числе модном тогда архитектурном стиле модерн.
Владикавказ всегда был поликультурным городом, в котором мирно уживались представители самых разных народов и религий. Свидетельство тому — кирпичная базилика лютеранской церкви XIX века, расположенная неподалеку от главной пешеходной, а вернее, пешеходно-трамвайной улицы города — проспекта Мира. На этом проспекте много достопримечательностей, кафе и ресторанов. Здесь можно встретить талантливых уличных музыкантов, в том числе ребят, поющих, к примеру, на изысканном дигорском диалекте осетинского языка.
За сувенирами можно зайти в Центр народных художественных промыслов, расположенном также на проспекте Мира. Тут много вещей, созданных руками осетинских мастеров. Во многих из них заложены многовековые народные традиции и важные смыслы. К примеру, тут есть рахыс — надочажная цепь, являющаяся, возможно, главным атрибутом традиционного осетинского жилища и святыней осетинской семьи, к которой не могут прикасаться чужие люди. Такие цепи, сохранившиеся с древних времен, можно еще увидеть в Национальном музее Республики Северная Осетия — Алания. Но и сегодня, хоть люди и переехали из хижин в квартиры, есть те, кто заказывает рахыс у мастеров, чтобы повесить ее на стене. И делают это не только осетины, но и представители других народов — туристы, которых впечатлила идея надочажной цепи, передаваемой в семье из поколения в поколение.
Национальный осетинский музей тоже находится на проспекте Мира, и его нельзя обойти стороной. Там можно обозреть уникальную в мировом масштабе коллекцию предметов кобанской культуры II тысячелетия до нашей эры — ровесницы микенской культуры, ставшей, как известно, колыбелью древнегреческой. Глядя на эти вещи, невозможно не удивиться тончайшему мастерству и развитому воображению, существовавшему у людей, их создававших. Такие предметы могут быть украшением любого всемирно известного музея, но еще прекраснее то, что они остаются в том же регионе, где были найдены. Вторым же фактом, вызывающим искреннее удивление, является то, что многие из этих уникальных экспонатов были подняты из земли уже в нашем, XXI веке. И в целом Северная Осетия — одно из тех редких мест, где в последние годы было совершенно множество археологических открытий. Причиной тому строительство газопроводов и другие инфраструктурные проекты в горных районах республики, обязательным спутником которых становятся научно-исследовательские раскопки.
Но вернемся на проспект Мира. Среди прочих достопримечательностей здесь можно выделить скромный памятник Коста Левановичу Хетагурову — человеку, которого принято считать основоположником осетинской литературы, замечательного поэта, драматурга, публициста, живописца, этнографа, общественного деятеля и просто любимца народа, которого знают и почитают в каждой осетинской семье, как Есенина на рязанщине. Только тут, на проспекте Мира, с этим великим человеком может запросто посидеть на одной лавочке и сфотографироваться любой прохожий.
А в нескольких сотнях метрах от Хетагурова, если пройти через площадь Свободы, стоит памятник Евгению Вахтангову — одному из самых знаменитых уроженцев Владикавказа, актеру, режиссеру и создателю театра, без которого трудно представить культурную жизнь Москвы. Его отец Багратион Вахтангов был хозяином табачной фабрики, здание которой практически соседствует со зданием Национального музея Северной Осетии на улице Максима Горького, пересекающей проспект Мира, и является само по себе памятником архитектуры.
Улица Горького — еще одно обязательное место для прогулки во Владикавказе. Если идти по ней в противоположную от Терека сторону, то можно добраться до одного из шедевров модерна — замка-особняка архитектора Павла Шмидта, в котором так уместно расположился Музей театрального искусства.
Но основной поток людей сворачивает с проспекта Мира на Горького, чтобы дойти до пешеходного моста Кладки, перекинутого через Терек. Идя по улице в его сторону, можно оценить широту гастрономической гаммы Владикавказа, вполне сравнимой с петербургской и позволяющей исследовать кухни разных стран мира, не покидая центра столицы Северной Осетии. Ноги сами несут туриста на мост, чтобы полюбоваться с него на бурный поток воды в Тереке, от которого знойным южным летом веет спасительной прохладой. Но все же стоит задержаться и сперва свернуть налево, чтобы пройтись по Центральному парку культуры и отдыха имени Хетагурова или просто посидеть на одной из расставленных в нем лавочек, полюбоваться прохожими.
Осетия, конечно, открыта всем на свете ветрам и модам, но местные жители пока не могут привыкнуть к мужчинам, гуляющим по общественным местам в шортах. Туристам по этому поводу никаких замечаний не будет, но тем, кто не хочет приходить в чужой монастырь со своим уставом, стоит об этом знать.
Дети Терека
Взгляд любого человека, переходящего через Терек по мосту Кладки, обязательно коснется здания Суннитской мечети — одного из главных украшений Владикавказа, в которой тоже чувствуется особая энергия архитектуры начала XX века, использовавшей традиционные мотивы для выражения взгляда на стремительно меняющийся мир и его будущее. Считается, что эта мечеть была подарком бакинского нефтепромышленника Муртазы Мухтарова любимой жене, осетинке Лизе Тугановой. Хотя история была немного сложнее. Местные мусульмане-сунниты, которые давно мечтали о храме, нашли подходящее место, собрали деньги, но этих средств не хватило. Тогда они обратились за помощью к Мухтарову, как к известному меценату, и тот помог завершить начатое.
От мечети можно прогуляться по скверу вдоль Терека до еще одного пешеходного моста, который называют Трамвайным (так он указан на картах) или Старым. Там тоже часто бывают уличные музыканты, а еще здесь уютное кафе с хорошей кухней. Уютное, но не тихое, ведь Терек бурлит и шумит — это вам не Москва-река и не Нева.
Через Старый мост можно вернуться к лютеранской церкви, с которой начался указанный маршрут. Но этого маршрута все же мало для того, чтобы составить должное впечатление о Владикавказе.
В этом городе есть уникальные места, каких нет нигде больше. Чего стоит только конно-драматический театр «Нарты», который удивительным образом объединяет в себе историю гордой Алании и ее наследницы Северной Осетии, культуру, традиции, внутреннюю энергию осетинского народа и мировую драматургию, ведь здесь с успехом ставили не только народные эпосы, но и, к примеру, Шекспира.
«Нарты» начинались с труппы молодых актеров, живших дикарями с лошадьми в роще рядом с Тереком в начале 1990-х годов и, видимо, впитали в себя энергию этой бурной реки. Они с утра до ночи проводили время в репетициях и тренировках, стремясь создать что-то совершенно новое, чего мир прежде не видел и не переживал. И проект оказался успешным, несмотря на все экономические и политические кризисы, с которыми сталкивалась и Осетия, и вся Россия в целом. «Нарты» гастролировали, собирали награды на престижных конкурсах, а главное — сформировали уникальный творческий коллектив, у которого уже есть свои традиции, передающиеся из поколения в поколение.
А одна из нартовских актрис-наездниц — Лейла Теблоева — перебралась через Терек на проспект Коста и в 2020 году создала еще один уникальный культурный центр — ШКиТ, то есть «Школу кино и театра». Это камерный, частный, живой театр с поразительной творческой атмосферой.
В ШКиТе есть много разных творческих форматов, включая выставки, книжный и киноклуб, где владикавказцы еженедельно смотрят и обсуждают знаковые для мирового кинематографа ленты.
Прогуливаясь по столице Северной Осетии, можно заметить и много мест, в первую очередь связанных с общепитом, глядя на которые, чувствуешь амбиции хозяев, их стремление не только успевать за трендами, но и не бояться экспериментировать, чтобы создавать свои. Благодаря этому во Владикавказе, несмотря на некую общую ветхость городской застройки, нет ощущения провинциальной заброшенности. Это кавказский Санкт-Петербург, блеск и красота которого готовы раскрыться при должном вложении в инфраструктуру и экономику города.
Превращение в Кисловодск
Бум внутреннего туризма подталкивает Владикавказ к переходу в разряд курортных городов. Этот переход с трудом, но происходит. А кое-какие значимые вещи для превращения столицы Северной Осетии в условный Кисловодск уже имеются, хотя о них еще мало кто знает.
В этом городе чистейшая водопроводная вода. Местные жители пьют ее из-под крана без всяких фильтров, предлагая туристам в качестве теста набрать ванну и оценить чистоту местной воды на глаз. Осетия в целом славится своими ледниковыми и минеральными водами. Так, известный на всю страну «Кармадон» разливают как раз неподалеку от Владикавказа — в Кармадонском ущелье.
А еще в осетинской столице есть прекрасный парк «Нартон» с терренкуром, то есть дорожкой для оздоровительной ходьбы, а рядом с ним большой дендрарий, основанный в 1982 году и четырежды получавший звание лучшего дендрария в РСФСР. Там тоже есть прекрасная экотропа для прогулок и крупнейшая на Кавказе спортивная площадка для занятий воркаутом.
Если добавить к вышесказанному, что Владикавказ находится на высоте от 659 до 732 метров над уровнем моря, то получается практически тот же Кисловодск.
Есть возможность, не покидая пределов города, совершить пешее восхождение на гору Тарскую высотой 1249 метров над уровнем моря, пройдя через новенький (или недавно реконструированный) горный спортивно-оздоровительный парк, который даже пока толком не обозначен на картах. Подойти к нему можно со стороны улицы Шмулевича.
Маршрут на Тарскую, конечно, больше подойдет людям в хорошей физической форме: подъем в некоторых местах очень крут и идти придется по тропе, проходимой в только сухую погоду. Однако на этом маршруте все же много пожилых людей с трекинговыми палками. Вид на Владикавказ с горы стоит затраченных на подъем сил.
Кроме того, есть масса доступных однодневных туров из города в Кармадонское ущелье, Даргавс, Фиагдон и другие знаковые места в сердце осетинских гор, красота, история и уникальность которых — тема для отдельной статьи.
Пусть всегда будет три пирога
Во владикавказских ресторанах и кафе можно встретить блюда любой кухни мира. Как дома будут чувствовать себя здесь и те, кто привык к бургерам или столичным кофейным коктейлям. Но вообразить себе путешествие в Северную Осетию без знакомства с местной кухней просто невозможно.
Именно в Осетии можно понять, что такое трапеза с большой буквы и чем она отличается от обычного застолья. Но для этого, конечно, лучше всего напроситься в гости к осетинской семье или попасть в небольшую семейную гостиницу, как, к примеру, в горном селе Верхняя Саниба.
Осетинская трапеза, особенно по праздникам, но не только, — это практически священнодействие, в котором имеет значение все: рассадка, выбор и очередность подачи блюд, напитков, молитвы, которыми сопровождается общение за столом, и так далее.
В Сети можно встретить множество рассказов об этих застольных традициях, но между ними встречаются противоречия, поэтому лучше не умничать и довериться интерпретации тех осетин, что допустили вас до своей трапезы. Ну или прочесть книгу «Праздничный мир осетин», написанную кандидатом исторических наук и профессором Северо-Осетинского государственного университета Виленом Уарзиати.
Кратко остановимся лишь на осетинских пирогах и пиве.
Только в Северной Осетии можно наконец понять, какими же должны быть на вид и вкус эти пироги, какие начинки для них являются традиционными и так далее. С ними же связана важная деталь, которую следует знать заранее: не приходите в гости к осетину с двумя пирогами, берите три!
Два пирога на столе — это часть поминального обряда, а три — уже атрибут праздничной трапезы. Дело в том, что лежащие друг на друге стопкой осетинские пироги означают разные уровни мироздания (верхний, средний и нижний), и три пирога символизируют полноту жизни.
Что же касается пива, то оно тоже имеет большое значение для осетинской трапезы. В Национальном музее можно увидеть старинные принадлежности для пивоварения, которое было развито у осетин столетиями, а еще огромные красивые чаши, из которых принято было в особом порядке употреблять этот напиток.
Осетинское пиво отличается от немецкого или английского — оно не такое горькое и крепкое. Впрочем, у каждой семьи или современного массового производителя оно будет немного разным. К примеру, «Алутон» по вкусу больше похоже на квас и является фактически безалкогольным. В Москве и других регионах России осетинское пиво встречается крайне редко, но во Владикавказе его можно приобрести практически в каждом магазине.