Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 07.10.2024
Культура и традиции
8 минут чтения

Возвращение ролевика-джедая

































































































































Глеб МОРДОВЦЕВ, ведущий ролевых игр

Вы когда-нибудь хотели побыть храбрым воином или хитрым волшебником? Пилотом космического крейсера или детективом времен сухого закона в США? А может, вообще сушеным ящером, которого лучше не злить, или беспощадной молью в гардеробе жадного богача?

Настольные ролевые игры (сокращенно НРИ) позволяют стать кем угодно в выдуманном мире (сеттинге, если говорить игровыми терминами), принимать самостоятельные решения и сталкиваться с их последствиями. Они очень модны в западном мире, но постепенно завоевывают и постсоветские страны. Если тренд не изменится, уже в обозримом будущем НРИ займут достойное место в образе жизни целых поколений и возьмут вкусный кусок глобального бизнес-пирога.

Чтобы стать ролевиком, не обязательно искать подходящую одежду или быть профессиональным актером – достаточно просто представить себя на месте героя и решить, что он сделает в той или иной ситуации. Ролевые игры – это уникальная форма интерактивного повествования: в отличие от кино или книг, где потребителю уделяется роль пассивного наблюдателя, здесь можно активно попадать в неприятности и искать из них выход, выполнять различные задания (они же квесты) – иными словами, делать все, что заблагорассудится.

В век высоких технологий, свежих взглядов и культурного либерализма многие люди по старинке воспринимают игры как приятный, но, по сути, бестолковый способ потратить свое драгоценное время. У компьютерных игр в этом плане дела получше. Во-первых, это очень прибыльное дело: объем индустрии, по разным оценкам, составил около 150 млрд долларов в позапрошлом году. В отличие от кино- и музыкальной отраслей, чей суммарный объем рынков составил всего 62 млрд долларов. Во-вторых, на компьютерных играх выросло уже не одно поколение, и общество научилось воспринимать их не только как забаву, но и как культурный феномен, а некоторые из них по достоинству признаны произведениями искусства. Ну и киберспорт уже официально признан Международным олимпийским комитетом (МОК).

Настольные же игры пока сохраняют образ развлечения на один вечер, потому что у многих они ассоциируются с популярными «Монополией», «Манчкином» или, на худой конец, «Мафией». Конечно, если не брать в расчет совсем традиционные игры вроде шахмат и домино. Но есть и такие НРИ, которые назвать детскими язык не повернется. Речь не о жестокости, не о взрослом контенте, а о творчестве, которое привлекает людей всех возрастов. В такой игре нет победителей и проигравших, а ее процесс сопоставим с коллективным написанием книги или сценария фильма.

Обычно игра происходит следующим образом: несколько человек собираются за одним столом и договариваются о том, какую историю они хотят рассказать сегодня. Один из них берет на себя роль ведущего (мастера игры), другие становятся главными героями повествования. Мастер описывает предлагаемые обстоятельства, а игроки говорят, что они будут делать. Если исход действий неочевиден, бросают игральные кости с разным числом граней, номиналом от четырех до 100. Зачастую чем больше число, тем выше шанс, что действия будут успешными, но это не догма. Затем мастер сообщает, к каким обстоятельствам привели действия игроков. Так совместными усилиями они двигают историю вперед. Представьте, что смотрите интересный фильм, вдруг действие останавливается и персонаж, которому вы сопереживаете, обращается с экрана с вопросом: «Что мне делать дальше?». В этом и есть суть настольных ролевых игр.

Чтобы все участники игры чувствовали себя равноправными, не полагались исключительно на воображение и прихоти ведущего, существуют разнообразные правила, которые подсказывают, какие возможности есть у персонажей, какие кости нужно бросать в тех или иных ситуациях и каких последствий следует ожидать от принятых действий. Может показаться, что такие правила ограничивают игроков, но в то же время они позволяют сделать историю более логичной, честной и правдоподобной. Правда же, не может злобный ящер моментально подобреть и перевести бабушку через дорогу?

Зная эти правила, мастер всегда готов здраво оценить вероятность того, что предлагают совершить игроки. Иногда он ведет персонажей по готовому сценарию приключения, иногда перед игроками оказывается дивный новый мир, где детали сюжета рождаются прямо за игровым столом, иногда мастер сочетает все подходы. Так или иначе, один из главных принципов НРИ в том, что игроки вольны делать что угодно, если это не противоречит логике повествования.

Родоначальниками настольных ролевых игр являются тактические военные игры с миниатюрами. Еще в 1811 году прусский офицер Георг фон Рейсвиц представил королю свой кригшпиль (das Kriegsspiel — игра в войну), разработанный для обучения офицеров ведению боя в игровой форме и развитию их стратегического мышления. Рейсвиц совместил в игре военную теорию с такими молодыми на тот момент дисциплинами, как топография и математическая статистика. Совсем скоро она стала популярна во всем мире, особенно после того, как пруссаки разгромили французов под Седаном и успешно взяли Париж в 1871 году.

Во многих странах стали появляться свои версии кригшпиля, и правила менялись вместе с развитием военной техники. Выросла роль судьи, который давал экспертную оценку действиям игроков исходя из своего реального боевого опыта. Объединив возможности кригшпиля с другим популярным хобби – варгеймами с миниатюрами («игра в солдатики») – Герберт Уэллс выпустил в 1913 году игру Little Wars, сопроводив ее призывом отказаться от реальных войн в пользу выдуманных. Детище известного писателя имело большой коммерческий успех, многие серьезные мужчины проводили вечера, расставляя солдатиков и разыгрывая баталии. Но, к сожалению, уже следующий год показал, что даже с таким хобби они не готовы отказаться от реальных конфликтов. Возможно, не хватило пиар-кампании.

Долгое время такие игры позволяли имитировать реальные сражения войн прошлого, но распространившаяся в США 1960-х годов мода на романтизированное средневековье и выход в свет знаменитой эпопеи «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкина заставили взглянуть поклонников игр в сторону фэнтези. В то время людей больше манила битва у Хельмовой пади, чем при Геттисберге. Гэри Гайгэкс одним из первых предложил играть не целыми армиями, а конкретными героями – воинами или волшебниками – и впоследствии свои идеи развил и воплотил в 1974 году в игре Dungeons & Dragon, которой было суждено стать культовой для многих поколений.

С тех пор свет увидел немало настольных ролевых игр, и сегодня поклонник практически любого сеттинга, будь то мир полюбившейся книги или фильма, может побывать в шкуре понравившегося персонажа или придумать своего, подобрав подходящую книгу правил. Самой знаменитой из них по-прежнему является Dungeons & Dragons (сокращенно D&D) от издателя Wizards of the Coast (подразделение игрового гиганта Hasbro). Сейчас в ее актуальную, уже пятую по счету редакцию играют во всем мире. У этой игры поистине масштабное комьюнити, а среди ее поклонников такие знаменитости, как Вин Дизель, Терри Крюс, Том Морелло и Джеймс Ганн. Согласно статистике, половина настольных ролевых игр проводится именно по системе Dungeons & Dragons, для нее постоянно выпускают новые книги и прочие материалы с дополнительными правилами и готовыми приключениями.

Но НРИ – это не только магическое средневековье. В Call of Cthulhu игроки могут стать сыщиками в Америке 1920-х годов и столкнуться с чудовищными порождениями из мира Говарда Лавкрафта. В играх серии World of Darkness примеряют на себя роли древнего вампира, кровожадного оборотня или другого мистического персонажа, живущего на темной изнанке современности. А в Starfinder игроки отправляются на своем космическом корабле в другие галактики, чтобы снискать славы или денег.

В Россию настольные ролевые игры пришли, когда на Западе уже сменилось несколько поколений ролевиков. Поначалу это были любительские переводы, которыми поклонники жанра делились между собой в интернете. В 1990 году вышла в свет первая официально изданная настольная ролевая «Заколдованная страна», которая очень напоминала знаменитую Dungeons & Dragons, за ней последовали «Эра Водолея» и прочие нишевые проекты. Все они издавались малыми тиражами, потому что и читатели, и издательства были мало знакомы с НРИ, а западные акулы бизнеса не видели в России перспективного рынка.

Спустя почти 20 лет ситуация изменилась, когда молодая команда из Санкт-Петербурга «Studio 101» занялась массовым выпуском ролевых игр на русском языке и читатели открыли для себя уже знакомые на западе «Фиаско», Savage Worlds и многие другие НРИ. Затем инициативу подхватили студии SaF Gang Design, московские Indigo Games и Pandora’s Box Studio, наконец Hobby World – крупнейшее российское издательство в сегменте настольных игр. Благодаря их усилиям в позапрошлом году наконец увидела свет отечественная локализация пятой редакции D&D, а на сайте Crowdrepublic – собственной краудфандинговой платформы издательства Hobby World – каждый месяц запускаются новые проекты, связанные с настольными ролевыми играми.

Можно сказать с уверенностью, что НРИ переживают настоящий ренессанс во всем мире, потому что все чаще упоминаются в популярных сериалах («Очень странные дела», «Теория большого взрыва», «Сообщество»), а ролевые сообщества активно продвигаются на стриминговых платформах, да и вообще ведут глобальную пиар-кампанию. Сейчас всем очевидна образовательная, развивающая и вдохновляющая сторона подобных игр. В них поощряется изобретательность и креативность, тренируются навыки социального взаимодействия и работы в команде, развивается критическое мышление.

Согласно статистике, опубликованной на сайте издателя Wizards of the Cost, у самой популярной настольной ролевой игры Dungeons & Dragons более 40 миллионов фанатов по всему миру (что сравнимо с населением Испании), и этот показатель растет с каждым годом. Продажи в Европе за последние пять лет выросли в четыре раза, а компания Hasbro, владеющая Wizards of the Coast, заявила о своем намерении удвоить их в этом году. За год фанаты просмотрели более четырех миллиардов минут записей на YouTube и стриминговых платформах. В 2018 году рынок настольных ролевых игр в Северной Америке оценивался в 55 миллионов долларов, и этот показатель растет из года в год. Почти половина игроков старше 30 лет, и это еще раз подчеркивает тот факт, что настольные ролевые игры – это хобби для всех возрастов.

Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», №1 (2), январь – март 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!