Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 28.03.2024
Олеся Байкова
8 минут чтения

Человек с добрым лицом

95 лет со дня рождения Вячеслава Тихонова














































































































































Вячеслав Тихонов
Фото: kp.ru

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Детство Вячеслава Тихонова

Первые роли Вячеслава Тихонова

«Семнадцать мгновений весны»

Последние годы жизни Вячеслава Тихонова


Трудно поверить: не вся творческая биография Вячеслава Тихонова была успешной, его интеллигентная внешность порой мешала актерской карьере.

Но несмотря на все трудности, он сыграл множество совершенно разных героев: от тракториста до князя, от учителя до разведчика.


Детство Вячеслава Тихонова

Вячеслав Тихонов родился в Павловском Посаде под Москвой. Его отец был механиком на ткацкой фабрике, а мать — воспитателем в детском саду. Семья жила в деревянном двухэтажном доме вместе с дедушкой и бабушкой. Детство Вячеслава Тихонова закончилось в 13 лет, в 1941 году, когда началась война. В школе, в которой он учился, разместили госпиталь для раненых солдат. Пришлось поступать в ремесленное училище на токаря. Закончив учебу, Вячеслав Тихонов работал на военном заводе, где стоял за токарным станком с раннего утра до позднего вечера.

Каждую свободную минуту будущий актер проводил в расположенном недалеко от дома кинотеатре «Вулкан». Его любимыми героями были Чапаев и Александр Невский, а любимыми актерами — Михаил Жаров и Петр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство».

Вячеслав Тихонов мечтал стать актером, но родители хотели для него совсем иной судьбы: мама видела сына агрономом, а отец — инженером-механиком. Прислушавшись поначалу к мнению семьи, Вячеслав Тихонов в 1944 году поступает в Автомеханический институт, но уже в следующем году решается пойти за своей мечтой и относит документы во ВГИК. Поступить на общих основаниях не получилось: приемная комиссия посчитала, что у него нефотогеничная внешность. Но после того как экзамены уже закончились, Вячеслава Тихонова зачислили вне конкурса в мастерскую к профессору Борису Бибикову.


Первые роли Вячеслава Тихонова

Первую роль в кино молодой актер получил, еще будучи студентом, и его сразу ждал успех. В 1948 году Вячеслав Тихонов снялся в картине Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Роль в фильме стала настоящим стартом в профессии не только для него, но и для других молодых коллег по съемочной площадке — Инны Макаровой, Нонны Мордюковой, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Георгия Юматова, Тамары Носовой. Ассистентом режиссера работала Татьяна Лиознова, с которой много позже они встретятся на съемочной площадке «Семнадцати мгновений весны». «Молодая гвардия» стала лидером проката и получила Сталинскую премию.

Первые съемки — и первый брак. Вячеслав Тихонов женился на Нонне Мордюковой. В 1950 году у актеров родился сын Владимир. Летом того же года молодые актеры окончили институт и вынуждены были с маленьким ребенком переезжать с места на место: им пришлось долго скитаться по друзьям, общежитиям, коммуналкам и баракам. «Наш брак был готов рассыпаться уже через год… Но расходиться в то время было как-то не принято, да и стыдно. Воспитание!» Пара развелась через десять лет, а простить друг друга супруги смогли только в последние годы своей жизни.

После «Молодой гвардии» почти 10 лет Вячеслав Тихонов оставался в тени. В послевоенные годы всем нужны были героические мужские типажи, а внешность Тихонова начальники киностудий считали слишком аристократичной. Следующее яркое появление на киноэкране было только в 1957 году, когда состоялась премьера фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Изначально в картине должен был сниматься один из коллег Тихонова по «Молодой гвардии» Сергей Гурзо. Режиссеру Станиславу Ростоцкому очень долго пришлось пробивать кандидатуру Тихонова в худсовете: против были и автор повести, по которой написан сценарий, и руководство киностудии Горького. Никто не верил, что человек с такой интеллигентной внешностью сможет сыграть тракториста, а в паре с бывшей балериной Светланой Дружининой они были похожи не на жителей деревни Пеньково, а на моделей из заграничных журналов. Тем не менее зрители поверили и полюбили героя Тихонова.

Вячеслав Тихонов "Дело было в Пенькове"
Кадр из фильма «Дело было в Пенькове»

Второй раз Вячеслав Тихонов женился на переводчице с французского, работавшей в «Совэкспортфильме». Они познакомились во время работы над озвучиванием фильма «Мужчина и женщина». У пары родилась дочь Анна.

Вячеслав Тихонов «Мичман Панин»
Кадр из фильма «Мичман Панин»

Следующая роль — князя Болконского в киноэпопее «Война и мир» — для Вячеслава Тихонова тоже стала подарком судьбы. В этой роли Сергей Бондарчук видел Иннокентия Смоктуновского, но актер предпочел роль принца датского. «Война и мир» были экранизацией государственного значения и масштаба, и в дело вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева. Она «назначила» Вячеслава Тихонова на роль князя, и Бондарчуку пришлось согласиться. Впоследствии режиссер считал утверждение Тихонова на эту роль главной неудачей «Войны и мира», и сам Тихонов это мнение разделял. Он вспоминал, что работа далась ему очень нелегко, он выходил со съемочной площадки опустошенным. Многое в герое ему было непонятно и даже чуждо. Тихонов так переживал, что даже хотел бросить кино, но тут очень вовремя появился Станислав Ростоцкий с предложением сыграть в драме «Доживем до понедельника».

Вячеслав Тихонов "Война и мир"
Кадр из фильма «Война и мир»

Ростоцкий пригласил Вячеслава Тихонова на роль переживающего кризис учителя, но внешность актера опять стала проблемой. Сценарист Георгий Полонский не хотел видеть в этой роли молодого и красивого человека. Он представлял, что героя сыграет Зиновий Гердт или Борис Бабочкин. Не хотел сниматься и сам Тихонов — учитель истории с его переживаниями по поводу возраста и педагогики казался ему безликим. Но ради друга — Тихонов с Ростоцким давно дружили — согласился, а ради сценариста ему сделали возрастной грим, добавивший сорокалетнему актеру десяток лет. Фильм был снят в рекордные сроки, но Госкино посчитало фильм слишком острым и опасным и отправило письмо в Минкульт. Пока письмо рассматривали, устроили закрытый показ «Доживем до понедельника» на Всесоюзном съезде учителей. Фильм был принят безоговорочно, мнение Минкульта уже никому не понадобилось. «Доживем до понедельника» стал лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран», а Тихонов получил Государственную премию СССР.


«Семнадцать мгновений весны»

Но настоящий успех был еще впереди — многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» и встреча с Татьяной Лиозновой уже в качестве режиссера. Роль Штирлица-Исаева стала поистине звездной. Наверное, все уже наслышаны о том, что улицы советских городов пустели, когда по телевизору показывали «Семнадцать мгновений весны». Картина вышла настолько убедительной, что режиссер Лиознова получила 12 мешков писем, а Брежнев велел срочно разыскать Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Вячеслав Тихонов получил за картину, помимо всенародной любви, премию КГБ СССР, но высказывался о своей работе скупо: «Для меня это была обычная актерская работа. Дали роли, мы должны их исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства — мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков». Известно, что одну из самых трогательных сцен — встречу в кафе «Элефант» — режиссер с актером придумали, услышав рассказ полковника Госбезопасности, который таким же образом «громко молчал» на встрече с собственной супругой.

Вячеслав Тихонов «Семнадцать мгновений весны»
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

В 1975 году на экраны выходит фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Предыдущий опыт работы режиссера с Тихоновым был не очень удачным, но на этот раз все сложилось по-другому. Роль Николая Стрельцова для Тихонова была «вторым небом Аустерлица». Ключевым эпизодом фильма стала сцена контузии героя Тихонова. Снимали сцену масштабно. По рассказам участников съемок, для того чтобы в кадре у актера была едва заметная нервная дрожь, попросили танкистов в строго определенные моменты стрелять в сторону актера из всех орудий холостыми зарядами. От каждого залпа земля вздрагивала, начинала немного дымиться, а картинка плыла. А чтобы усилить этот эффект, вокруг Тихонова поставили жаровни с углями. Кадры получились очень правдоподобными.

Следующий фильм, который очень полюбили советские зрители, — «Белый Бим Черное ухо». Работу над образом Ивана Ивановича актер начал с поиска общего языка с исполнителем второй главной роли — собакой Стифом, или Степкой, как его звали на съемочной площадке. Хозяин сдал собаку в прокат, пес тосковал, и Тихонов подолгу гулял со своим лохматым «коллегой». Они стали настоящими друзьями, и когда надо было снять радостную встречу собаки с хозяином, героев просто разлучали на пару дней, сцены снимали без репетиций и дублей. В итоге фильм получился настолько трогательными, что в кинотеатрах люди рыдали. Только во время первого проката картину посмотрели 20 миллионов человек. За эту роль Вячеслав Тихонов получил Ленинскую премию, а фильм был выдвинут на «Оскара» в номинации «кино на иностранном языке».

Вячеслав Тихонов "Белый Бим Чёрное ухо"
Кадр из фильма «Белый Бим Чёрное ухо»

Затем последовала роль многосерийном телефильме «ТАСС уполномочен заявить…», где Тихонов сыграл генерала КГБ Константина Ивановича Константинова, а режиссер Марк Захаров предложил актеру сыграть в фильме-притче «Убить дракона» по мотивам пьесы Евгения Шварца.


Последние годы жизни Вячеслава Тихонова

Перестройка тяжело сказалась на творчестве Вячеслава Тихонова. Рухнуло все, что до этого было важным, во что он верил. Он почти не снимался в эти годы, но не потому, что не приглашали, а потому, что актер сам отказывался от низкопробных сценариев, которые предлагали. Он даже не согласился вести мастерскую в своем родном ВГИКе.

Последняя роль Вячеслава Тихонова — эпизод в фильме «Андерсен. Жизнь без любви». Эльдар Рязанов специально для Вячеслава Тихонова подготовил образ Бога. «Человек с добрым лицом» — так была названа роль в сценарии.

Вячеслав Тихонов "Андерсен. Жизнь без любви"
Кадр из фильма «Андерсен. Жизнь без любви»

Последние годы жизни Тихонов провел практически в одиночестве у себя на даче, расположенной на Николиной горе. Он очень тяжело переживал смерть сына Владимира, который ушел из жизни совсем молодым. Тихонов часто навещал его могилу.

Вячеслав Тихонов умер в 2009 году. В своем завещании он особо оговорил, что хочет быть похороненным рядом с сыном на Кунцевском кладбище. Но родные его волю не исполнили.

Рекомендуем прочитать статью про Анатолия Дмитриевича Папанова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю