Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Елена Кожушко
  • Возвращение к истокам: выставка великого Такаши Мураками в Киото
    До 1 сентября в Киотском городском художественном музее — выставка «Такаши Мураками Мононоке Киото»
Обновлено: 17.09.2024
Елена Кожушко
5 минут чтения

Возвращение к истокам: выставка великого Такаши Мураками в Киото

До 1 сентября в Киотском городском художественном музее — выставка «Такаши Мураками Мононоке Киото»























































































Современный японский художник Такаши Мураками
Современный японский художник Такаши Мураками перед фреской на своей новой выставке «Такаши Мураками Мононоке Киото» в Киото, Япония. Фото: Художественный музей Киото, Япония

Такаши Мураками (Takashi Murakami) — настоящая суперзвезда современного искусства, один из самых дорогих японских художников, икона поп-арта. Он родился 1 февраля 1962 года в Токио. Сейчас живет и работает на два города: Токио и Нью-Йорк. Многие знают его по кавайным (в переводе с японского «каваий» означает «милый, прелестный») работам, например, обложке для альбома «Graduation» Канье Уэста, переосмыслению монограммы Louis Vuitton и ярким принтам на сумках этого бренда (2002) или по улыбающимся маргариткам и глазастым черепам на его холстах.

Современный японский художник Такаши Мураками
Современный японский художник Такаши Мураками перед фреской на своей новой выставке «Такаши Мураками Мононоке Киото» в Киото, Япония. Фото: Художественный музей Киото, Япония

Его персональная выставка «Такаши Мураками Мононоке Киото» проходит в Городском художественном музее Киото (Kyoto Municipal Museum of Art). Несмотря на то, что художник родился в Японии, он невероятно активен за границей. Это его первая масштабная выставка в Японии за восемь лет. Она состоит из шести разделов, причем большинство из примерно 180 работ впервые выставлены в Японии, более того: они являются новыми творениями маэстро и носят статус незавершенных. В аннотации говорится, что некоторые из представленных работ являются незаконченными и будут обновляться «на постоянной основе» в течение всего периода выставки.

Мураками рассказывает, что выставка планирует «переплести всю мою художественную практику с Киото как контекст», и спрашивает себя: «Разве не было бы забавно и интригующе для меня ассимилироваться в Киото в процессе и стать единым целым с древней столицей?». Он сравнивает Киото с итальянским Римом, поскольку оба являются «очень старой школой с красивой исторической архитектурой, но это не освобождает места для новых культур».

У входа в выставочный зал выставлена, пожалуй, одна из самых больших картин Мураками высотой 2,3 метра и шириной 13 метров. Это «Ракучу-Ракугай-дзу Бёбу: Иваса Матабей RIP» (Rakuchu Rakugai Zu Matabei Iwasa rip). На ней художник изображает вид на город с высоты птичьего полета, в городе царит праздничная атмосфера (жители поют и танцуют в окружении великолепных золотых облаков, наполненных черепами).

«Ракучу-Ракугай-дзу Бёбу: Иваса Матабей RIP»
«Ракучу-Ракугай-дзу Бёбу: Иваса Матабей RIP» (справа) и другие работы Мураками зрители могут увидеть на выставке «Такаши Мураками Мононоке Киото». Фото: Художественный музей Киото

Проходя мимо картины «Ракучу-Ракугай-дзу Бёбу», мы видим четыре работы мастера, каждая размером по 5 метров в высоту и ширину, на которых изображены синий дракон, белый тигр, ярко-красная птица и черная черепаха. Это четыре символа, четыре мифологических животных ши цзин. Существует легенда о том, что Хэйанкё — древняя столица Японии — была построена с использованием этих четырех символов как защитников земли.

Четыре картины — четыре мифологических животных: дракон, тигр, черепаха, птица
Четыре картины — четыре мифологических животных: дракон, тигр, черепаха, птица.
Фото: Художественный музей Киото

Картины «Бог Ветра» и «Бог Грома», которые приветствуют посетителей в зале «Бог Ветра и Бог Грома», демонстрируют, о чем на самом деле повествуют работы Мураками: «освободиться от сознания выражения и войти в состояние пустоты». Художник говорит, что это работы, которыми он может гордиться, они являются его большим достижением.

Бог Ветра и Бог Грома — картины великого Такаши Мураками
Бог Ветра и Бог Грома — картины великого Такаши Мураками.
Фото: Художественный музей Киото

«Я создаю свои работы с верой в то, что они могут изменить мир. Сам просмотр картин — это культурный опыт, который нельзя заменить ничем другим», — объясняет Мураками в одном из своих интервью.

На выставке также представлена 18-метровая работа, занимающая всю стену, со смелыми и, казалось бы, эмоциональными мазками кисти, изображающими дракона со свирепым взглядом: «Дракон в облаках — Красная мутация» (Dragon in Clouds — Red Mutation). Картина Мураками основана на работах художника периода Эдо (1603–1867) Сога Сёхаку, она впервые выставляется в Японии. Созданная в том же 2010 году синяя версия картины под названием «Дракон в облаках — синий индиго» в настоящее время находится в Музее современного искусства Чикаго в США.
«Красная версия, которую я нарисовал сам в раздражении после того, как профессор Нобуо Цудзи сказал мне: “Почему бы тебе хоть раз не нарисовать что-нибудь самому?» — рассказывает Такаши Мураками про свою работу во время открытия выставки.

Отдельная часть известной картины Мураками «Дракон в облаках — Красная мутация»
Отдельная часть известной картины Мураками «Дракон в облаках — Красная мутация».
Фото: Художественный музей Киото

Ну и не обошлось на выставке без «Светового короба (DOB)» (1993). Мистер ДОБ — культовый персонаж вселенной Мураками и его альтер эго, ушастый герой, который развивался на протяжении многих лет. Он возник как своеобразный ответ символам западной и восточной поп-культуры — Микки Маусу и Хэллоу Китти. У него на левом ухе нарисована буква D, на правом — B, а между ними круглая голова — символ буквы O. Все три буквы складываются в имя DOB — сокращение от японского разговорного выражения «dobojite? dobojite?», которое переводится как «почему? почему?».

Очаровательный ДОБ — первоэлемент в свихнувшемся мире Мураками
Очаровательный ДОБ — первоэлемент в свихнувшемся мире Мураками и один из главных блуждающих образов, опробовавших на себе все возможные медиумы и форматы. Фото: Художественный музей Киото

Кроме того, художник придумал систему пожертвований и разработал специальную коллекционную карточку, которую получат все, кто финансово поддержит эту выставку в Киото. Собранная сумма позволит музею предложить бесплатный вход для учащихся старших классов, университетов и профессионально-технических училищ, которые живут или посещают школу в Киото.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю