Выживание со вкусом
Скандинавская архитектура как воплощение принципа «Не можешь победить – возглавь».
Виктор Константинов
Казалось бы, где, как не в суровой Скандинавии, брать на вооружение тезис традиционной европейской архитектуры «Мой дом – моя крепость»? Однако на протяжении всей многовековой истории местные жители руководствуются едва ли не противоположными устремлениями.
Они не отгораживаются от природы и уж тем более не пытаются ее покорить, а стараются использовать себе во благо то, что она им предоставляет.
Трава на доме
«Скандинавский стиль», возникший в Норвегии, Швеции, Дании и отчасти Финляндии – явление абсолютно самобытное. Он не связан с античной культурой, так или иначе повлиявшей на всю европейскую архитектуру, зато аккумулировал традиции и особенности регионов своего бытования. В этом плане скандинавская архитектура – одна из древнейших. Однако сегодня именно она воспринимается во всем мире как символ самого современного, инновационного и перспективного принципа организации городской среды. В ее основе – предельная функциональность и эргономичность.
Издревле основным типом скандинавского жилья были постройки из подручных материалов, не только дерева или камня, но нередко земли и дерна. Отсюда – один из самых узнаваемых приемов современной скандинавской архитектуры, чаще всего используемый в Норвегии: газон или даже целый сад на кровле дома, а также прочие варианты включения зелени в конструкцию здания. В древние времена такое решение было практичным: дерн на крыше служил губкой, впитывающей обильную влагу. Теперь это оригинальная дизайнерская «фишка».
Однако суть явления «скандинавская архитектура», разумеется, не сводится к подобным эффектам. Формула его современного существования выводилась на рубеже XIX–XX веков. В кристаллизованном виде ее представляют работы классиков данного направления шведа Гуннара Асплунда (1885–1940) и его последователя финна Алвара Аалто (1898–1976).
Асплунд открыл путь перехода от классицизма к функционализму, убирая декоративные излишества, эстетизируя несущие конструкции и основные линии. Такова его городская библиотека в Стокгольме, построенная в середине 1920-х годов – компактное здание цвета охры, повторяющее контуры усадебных домов XIX века, но предвосхищающее промышленные здания позднейших десятилетий.
Программные работы Асплунда – ансамбль Лесного кладбища в Стокгольме, созданный совместно с Сигурдом Леверенцем и ныне включенный в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также дизайн павильонов Всемирной выставки 1930 года. Их лаконичный стиль (классический модерн, воплощенный в стекле и стали) стал базой основных направлений архитектуры XX века, вплоть до хайтека. Алвар Аалто, считавший Асплунда своим учителем и развивший множество его идей, специально приезжал в Стокгольм изучать эти павильоны.
Судьбоносный шаг, сделанный Аалто, – создание так называемого интернационального стиля, распространившего скандинавские идеи на весь мир. Манифестацией и триумфальной победой этого направления стали работы архитектора, представленные в 1932 году на легендарной международной выставке«Современная архитектура: интернациональная выставка». Кроме того, Аалто выдвинул концепцию «единого произведения искусства»: она предусматривает проработку не только архитектурного проекта, но и всех деталей (освещения, мебели, фурнитуры и др.) согласно генеральной художественной идее.
Любимым стилем архитектора был модерн, Аалто стал одним из крупнейших и самых ярких его представителей в Северной Европе. Построенные им в 1960-е концертный зал «Финляндия» в Хельсинки, театр в Эссене, библиотека в Выборге, Дом северных стран в Рейкьявике и множество других знаковых зданий похожи на огромные белоснежные айсберги. Заодно Аалто стал одним из самых разносторонних мастеров скандинавского дизайна: он на век вперед задал ключевые эстетические направления в оформлении интерьеров, мебели, посуды и светильников.
Ключ света
Среди «долгоиграющих» открытий Аалто – несущая конструкция и главная тема скандинавского стиля. Это не земля и зеленые насаждения, не скаты крыш (для удобства сброса снега и отвода воды) и даже не минимализм в целом (куда ж без него в философии экологичного природопользования). Ключевая тема скандинавского стиля – свет.
Идея как таковая глубоко исконна: поскольку солнце радует местных жителей весьма экономно, строители всех эпох выдумывали всевозможные ухищрения, чтобы не упустить ни единого луча. Аалто ввел в широкий обиход стекло во всевозможных его модификациях: прозрачное, дымчатое, отлитое наплывами, как морской прибой или заваренное сгустками, как древняя смола.
Сегодня его идеи бесконечно развиваются последователями в формах стеклянных стен, крыш, световых колодцев, а также в вариантах планировки внутренних помещений, выстроенных с расчетом, чтобы свет рассеивался в них как можно равномернее, а по возможности еще и усиливался бы.
Эффект мягкого рассеянного света создают и пастельные тона в интерьерах. В сегодняшних залах и комнатах иногда кажется, что в каждую краску скандинавские дизайнеры подмешивают немного белил, будто растворяя яркие тона в характерном для Северной Европы молочном тумане.
Когда естественного света, как ни старайся, нет совсем, в ход идут всевозможные светильники – также одна из ключевых деталей скандинавского интерьера. В древние времена центром любого скандинавского жилища был очаг. В современном варианте таким центром становится освещенная зона отдыха. Камин, торшер, бра, подвесные или настольные/напольные лампы, миниатюрные фонарики, а порой и все это вместе компонуются таким образом, чтобы создать уютное камерное пространство, противостоящее окружающей его туманной бесконечности и называемое по-датски «хюгге».
Повседневное единство
Понятие «хюгге» (дат. Hygge), известное в скандинавских странах издревле, детально разработано в психологии, философии и социологии. Сегодня оно обретает новую актуальность и популярность. Это слово не переведешь однозначно. Оно обозначает не просто «уют» или «комфорт», но чувство защищенности, комфортного общения с ощущениями благополучия и удовлетворенности, а также взаимопонимание и духовное единение.
Обязательное требование скандинавской архитектуры – обеспечить для этого условия пространственно и дизайнерски, как в камерном пространстве гостиной, кабинета или уголка у камина, так и в макромасштабах организации городских пространств.
Сегодня строители всего мира соревнуются в трогательных попытках преобразовать бывшие промзоны в стильные лофты, а площади и тротуары – в «общественные пространства» с лавочками и тумбочками между имитацией «дикой природы», которую призваны создать старательно высаженные на искусственных холмиках сорняки. Эта практика тоже восходит к идеям «хюгге», понятым и реализованным с большей или меньшей степенью курьезности. А само присутствие дизайна в бытовой среде – тоже один из программных тезисов Аалто, давно ставший общим местом и руководством к действию современных мастеров.
Таким образом, без всяких революций и манифестаций невозмутимые скандинавы практически покорили мир, оказав глобальное влияние не только на всю современную архитектуру, но вкусы и образ жизни абсолютно непохожих людей на всех континентах. Они же теперь и расставляют по местам современных мастеров в табели о рангах: медаль имени Алвара Аалто – одна из самых престижных международных наград в области архитектуры.
Пожалуй, осталось сделать решающий шаг, логичный для экономных и практичных скандинавов: вместо того чтобы тратить много слов на объяснение всеобъемлющего понятия «хюгге» согласиться на его перевод единым понятием «счастье».
Все красиво написано, но первое- у этих трёх стран дизайн разный и второе-пофиг дизайн- деньги решают , а не дизайн. Та же коррупция что в России