Харакири и сэппуку в Японии
Теги: Япония | Национальная культура | Традиции | Обычаи | Особенности культуры
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
В чём разница между сэппуку и харакири?
Самурайская философия гласит, что путь воина — это подготовка к смерти. Достойное окончание жизни — смерть в бою или совершение ритуального самоубийства. Самурай, совершающий самоумерщвление, показывает воинскую честь и мужество, подтверждает свою преданность господину.
В чём разница между сэппуку и харакири?
В Японии есть несколько терминов, связанных с ритуальным самоубийством. Их часто путают между собой. В западной культуре прижился японский термин «харакири», но сами японцы не используют его для обозначения кровавого ритуала.
Сэппуку
Это древний ритуал самоубийства, который проводили самураи. Воин совершал сэппуку в трёх случаях:
- если не предотвратил покушение на своего господина,
- совершил поступок, порочащий воинскую честь,
- был приговорён к смерти.
Ритуал проводится в соответствии с закреплённым порядком действий. Ошибка во время проведения сэппуку ведёт к посмертному позору. Традиция ритуального самоубийства отражает властные отношения между самураем и даймё (господином).
Рекомендуем прочитать:
Китайские иероглифы для тату в 2023 году
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Согласно японским представлениям живот — это центр жизненной силы организма. Во время обряда сэппуку самурай особым образом вспарывает себе живот, «перекрывая» энергию жизни.
Харакири — вспарывание живота, не связанное с самурайским ритуалом. Харакири совершали простолюдины.
Дзигай — ритуал самоубийства среди женщин самурайского сословия. Отличается от сэппуку тем, что предписывает разрезать горло, а не живот. Обряд совершался коротким кинжалом «кайкэн», полученным женщиной на совершеннолетие. Женщины-воины совершали дзигай при угрозе попадания в плен, и если они запятнали свой род. Часто жёны самураев уходили вслед за мужьями, совершившими сэппуку.
ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ! Слова «сэппуку» и «харакири» записываются с помощью двух одинаковых иероглифов: 腹 («живот»), 切 («разрезать»). Порядок записи иероглифов отличается: в «харакири» на первом месте стоит иероглиф — 腹, а «сэппуку» начинается с иероглифа — 切. Японцы употребляют слово «харакири» в устной речи для обозначения любого самоубийства, совершённого путём разрезания живота. «Сэппуку» — книжное слово, встречающееся в военных повестях. Ритуал сэппуку проводили только люди из привилегированного сословия. Дублирующиеся иероглифы связаны с заимствованием письменности из китайского языка. Иероглифическое письмо пришло в Японию из Китая в VI веке. Изначально слова читались так, как они произносились в китайском языке. С развитием японской письменности появилось японское чтение. Иероглифический знак мог передавать одно и то же значение в японском и китайском языках. «Сэппуку» — вариант китайского звучания, а «харакири» — японского.
Порядок проведения сэппуку
Для проведения ритуала самурай выбирал себе помощника. Вспарывание живота — мучительный и долгий процесс. Помощник («кайсяку»), стоящий позади воина, совершившего сэппуку, отрубал голову, чтобы избавить казнённого от дальнейших мучений. Просьба выступить в роли кайсяку считалась дурным предзнаменованием, но отказаться от участия было невозможно. Если во время ритуала помощник совершал оплошность, то был опозорен до конца жизни. Известны случаи, когда кайсяку, совершивший неудачный удар мечом и нарушивший регламент ритуала, через какое-то время сам совершал сэппуку, чтобы очиститься от позора.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В помощники старались выбрать знатных воинов, профессионально владеющих мечом. Кайсяку рубил голову так, чтобы она не покатилась по земле, а осталась висеть на тонкой полоске кожи. Самураи выбирали друга в помощники, считая, что он не допустит позорной смерти и проведёт обряд в соответствии с традициями. На поле боя в роли кайсяку мог выступить враг, ведь самурайская честь и желание достойно уйти из жизни были важнее вражды.
Самоубийство, если оно не проводилось во время сражения, самурай совершал в специально подготовленном месте и при зрителях. До проведения ритуала воин принимал ванну, чтобы подготовить тело. Он надевал белое кимоно и совершал трапезу. Только после всех приготовлений самурай отправлялся на своеобразную сцену и усаживался в центр белой циновки лицом к зрителям. Помощник подносил ему на подставке ритуальный клинок. В торжественной тишине самурай, сидя перед мечом, должен был совершить последние действия в жизни — выпить пиалу сакэ и сочинить предсмертное хайку.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Хайку — это трёхстишие, самый лаконичный жанр японской поэзии.
После этого самурай оголял живот и разрезал его двумя крестообразными движениями: сначала поперёк, затем вдоль — от груди до пупка. До последнего вдоха, истекая кровью, он должен был «сохранять своё достоинство», удерживать вертикальное положение тела. Потеря контроля, гримаса боли на лице или слёзы считались позором для воина. Когда тело теряло устойчивость, помощник обязан был завершить ритуал одним ударом меча. Завершался обряд поминовением и чаепитием, в котором принимали участие все зрители.
Как называет нож для харакири у самураев?
Вспарывание живота осуществлялось ритуальным самурайским кинжалом — «танто». Если его не было под рукой, то допускалось использовать для сэппуку короткий меч из арсенала самурая — «вакидзаси».
В чём смысл харакири и сеппуку?
- Японцы считали такой способ ухода из жизни почётным. Самурай проявлял наивысшую силу воли и исполнял желание даймё, что доказывало преданность.
- Мучительный ритуал — это испытание мужества, которое самурай должен пройти с достоинством. О совершивших сэппуку слагали повести.
- Семья приговорённого воина могла оставить себе имущество и сохранить чистоту фамилии только в том случае, если самурай совершал самоказнь.
- Тело самурая сначала принадлежит родителям, а потом господину. Оно дано для того, чтобы служить. Если служение опорочено — тело умерщвляли.
- Самоубийство в древней Японии считалось актом самоочищения.
ЭТО ВАЖНО! Казнь, которую совершал палач методом усекновения головы, считалась позорной. Голову преступника нанизывали на копьё и возили по городу, проклиная самурайский род.
Когда запретили харакири?
Идеальный образ самурая, созданный в XIX веке и растиражированный массовой культурой, подкреплялся рассказами о кодексе чести и ритуальном самоубийстве. На самом деле случаев сэппуку в истории не так уж много.
В XVIII веке официально запретили проводить ритуал после смерти господина, хотя в Средние века преданные самураи совершали массовые сэппуку вслед за своим даймё. Во второй половине XIX века обряд считали антигуманным способом наказания. В XX веке единичные случаи сэппуку встречались и вызывали общественный резонанс. Несколько военных генералов покончили с собой после поражения Японии во Второй мировой войне.
В 1970 году знаменитый писатель Юкио Мисима совершил харакири. Случай обсуждали во всём мире. Автор самого известного японского романа «Золотой храм» обладал не только великолепным литературным талантом (его трижды номинировали на Нобелевскую премию), но и активной гражданской позицией. Главной миссией он считал создание армии, противостоящей левым правящим силам Японии. В ноябре 1970 писатель и четверо его соратников пытались совершить военный переворот. План провалился и, вернувшись в штаб, Мисима совершил харакири, вспоров живот клинком.
Официальный запрет на проведение самоубийства со вспарыванием живота появился только в 1968 году. Но так как в японской культуре заложено особенное отношение к чести и чистоте рода, некоторые потомки самураев и по сей день выбирают ритуал сэппуку для сведения счётов с жизнью. Такие случаи осуждаются в современном японском обществе.