Праздник театра в Северной столице
В Санкт-Петербурге прошел XXIV фестиваль ТЮЗа им. Брянцева
Теги: Национальная культура | Режиссеры | Актеры | Театр | Фестиваль | Спектакль
На фестивале было показано рекордное для его афиши количество спектаклей — 26 за девять фестивальных дней. Не только из России, но и из Беларуси, Армении, Казахстана, Сербии, Турции и практически неизвестных отечественному зрителю Ирана и Ирака.
В рамках фестиваля был проведен конкурс драматургов «К новому Островскому», его победителем стала Ярослава Пулинович.
Современный Грибоедов
В поисках современного театрального языка и контакта с молодежной аудиторией в программу фестиваля включили современные интерпретации классики и экспериментальные работы молодых режиссеров.
Олег Рыбкин перенес действие грибоедовского «Горя от ума» в Красноярском драматическом театре им. Пушкина в 60–70-е годы прошлого века. История о молодом свободомыслящем человеке, которому душно в эпоху застоя, понятнее и ближе сегодняшнему зрителю. Режиссер сумел освободить текст комедии Грибоедова от внушительного слоя интерпретаций. Стихотворные строфы напрочь лишены пафоса, произносятся в быстром ритме, почти скороговоркой, и кажется, что эти слова только сейчас пришли в голову актерам. И хотя они виртуозно держат ритм стиха, реплики воспринимаются порой как прозаический текст. Одна из тем спектакля — жажда перемен и появление в обществе людей, не желающих мириться с существующим порядком, — вызывает отклик зрителей. Они живо реагируют на замечание Чацкого об «отечества отцах», которые «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты», и смеется над Репетиловым и его друзьями-либералами. Но Чацкий в этом спектакле приехал не для того, чтобы обличать. Он влюблен в Софью и надеется на взаимность. А все сложилось не так, как он мечтал. Фамусов здесь моложав, подтянут и не по-старчески ухаживает за горничной Лизой. Он неглуп, понимает Чацкого, да только его слова не соответствуют правилам достойной и обеспеченной жизни, которые Фамусов безоговорочно принял. Его гости — московская элита — не хотят ни слушать, ни задумываться: проще объявить Чацкого сумасшедшим. Молчалин здесь неярок, немногословен, до поры до времени угодлив. Приспосабливаясь и играя предложенные ему роли, он сосредоточенно карабкается наверх.
Но главное в спектакле вовсе не крамольные речи, а ностальгия по ушедшей эпохе, сталинскому ампиру в интерьере, нарядным платьям в стиле 1970-х (сценография Никиты Сазонова, костюмы Елены Турчаниновой), эстрадным хитам того времени — их в спектакле исполняет обаятельное трио, — оптимизму и атмосфере всеобщей влюбленности: здесь даже Скалозуб поет романс Трубадура из мультфильма про бременских музыкантов. Но несмотря на романтический флер постановки, никому не дано найти «оскорбленному чувству уголок».
«Дядя Ваня» крупным планом
Павел Зобнин перенес в наши дни действие чеховского «Дяди Вани», поставленного в Псковском драматическом театре им. Пушкина. Няня Марина здесь носит футболку с принтом, изображающим Чехова в пенсне, остальные герои — современные костюмы (Серебряков, несмотря на жару, — в пальто, шерстяной шапке и антиковидной тканевой маске), на сцене белая пластмассовая мебель (сценография и костюмы Евгения Лемешонка), ноутбуки и смартфоны. Несмотря на современный антураж, чеховский текст бережно сохранен и обескураживает своей актуальностью. Большинство героев здесь одиноки, несвободны, позволили другим распоряжаться своей жизнью, стали ведомыми. И, осознав, что «пропала жизнь», переживают душевный кризис. Зобнин, возможно, оттого, что пришел в театр из кино, показывает каждого из них крупным планом. Он воссоздает на сцене жизнь обыкновенных, ничем не примечательных людей, наполняя ее множеством подробностей, и за ней хочется следить, не отрывая глаз.
Пепел из шредера
Одним из ярких событий фестиваля стали спектакли татарского театра. Равиль Садриев — художественный руководитель и актер Буинского драматического — сыграл моноспектакль «Дервиш», в котором истории из его собственной жизни причудливо переплетаются с судьбой татарского богослова прошлого столетия имама Буинска Нургали Хасанова. Спектакль, поставленный Айдаром Заббаровым в Театре имени Камала по комедии «Академия смеха» К. Митани, называется «Көл» («Пепел»). В названии — непонятная не знающему татарского игра слов. «Көл» это «пепел» и одновременно глагол «смейся». Заббаров часто ставит в московских и петербургских театрах, но самыми пронзительными и мощными получаются спектакли на родном для него татарском языке. Комедия о драматурге Цубаки Эмиль Талипов, которого беспощадный цензор Сакисаки (Алмаз Бурганов) заставляет переделывать пьесу вплоть до ухода драматурга на фронт — только первый поверхностный уровень истории. Отыграв очередной эпизод, драматург с соломенными волосами, заплетенными в косу, и цензор с воткнутыми в пиджак деревянными плечиками, напоминающими горб, сбрасывают свои нелепые костюмы, садятся за музыкальные инструменты и поют по-татарски песни Цоя. А на заднике появляются имена татарских писателей и поэтов, которым цензура затыкала рот. Так было и в дореволюционное, и в советские время, когда после перевода татарской письменности на кириллицу уничтожили книги и труды на арабском — фактически целый пласт культуры. Но цензор уничтожает очередную пьесу в измельчителе бумаг — шредере, рабочие сцены выносят и высыпают из мешков на сцену все новые кипы резаной бумаги, воспринимающейся как останки рукописей. И хотя после окончания каждой встречи разыгрывается убийство цензора каким-нибудь изощренным способом, в конце спектакля зрители видят бесконечный список авторов — запрещенных цензурой или репрессированных.
«Дервиша» поставил режиссер Тимур Кулов, в фестивальной программе сыграли еще два его спектакля: «Нос» Санкт-Петербургского ТЮЗа и «Лютый» по рассказу М. Ауэзова Акмолинского русского драматического театра (Кокшетау, Казахстан). «Лютый», поставленный в жанре музыкального вестерна, жесток и стремителен, как фильмы Тарантино и отечественные бандитские сериалы. Спектакль захватывает актерской энергией и историей превращения героя в убийцу.
Новейшая история театра
В рамках драматургической лаборатории «Молодежь. Театр LAB-Палитра 2023» под руководством Александра Вислова четыре дня показывали режиссерские эскизы-читки пьес, включенных в шорт-лист конкурса драматургов «К новому Островскому». На таких лабораториях создается новейшая история театра — они помогают познакомиться и с современными пьесами, и с талантливыми режиссерами и актерами, имен которых пока никто не знает. Событием лаборатории стал эскиз монопьесы Екатерины Тимофеевой «Я — Федра». Ее героиня, актриса, готовясь к роли Федры, перестает понимать, где заканчивается театр и начинается реальная жизнь, которая кажется актрисе лишь материалом для создания роли. Этот эскиз подготовили студенты курса Геннадия Тростянецкого в РГСИ: режиссер Шэ Муцзе из Китая и исполнительница единственной роли гречанка Арети Сейнтариду.