Японская мифология
Погружение в мир древних легенд, сотворение мира, пантеон божеств
Теги: Япония | Национальная культура | Традиции | Обычаи | Национальное достояние | Особенности культуры | Легенды | Фольклор
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
- Историческая справка
- Создание мира и островов
- Японские мифические существа: ёкаи
- Миф о рождении Кацугути
- Сусаноо и Аматэрасу: как мир чуть не был уничтожен
- Происхождение императорской власти в мифах
Мифы Японии — богатый и разнообразный мир, наполненный удивительными существами, божествами и героями. Мифология формировалась на протяжении веков под влиянием культурных традиций, появившихся из синкретизма трёх религий: синтоизма, буддизма и конфуцианства. Рассмотрим основных японских богов и самые интересные сюжеты с их участием.
Историческая справка
Мифологическое сознание японцев по-прежнему сильно. В него вплелись традиционные предания, современные городские легенды, суеверия и религиозные обряды. Географическое положение Японии напрямую повлияло на культурное развитие: японцы многое взяли из мифо-религиозных комплексов соседних стран — Китая, Кореи. Через миф выражается взаимодействие человека с окружающей средой. Поэтому не удивительно, что в пантеоне островной горной страны, окружённой океаном и морями, представлено такое разнообразие природных божеств. Природа архипелага воспринимается живой, не всегда доброжелательной к человеку, чего стоят частые тайфуны и угроза сейсмической опасности. Духи природы имеют божественное происхождение, но не заменяются человеческим образом, как в древнегреческих мифах.
Синтоизм — древняя уникальная религия японцев. Она оказала влияние на количество божеств и их иерархию. Религиозные люди верили, что душу (духовную основу) имеет любой природный объект, явление. Каждый предмет, играющий роль в жизни человека, достоин поклонения его исключительным качествам. Такая духовная сущность называется «ками». Именно из-за этой большой группы локальных верований пантеон божеств невероятно огромен. Существует поговорка: «В Японии восемь миллионов ками».
Большинство мифов восстанавливаются по древним текстам:
- «Кодзики» («Записки деяний древности») — манускрипт, большую часть которого относят к VIII веку. В нём зафиксирован цикл мифов о сотворении мира, появлении богов и героев, о божественной сущности первых императоров.
- «Нихон сёки» («Японская летопись») — древний письменный памятник VIII века, в котором содержится генеалогия правителей, исторические хроники, фольклорные образцы и некоторые мифологические предания.
- «Фудоки» («Описание обычаев земель») — рукопись содержит описания провинций Древней Японии, локальные легенды, повествующие о происхождении топонимов и местных духах.
- «Синтосю» — историческое произведение XVI века, которое описывает историю святынь, преимущественно буддийских. Многие древние храмы имели легенды о защищающем божественном покровителе или о волшебном возведении.
Такое разнообразие письменных источников и слияние трёх эстетически-религиозных систем привело к тому, что в японских мифах встречаются незаконченные или вариативные сюжеты. Отдельные персонажи возникают в одной-двух легендах и с разными божественными функциями. Во многих основополагающих преданиях действуют разные центральные персонажи. С течением веков в мифологическом сознании японцев совмещались исконные японские традиции с буддизмом и конфуцианской этикой.
Создание мира и островов
Японцы представляли Вселенной густой и безмолвной материей. Из неё постепенно появились поднимающиеся лучи света и спускающиеся тяжёлые частицы. Вся материя без участия единого создателя спонтанно начала разделяться на тёмную (тяжёлую) и светлую (лёгкую) части — землю и небо. Но твердыня оставалась неживой, пока не появилась первая триада божеств, принесшая упорядоченность в мир. Светлое небо получило название Такамагахара (Обиталище богов), именно там поселились боги.
Первые хиторигами (одинокие боги) родились без какого-либо облика. Они появились сами по себе, а не в парах мужчина-женщина, как будут появляться божества позднее: Амэ-но Минакануси — божество-глава, Камимусуби-но Микото — божество рождения, Такамимусуби-но Микото — божество завоевания и господства. Начало пантеона приходится на появление супружеской пары таинственных и невидимых божеств Идзанаги и Идзанами. Их союзу удалось упорядочить мировой хаос. Стоя на небесном мосту, они священным оружием, нагинатой, подаренной верховными богами, перемешивали жидкость, находящуюся внизу. С лезвия стекали капли воды, которые при падении образовали среди океана остров Оногородзиму. На нём был построен божественный дворец, а в нём проведена первая брачная церемония. В браке Изданами произвела на свет острова, реки, моря, деревья и растения, «хозяевами» всех появившихся предметов и мировых явлений стали родившиеся ками.
Пантеон
После устройства мира у супружеской пары появились первые дети — великие божества:
- Аматэрасу — солнце, хранительница «равнины высокого неба», главное божество пантеона и покровительница земледелия. Именно её считают родоначальницей правящей императорской династии. Изображается красивой женщиной в сверкающих одеяниях, иногда в мужских доспехах.
- Цукиёми — луна, ночь, покровитель приливов и отливов. О его внешнем виде и свойствах практически ничего неизвестно. Он редко упоминается в мифах.
- Сусаноо — ветер, пробуждающий природу. Он — изгнанный с небес на землю, второй по почитаемости после Аматэрасу, связующий мир живых и мёртвых. Бог противоречий: гневает старшую сестру, из-за него мир чуть не погибает без солнечного света, но в то же время, подобно «богатырю», помогает людям, убивает страшного змея. Он символизирует природные стихии. Изображается как свирепый вооружённый воин.
- Кацугути — огонь, вулкан, кузнечное дело. С мифом о его рождении связано появление смерти и смены поколений. Символизирует завершение Эры сотворения и конечности всего живого.
- Ооямацуми — дух гор, покровитель морей, войн. Обитает на земле. Является отцом Коноханасакуя-химэ — богини цветения и горы Фудзи.
Японские мифические существа: ёкаи
Помимо богов и героев, в японском фольклоре действуют мифические существа, как добрые, так и злые. Оборотни, демоны, превращённые животные — все они составляют большую группу ёкаев. О самом популярном виде мифических существ — кицунэ, лисице-оборотне, мы писали в статье о японских легендах. Помимо волшебных лис, в Японии есть другие существа, способные маскироваться под животных и людей:
Тануки — енотовидные собаки, лишённые негативной окраски. Они участвуют в создании сакэ, покровительствуют питейным заведениям. Тануки подшучивают над людьми, но сами часто становится жертвой собственных превращений.
Мудзина — барсуки. Обманщики, редко сами контактируют с человеком. Чаще всего превращаются в маленького поющего мальчика. Покровительствуют источникам.
Бакэнэко и нэкомата — кошки. Двухвостое животное, принимающее, как кицунэ, женское обличье. Они способны мстить за обиженных, создавать огненные шары, оживлять мёртвых.
Оками — волки. Посланники богов, понимающие человеческую речь и заглядывающие в людские сердца. Положительные персонажи, которые приходят на помощь нуждающимся и блуждающим, защищают леса и вытаптывают лесные тропинки.
Тэнгу — вороны. Превращаются в мужчину с красным лицом и длинным носом, наделённым огромной силой. Считается, что к их чарам обращались древние буддийские монахи. Тэнгу могут выступать защитниками храмов, но чаще всего подстрекают к войнам и вызывают пожары.
Инугами — собаки. Стражи и защитники — их статуи ставились около святилищ.
Миф о рождении Кацугути
При появлении бога огня верховная богиня Идзанами смертельно обожглась и удалилась в царство мёртвых — Ёми-но куни. Разозлённый отец разрубил сына Кацугути на 8 частей, каждая из которых стала вулканом (ками) на земле. Из капель крови появились боги земных природных явлений. Но и месть не способна была успокоить Идзанаги. Он спустился в страну мёртвых, чтобы воротить жену. В кромешной тьме он шёл на её голос, пока она не закричала, что не желает выходить на свет из-за своего обезображенного вида. Идзанаги нарушил обещание и осветил святилище. Красавица Идзанами превратилась в жуткое, покрытое язвами чудовище в гниющей одежде. Муж бросился бежать, а обезумевшая от злости жена послала ему вслед ёкаев и демонов смерти. Идзанаги удалось с помощью бамбука и винограда отвлечь их, но тогда Идзанами сама помчалась в погоню. Муж хотел разрушить брачные узы, за что жена пообещала умертвить всех людей на земле. Идзанаги возразил, что все исправит: будет рождать новые и новые поколения людей, вопреки смерти. Оплакивая жену, он закрыл вход в царство Ёми большим камнем, оставив Идзанами с прислуживающими демонами в темноте. Идзанаги сотворил ещё множество островов, богов и морей. С тех пор мужское начало в Японии ассоциируется со светлыми силами (рождение), а женское — с тёмными (смертью). Здесь видно сильное влияние китайских философских систем даосизма и конфуцианства с их первоначалом ян и инь.
Сусаноо и Аматэрасу: как мир чуть не был уничтожен
Один из самых известных сюжетов японской мифологии — это история ссоры между братом и сестрой. Сусаноо пренебрегал своими обязанностями по управлению морскими ветрами. Вместо порядка наслал цунами на сушу, устраивал штормы. Когда Идзанаги вызвал его к себе, своё поведение Сусаноо объяснил тоской по умершей матери. Отец лишил сына власти. Сочувствие Сусаноо нашёл у сестры, в Высокой долине небес. Несмотря на обещание вести себя тихо, со временем он начал портить возделанные Аматэрасу поля, её вещи, осквернил святилища и до смерти напугал других божеств. От стыда за брата богиня Солнца скрылась в пещере, оставив мир во мраке. Другие божества пытались выманить её из пещеры обманом: они устраивали шумные праздники в честь рождения новой богини, затмившей всех остальных. Аматэрасу из любопытства выглянула из пещеры, чтобы понять, кому посвящают все эти веселья. К лицу богини Солнца поднесли священное зерцало, и в этот момент вход в пещеру завалили камнем. Так мир снова озарился светом. Сусаноо был отправлен в царство мёртвых к матери, а затем сослан на землю.
Происхождение императорской власти в мифах
Идзумо — историческая провинция Японии, считается родиной богов и древнейших синтоистских святилищ. В мифах её называют Срединной страной, местом разгула буйных земных богов. Небесные боги хотели установить порядок в этой области и посылали богов-разведчиков, которые один за другим пропадали. Они не хотели возвращаться в Небесное царство, это почти привело к бунту. В конце, концов, в Срединную страну отправили правителя Ниниги-но, бога изобилия рисовых полей, внука самой Аматэрасу. Бабушка дала ему реликвии: волшебный меч, добытый Сусаноо в схватке со змеем, священное зеркало, которым её выманили из пещеры, и ожерелье из яшмы. Добравшись до земли со свитой других богов Ниниги выстроил дворец. Он жил в одиночестве, так как долго не мог найти подходящую невесту. Однажды он встретил Коноханасакуя-химэ, богиню цветения, дочь Духа больших гор — старшего брата Аматэрасу. Он попросил её руки, но отец в ответ предложил ему женитьбу на старшей дочери — Иванаги-химэ, богине увядания. Ниниги отказался, и отец уступил. Озлобленная сестра из зависти прокляла потомство будущего союза: их дети не будут наделены божественным бессмертием. Именно Ниниги, внук Аматэрасу, считается прародителем всех императоров. Его реликвии — это символы императорской власти, которые бог передал правнуку Дзимму, первому полулегендарному правителю Японии. Считается, что только передача всех трёх реликвий делает императора законным.