Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Лица поколения
  • Юлия Ованесян: «Я традиционный художник, живущий в современном мире»
    Художница – об индивидуальности, коллективных выставках, путешествиях и снах
Обновлено: 07.10.2024
Лица поколения
9 минут чтения

Юлия Ованесян: «Я традиционный художник, живущий в современном мире»

Художница – об индивидуальности, коллективных выставках, путешествиях и снах


























































































































































Юлия Ованесян
Фото: Иван Бойко

Автор: Анна Пясецкая

Юлия Ованесян – член Московского союза художников и творческого объединения «Ирида». Краски, бумага, холст – ее естественная среда обитания. Постоянный поиск новых путей в искусстве, дух исследователя, богатое воображение, помноженные на талант и фундаментальное образование, сформировали ее как художника. А еще у Юли масса увлечений: верховая езда, хождение под парусом (sailing), фридайвинг, которые также являются своеобразным спусковым механизмом к рождению новых работ. Еще одна ее страсть – путешествия, из которых она привозит новые работы. В жизни художницы уже состоялись незабываемые творческие командировки в Индию, Мексику, Норвегию, Вьетнам, Словакию и другие страны. Были интересные путешествия и по России – от Питера и Ростова Великого до Йошкар-Олы, Алтая и Абхазии.

Мы встретились с Юлей за несколько дней до ее отъезда в Стамбул, откуда она направится в Мармарис, где с единомышленниками станет покорять Эгейское и Средиземное моря на борту яхты. Недавно Юля получила международный сертификат, дающий право официально работать в составе морских экипажей. Но пока для художницы это лишь приятное хобби.

Юлия Ованесян
Фото: Иван Бойко

Юля, ты планируешь привезти новые работы из Турции?

Конечно, в Стамбуле запланированы мастер-классы и небольшая этюдная практика под моим руководством. В связи с этим я стала пересматривать свой альбом с городскими пейзажами маслом разных лет. Хорошо бы в Турции так «подзарядиться», чтобы потом и в Москве порисовать новые архитектурные пейзажи.


А как сама можешь описать свое творчество?

Думаю, что я традиционный художник, живущий в современном мире и его отображающий. В то же время я увлекаюсь мифологией, историей религий, философией, так что мой «современный мир» может несколько отличаться от общепринятого.


Как ты пришла к профессии художника?

Естественно – я из семьи архитекторов. Папа всю жизнь занимается проектированием, мама – живописью. Бабушка с дедушкой по маминой линии тоже художники, а по папиной – архитекторы. Все они на меня повлияли. С детских лет я много рисовала, особенно лошадей, росла в окружении разговоров про стили и направления в искусстве. Оригинальность и индивидуальность у нас в семье всегда были в почете. Оскорбительным было сказать, что кто-то что-то у кого-то содрал.

Юлия Ованесян acrylic Live interest

И куда ты решила поступать после школы?

В Московский колледж художественных ремесел, а следом и в Профессиональный лицей анимационной кинематографии № 333 (при нем была мультстудия «Аргус», где можно было подработать). Я увлеклась авторским кино и анимацией. Потом решила поступать во ВГИК, ходила в мастерскую к замечательному художнику Александру Дудину, но в какой-то момент передумала. Сдав все экзамены и пообщавшись со студентами, поняла, какая меня там ждет серьезная нагрузка. А мне хотелось путешествий, автостопа, свободы. И я не пошла на собеседование. Тогда бабушка Мария Сергеевна посоветовала поступать в институт Натальи Нестеровой на факультет живописи, где мне посчастливилось учиться у замечательных педагогов – художника мультипликационного кино, автора «Каникул Бонифация» Сергея Алимова и живописца Анатолия Кузнецова. Все эти знания пригодились для дальнейшего профессионального пути.


В конце концов ты переместилась в Питер. Это твой любимый город?

Да, один из самых любимых. Там у меня много друзей. В Питере я окончила Институт декоративно-прикладных искусств, где училась на кафедре эстампа и книжной графики. Это были замечательные пять лет! Графика мне тогда нравилась больше, чем живопись.


Почему?

Из-за своей четкости и возможности лаконично выразить мысль. В Питере я посмотрела, как учатся студенты в разных вузах, и поняла, что мне не хватает индивидуального подхода. Все студенты рисовали одинаково. Я хотела найти индивидуальный путь, поучиться разному, но при этом не потерять свое направление. До сих пор вспоминаю уникальных преподавателей – Олега Яхнина и Александра Кабанина.


В марте у вас прошла совместная с мамой, Ольгой Ованесян, двойная персональная выставка в Московском союзе художников «Впечатления и интерпретации». Планируете ли вы что-то подобное еще раз?

Да, это было прекрасное начинание, я надеюсь, что в перспективе можно будет сделать что-то подобное еще раз. Большие три зала были заполнены нашими работами в разных жанрах. Мама представила станковую графику с многоцветными пастелями и акварелями. Моих работ на выставке было 35 – интерпретированные образы в гравюрах, мифологизированные пейзажи из разных серий, разобранные на черное и белое крылатые выражения, три серии линогравюр, офорты, шелкография. Я подобрала такие работы, которые бы максимально контрастировали, но не спорили с мамиными – чтобы посетители выставки смогли познакомиться с разными творческими подходами. Коллективные выставки хороши тем, что именно там происходит расширение круга контактов, обмен мнениями.

Юлия Ованесян Lino i see you sea

Чем обусловлена твоя любовь к линогравюре? Ведь это уходящий жанр… Или я ошибаюсь?

Перед выставкой предстояла большая работа по ее подготовке. Для этих целей, помимо нарезки новых картинок, я заглянула в свой старинный сундук, в котором – страшно сказать – 11 лет лежали некоторые печатные формы и доски, которые ждали своего часа. Папа собрал мне экспериментальный домашний станок для печати небольших работ. Ведь сейчас найти хороший ручной пресс не так просто. Для больших работ мне до сих пор приходится исхитряться и «передавливать» изображение с доски на бумагу при помощи ложки (смеется).

Юлия Ованесян Мурмурмур

А сколько у тебя уходит времени от идеи до ее творческого воплощения?

От дня – двух для маленьких работ и более 11 лет – изредка – для больших произведений (улыбается).


Отдельная интересная страница твоих путешествий – Индия. Как ты туда попала?

Случайно. У меня были друзья-индуисты, которые звали меня с собой в Индию. Они поехали туда на фестиваль Кумбха Мела, который проходит раз в 12 лет, и по местам паломничества. По окончании школы я интересовалась индийской культурой, изучала философские течения, вышедшие из Индии. Политеистическая система – олицетворение сил природы и психологических явлений в виде божеств – это все было мне очень интересно. В среде хиппи были люди, которые считали себя шаманами и духовидцами, но тут никогда не знаешь, действительно ли они были с такими способностями или они в это просто верили. Потом я полагала, что Индия – это «ужасная попса» и ехать туда неинтересно, мол, «все там уже были». В конце концов друзья меня уговорили, купили билеты, а я подумала: «Ну ладно, раз так все складывается, не буду отказываться», взяла с собой этюдник и масляные краски, чтобы не впустую проездить. В итоге Индия мне понравилась (улыбается).


Как долго ты там жила?

Я там была дважды – первый раз три месяца на Кумбха Меле и в Варанаси, второй – ездила с папой на более короткий срок: сначала у нас была архитектурная программа, мы осмотрели несколько древних городов. Потом папа поехал в Москву, а я – на север страны в духовный город Ришикеш, где пробыла месяц. Это такая индийская ривьера с «ретритным» оттенком. Город уникальный, расположен в предгорьях Гималаев по берегам Ганга, мировая столица йоги, в нем в древности жили легендарные святые мудрецы. В начале 1968 года группа «Битлз» там провела некоторое время в ашраме у учителя, а потом основала свой собственный. Туда приезжает много европейцев за сакральными знаниями, а я рисовала, делала пейзажи. Ночевала в гостинице, совершая оттуда различные вылазки. Часто во время зарисовок на пленэрах меня незаметно окружала толпа местных жителей. Они очень доброжелательно со мной общались. В результате из Индии приехали яркие работы, в которых отображена вся эта жизнелюбивая индийская разноцветность.

Юлия Ованесян Varanasi elephant

Да, твои работы источают такое буйство фантазии. Одна «чайная серия» чего стоит. Все эти волшебные звери, ожившие фигуры из сказок и мифов. Откуда ты черпаешь вдохновение?

Иногда я черпаю вдохновение в снах, но чаще в размышлениях. Древние мифы и легенды возникли не на пустом месте, а связаны с человеческой психологией. Зачастую я придумываю свои сюжеты, отдаленно напоминающие альтернативную мифологию.

Юлия Ованесян Ветер

Тебе не кажется, что мир этот слишком груб?

Этот мир многообразен, в нем много аспектов. Есть мир политики, искусства, мир физиков и математиков. В голове часто рождаются удивительные фантазии, которые хочется воплотить в жизнь. Например, обыкновенная белая стена в квартире может быть расписана необычным сюжетом, кстати, я люблю брать такие заказы.


Тебе часто снятся яркие сны?

Да, часто! Иногда я их записываю и зарисовываю, подчас мне снится такое, что сложно интерпретировать, и ты потом раздумываешь над сюжетом несколько лет. Иногда приходит ответ на вопрос в метафорической форме в виде сна.


Как интересно, мне редко снятся цветные сны…

Знаешь, я раньше увлекалась осознанными сновидениями. Задачей было так настроиться, чтобы во время сна понять, что ты спишь, но не проснуться, а продолжать действовать. Будто в дреме пребываешь. Иногда получался такой «сон-матрешка» – это когда ты просыпаешься, начинаешь день, а потом происходит что-то такое необычное, ты осознаешь: на самом деле не проснулся, а продолжаешь спать. В какой-то момент мне стало казаться, что путаю явь и сон, и я это бросила ради безопасности. Подсознание работает больше, чем сознание, пока спишь.


Что это давало для творчества?

Во время сна происходит контакт со своим внутренним миром, миром бессознательного, который потом воплощается в творчестве. Я читала Юнга и пыталась интерпретировать сновидения по его системе. В результате экспериментов со сном у меня стала лучше развиваться та сфера жизни, на которую я раньше не обращала большого внимания. Иногда мне снилось, будто рисую картину. Просыпалась и начинала рисовать именно ее. Я искала эти прячущиеся образы, давала волю своему воображению и творческой интуиции.

Юлия Ованесян Мысли о толпах

Ты «сова»?

Да, я очень люблю поспать, ведь «там» мне часто показывают интересные фильмы, намного интереснее, чем в реальности (смеется). Кстати, есть международная конференция, на которой собираются серьезные ученые – исследователи сновидений. Параллельно проходят разнообразные тематические выставки, в которых я также принимаю участие. Моя серия графики в технике аквамонотипии «Прячущиеся образы» – как раз про сны, которые я когда-то видела и интерпретировала. Когда рисовала эти работы, то входила в специальное состояние.


Интересная техника….

Да, берешь водичку, на нее разливаешь определенный состав краски и потом прислоняешь к ней бумагу, получаются различные фантастические разводы. В них можно различить фигуры и образы, возникает разновидность зрительной иллюзии, которую потом можно художественно доработать. Мягкостью тона и прозрачностью она немного напоминает акварель.


Юля, о чем ты мечтаешь?

Сделать большую выставку по яхтенной тематике, возможно, найти под этот проект заинтересованных спонсоров. К сожалению, в пандемию ничего невозможно было планировать, а материала накоплено много. Также в планах продолжать работать с издательствами, делать книжные иллюстрации. В частности, сейчас работаю над интересным частным заказом – делаю иллюстрации книги Данте «Ад». Буду издавать, как и прежде, авторские ежегодные новогодние календари-раскраски. Хотелось бы также показать любителям прекрасного «Прячущиеся образы» (более 100 работ), керамику и картины, созданные в Индии. Их у меня уже около 40.

Юлия Ованесян Aguafuerte metamorphosys

Рекомендуем прочитать статью о художнике, иллюстраторе и дизайнере из Эстонии Юлии Валтанен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!