Женисбек Пиязов: «Я думал о работе, а не о званиях»
Оперный певец из Узбекистана — о семейном ансамбле, таланте, труде и мечтах
Теги: Узбекистан | Национальная культура | Национальное достояние | Музыка | Опера
Автор: Арина Демидова
В 2019 году Женисбек Пиязов стал первым вокалистом из Убекистана, выступившим на сцене знаменитого миланского театра «Ла Скала». Казалось бы, вершина покорена, к чему еще стремиться? Но певец уверен: главные свершения еще впереди.
Ваша семья — настоящая музыкальная династия, так?
Да. Мой дедушка Зинель Пиязов — заслуженный артист Узбекистана, народный артист Каракалпакстана, много лет работал в Каракалпакском государственном музыкальном театре имени Бердака и обладал уникальным голосом, басом. Папа, Буркыт Пиязов, поет, на домбре играет. Мама тоже играет на инструменте, который называется гижжак. Брат поет, сестра играет, так что мы маленький семейный ансамбль. У нас с женой четверо детей, старшего мы назвали Муслим — в честь Муслима Магомаева, когда я победил на конкурсе его имени. Думаю, и сын станет музыкантом. Знаете, когда врачи дома говорят про операции, дети слушают и становятся врачами. А у нас дома все народные артисты. Так что, можно сказать, выбора у нас не было. Мы, как родились, буквально сразу начали петь, у нас это традиция.
Когда вы поняли, что голос станет вашей профессией?
Когда начались мутации в связи с переходным возрастом, я потерял голос. Тогда думал, что просто стану актером. И поступил на кафедру муздрамы, там был вокал. Преподаватель заметил, что у меня хороший голос, бас. И он сказал, что, если я буду актером, то стану известным только в Узбекистане. А если буду исполнять оперу, то стану петь во всем мире. Думаю, это была судьба. Я окончил вокальный факультет Нукусского училища им. Жапак Шамуратова, потом Государственную консерваторию Узбекистана, затем учился в Accademia d’arte lirica di Osimo в итальянском городе Озимо и Accademia rossiniana Alberto Zedda в Пезаро.
В 26 лет вы получили звание «заслуженный артист Узбекистана». Помните, что тогда почувствовали?
Я не думал, что стану заслуженным артистом. Просто работал с педагогом, чтобы стать хорошим артистом мирового класса. Очень хотел, чтобы меня узнал весь мир. И когда мы участвовали в фестивале в Мюнхене, в Казахстане, думал только о работе, а не о званиях. Просто мне повезло с педагогами. Они меня правильно направили. Особенно хочу отметить Софью Анатольевну Цой: мы с ней работали почти шесть лет, я многим ей обязан.
Как вы считаете, талант или трудолюбие — что важнее для вокалиста?
У меня очень много талантливых друзей, с прекрасными природными данными, но они не сумели ими воспользоваться. Думаю, мне повезло, потому что у меня дома был компьютер. Я учился с помощью компьютера и русскому языку, и узбекскому. И я не остановился. Были ребята, которые выбрали легкую дорогу, например, на свадьбах петь. А я знал, что у меня сначала будет хорошая карьера, а потом деньги. Человек, когда профессию выбирает, думает: как буду кормить семью? Я об этом не думал, поэтому так работал, и думаю, что у меня правильный подход. Насчет талантов: талант — это, как сказал Чайковский, 1%, таланта и 99% — труд. Я соглашусь с этим, потому что сам работал днем и ночью, знаю, как это трудно.
Кого из великих оперных певцов вы сами слушаете?
Паваротти, Чезаре Сьепи, Хворостовского и Магомаева.
А неоперную музыку слушаете?
Я всегда слушаю музыку. Рок, рэп, классику, хип-хоп — все слушаю. Я музыкант, это моя профессия, поэтому должен постоянно слушать хорошую музыку.
- Аделия Амраева: «Детская литература – это про вас и про меня»
- Майкл Арутюнян: «Я не разграничиваю искусство и жизнь»
- Елена Соковенина: «Мне комфортнее жить за рамками, чем позволить себя упростить»
- Каюм Шодияров: «На сцене я проживаю разные жизни: от цирюльника до Наполеона»
- Алексей Мокеев: «Поколению детей 1990-х не хватает финансовой грамотности»
На какой сцене мира мечтаете выступить?
В театре «Метрополитен-опера».
Вопрос, который вам наверняка уже много раз задавали: вы стали первым оперным певцом из Узбекистана, выступавшим в «Ла Скала». Что это значит лично для вас?
Это просто фантастика была для меня, я очень сильно хотел петь в театре «Ла Скала». Поэтому, когда поступил в академию, стал активно учить итальянский язык. Меня заметил агент, директор театра Россини. И когда я попал в академию Россини, на фестиваль Россини, меня заметило множество агентов. В итоге я попал в театр «Ла Скала». Там спел арию Атиллы. Мы начали работать, вскоре меня забрали в город Маскат, столицу Омана. После этого мы не вернулись в Италию, так как там свирепствовал коронавирус. Поэтому мы вернулись в Ташкент и сейчас тоже находимся в Ташкенте. Я думаю, что открыл дорогу для узбекских вокалистов. Сейчас много наших певцов хотят в Италию, а раньше они считали, что это нереально. У нас был максимум — Москва. Если я открою Америку, то, возможно, кто-то тоже уедет в Америку и будет петь там.
Расскажите, пожалуйста, как возникло ваше увлечение творчеством Муслима Магомаева?
Я увлекся в 2012 году, когда участвовал в конкурсе. Тогда мне дали «Верни мне музыку» из репертуара Магомаева. Раньше я думал, что это не мой репертуар, но потом, когда я получил гран-при и народ начал интересоваться, начался спрос на песни Магомаева именно в моем исполнении. Поэтому я учил и до сих пор пою магомаевский репертуар. Именно благодаря Магомаеву я стал знаменитым сначала в Узбекистане, потом в СНГ. Я благодарен конкурсу и лично Тамаре Синявской. Магомаевский репертуар открыл для меня новую дорогу.
Полностью интервью опубликовано в журнале «Перспектива. Поколение поиска» № 5/2023.