Под приглядом Поэта
«Жили-были сказки» в Государственном музее А. С. Пушкина
Культурная акция «Ночь музеев» родилась в 1997 году в Германии. Россия в лице Красноярского музейного центра присоединилась к этому международному проекту в 2002-м, и за два прошедших десятилетия «Ночь» охватила всю страну, произведя на свет еще несколько симпатичных «дочек»: «Ночь искусств», «Ночь театра», «Библионочь». В этом году участие в акции приняло и наше издательство: в Садовом павильоне Государственного музея А. С. Пушкина прошла презентация книги «Жили-были сказки».
Государственный музей А. С. Пушкина на Пречистенке часто путают с его «тезкой» — расположенным неподалеку на Волхонке Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина. Хотя на самом деле тут все просто: ГМИИ хранит и демонстрирует шедевры мирового искусства, а ГМП, он же Московский дом Поэта, рассказывает о жизни и творчестве Пушкина, о его эпохе и людях, его окружавших и ему наследовавших.
И в главной усадьбе на Пречистенке, и в филиалах на Арбате, Остоженке и Старой Басманной можно познакомиться с уникальной коллекцией живописи, мебели, предметов декоративно-прикладного искусства, редких книг и, конечно же, мемориальных вещей, которые, как на машине времени, перенесут вас на 200 лет назад — в золотой век русской культуры.
На экскурсиях, попасть на которые в «Ночь в музее» (так акция называется в Москве) можно было бесплатно, гостям, пришедшим в гости к поэту на Пречистенку, с гордостью представляли главные музейные мемории: перо Пушкина, которым он писал свои последние письма перед роковой дуэлью, его локон и посмертную маску, картину «Дарьяльское ущелье», украшавшую кабинет на Мойке, 12, деревянную шкатулку для лекарств доктора Арендта, с которой царский лейб-медик приезжал к умирающему поэту, самовар семьи Олениных, чай из которого так любил Александр Сергеевич.
После насыщенной «образовательной» части гости непременно заглядывали в усадебный сад, чтобы сфотографироваться с «хозяином», отдыхающим на своей бронзовой кушетке среди буйно цветущей сирени (этот необычный, такой «домашний» памятник одолжил музею его автор — скульптор Александр Рукавишников). Здесь же, в Садовом павильоне, под приглядом Поэта и прошла очередная презентация нашего волшебного сборника «Жили-были сказки».
Более символичного пространства для такого литературного вечера и не придумаешь. Ведь это Пушкин воскликнул когда-то: «Что за прелесть эти сказки!» — и сам сочинял их с удовольствием, переводя на свой фантастический язык рифм старинные сюжеты — русские, европейские, восточные. Наш сборник написан прозой, но в его основе — тоже фольклорные сюжеты народов Европы, Азии, Северной Америки. Сказки Пушкина иллюстрировали лучшие художники XIX–XX веков, а сборник «Жили-были сказки» украшают работы наших современников — молодых живописцев и дизайнеров России, Италии, Литвы, Германии, Беларуси, Казахстана, Грузии, Армении, Эстонии.
По заведенной традиции автор-составитель книги Анна Хрусталева рассказала гостям презентации о том, чем фольклорная сказка отличается от литературной, каково это — быть «соавтором» целого народа, объяснила, зачем давала имена в оригинале безымянным героям, как изучала географические карты и кулинарные книги, чтобы поселить своих персонажей в конкретной, реально существующей местности и накормить их традиционной едой.
Кульминацией вечера стало сказочное гадание (эта литературная забава, к слову, была невероятно популярна в пушкинское время): слушатели задавали книге вопросы, а та отвечала им, ведь, как известно, сказка — ложь, да в ней намек. И вот уже кому-то выпадает предсказание скорой свадьбы (осетинская сказка «Как мышь замуж выходила»), другому — совет никогда и ни за что не сдаваться (польская сказка «Сельдь и камбала»), третьему — психологический совет, как наладить семейную жизнь (азербайджанская сказка «Умная жена»). Такого смеха Садовый павильон не слышал, наверное, с тех пор, как в XIX веке хозяева усадьбы устраивали здесь детские праздники. Наблюдая за происходящим, бронзовый Пушкин задумчиво улыбался — будем считать, он остался доволен.
Фото: пресс-служба Государственного музея А. С. Пушкина и Темура Козаева