Проза года
Герои журнала «Перспектива. Поколение поиска» в длинном списке премии «Большая книга»
Теги: Национальная культура | Писатели | Премия | Книги | Литература
Национальная литературная премия «Большая книга» объявила длинный список 19-го сезона. Из 346 номинированных текстов экспертный совет под руководством писателя Дмитрия Данилова отобрал 50 произведений прозаиков из 13 регионов Россиии и 7 стран мира: Беларуси, Израиля, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Норвегии и Франции.
Мы очень-очень рады! В гонку за лидером вступили сразу две героини нашего журнала «Перспектива. Поколение поиска»: Екатерина Манойло (интервью с ней читайте в декабрьском номере «Перспективы» за 2022 год), недавно рассказавшая про свое литературное роуд-муви «Ветер уносит мертвые листья» в клубе Perspectum, и Хелена Побяржина из белорусского Браслава (интервью с ней — в ноябрьском номере за 2023 год), чей роман-головоломка «Другие ноты» должен со дня на день приехать из типографии. А еще в длинном списке киргизский писатель Даниэль Бергер — о его мистическом и пряном романе «Кофе с перцем» мы поговорим уже в майской «Перспективе».
Комментируя длинный список нового сезона, председатель Совета экспертов Дмитрий Данилов заметил, что в нем отчетливо наблюдается «процесс поколенческого обновления русской литературы», ведь помимо именитых авторов, «уже познавших вкус славы», в заветный топ-лист попали и совсем молодые дебютанты. Те, кто не хочет рисковать и предпочитает литературу «опытную, со стажем», порадуются промежуточной победе Алексея Варламова («Одсун»), Андрея Волоса («Облака перемен»), Дениса Драгунского («Подлинная жизнь Дениса Кораблева»), Валерия Попова («Выдумщик»), Виктора Пелевина («Путешествие в Элевсин»), наконец. Поклонникам «молодых и дерзких» можно смело рекомендовать студенческие «Течения» Даши Благовой, «Там темно» Марии Лебедевой или, напротив, исполненных света «Юрких людей» Анны Лужбиной.
Даже по сравнению с предыдущим сезоном значительно изменились темы произведений. Исторические романы стремительно сдают позиции, уступая место биографиям, а особенно автобиографиям, урожай которых на этот раз по-настоящему обилен. Все больше становится жанровой литературы, неожиданно ворвавшейся на, казалось бы, далекую от нее социально-психологическую ниву.
По замечанию критика и члена Совета экспертов Валерии Пустовой, «на поле социальной прозы сейчас работает триллер — увлекательный жанр с напряженным сюжетом, ярко и доходчиво демонстрирующий, что нас соединяет, а что, напротив, разъединяет». И действительно, включенный в длинный список роман Яны Вагнер «Тоннель» решительно выходит за рамки жанра, перерастая в глубокую и, увы, неутешительную социальную метафору. Не менее серьезно о травмах человека и его окружения высказываются, по мнению Валерии Пустовой, и авторы мистической прозы (Дарья Бобылева, «Магазин работает до наступления тьмы», Светлана Тюльбашева, «Лес»).
И вот что еще важно: длинный список «Большой книги — 2024» — это не только география, авторская и жанровая, но и многоцветная палитра взглядов и убеждений. Как считает председатель Литературной академии Дмитрий Бак, главное достоинство премии в том, что она независима, существует поверх любых барьеров и замечает всех талантливых и самобытных писателей — вне зависимости от того, к какому лагерю они примыкают.
Имена финалистов, чьи произведения прошли в следующий тур, назовут 5 июня на традиционном Литературном обеде. Лауреатов премии объявят в начале декабря.