Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 13.12.2024
Культура и традиции
9 минут чтения

Как отмечают Пасху в странах — соседях России

Яичные бои и лело бурти




























































































































































Как отмечают Пасху в странах — соседях России
Фото: wallpaper.mob.org

Автор: Арина Демидова


Пасху отмечают практически во всем христианском мире, но традиции ее празднования отличаются в разных странах. Как и объяснения того, почему, например, красят яйца и говорят: «Христос воскрес», а отвечают: «Воистину воскрес». Так, согласно одной версии, когда Христос воскрес из мертвых, Мария Магдалина решила рассказать об этом римскому императору Тиберию. Правитель не поверил рассказу женщины и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем мертвые воскреснут. Но как только он произнес эти слова, яйцо в его руке покраснело. Тогда римский император произнес: «Воистину воскрес!».

Другая версия гласит: красный цвет выбран потому, что Христос проливал за нас свою кровь.


Армения

Как отмечают Пасху в странах — соседях России. Армения
Фото: touristsecrets.com

Армянская Пасха называется Զատիկ (Затик) — то есть, в буквальном переводе, «избавление от мук». Считается, что Затик — это освобождение, избавление от грехов и возвращение к Богу. Также ее называют Сурб-Затик. Встречая друг друга в этот день, армяне говорят: «Христос арьяв и мерелоц» — «Христос воскрес из мертвых». А им в ответ произносят: «Орняле арутюне Христоси» — «Благословенно Христово Воскресение».

В Армении одним из символов празднования Воскресения Христова является создание пасхального Древа Жизни. Его делают из веток вишни. На них при помощи лент красного и зеленого цветов вешают крашеные или декоративные яйца. Считается, что цвета лент символизируют мужское и женское начало.

Сами ветви ставят в кувшин, который располагают среди молодых травяных ростков. Такое древо жизни на армянском языке называется «Кенац цар». Кстати, иногда хозяйки сами проращивают пшеницу и кладут яйца в зеленые проростки.

В Армении ритуал очистки окрашенного куриного яйца символизирует рождение нового мира, который Спаситель очистил от грехов. За столом принято проводить так называемый яичный бой: один человек держит яйцо, а второй ударяет по нему своим. Кто выиграл, может забрать оба.

Обычно яйца едят в бртуче (армянский бутерброд в лаваше или булке с различными начинками, специями, листьями салата или тархуном и другими вариантами добавок): чаще всего на лаваш кладут разрезанное яйцо, которое посыпают солью или сыром, также добавляют травы.

Кроме того, на армянский стол кладут вареную рыбу, символизирующую тело Христа. Это связано с тем, что, рисуя на песке рыбу, древние христиане узнавали братьев по вере. Присутствует и рисовый плов с изюмом. Так, белый рис символизирует людей, а изюм — тех, кто уверовал в Спасителя христиан.

На десерт принято подавать гату с начинкой из сливочного масла и сахара либо сливочного масла и сахарной пудры. При этом кулич, хотя и популярен, не настолько обязателен.


Беларусь

Как отмечают Пасху в странах — соседях России. Беларусь
Фото: Альфрэд Мікус / cultire.ru

Белорусские традиции празднования Пасхи во многом перекликаются с российскими. Только в Беларуси Пасха называется Вялікдзень. Многие стараются накануне праздника посетить всенощную службу и увидеть крестный ход. За неделю до праздника отмечают Вербное воскресенье — день, когда освящают веточки вербы. А вся неделя перед Пасхой называется вербной. Освященной вербой слегка бьют всех членов семьи со словами «Не я б’ю, вярба б’е, за тыдзень вялікдзень» или «Верба крест бьет до слез, не я бью, верба бьет, пускай на здоровье живет!».

После этого ритуала хозяин дома обходил все хозяйство, втыкал веточку вербы в щели и три раза хлестал каждое домашнее животное. Кроме того, с веточками вербы обходили поле или огород, втыкая их в землю. Считалось, что они будут охранять здоровье и благополучие семьи, уберегать от разных неурядиц. А во время грозы их ставили на окно, чтобы отвести удары молнии.

С особой тщательностью убирались в доме: мыл не только полы, но окна, стены, лавки, белили печь. В четверг все ходили в баню и клали в воду серебряную монету, чтобы на весь год сохранить чистоту и здоровье.

Пятницу считали благоприятным днем для выпечки ржаного хлеба. В субботу всю приготовленную еду перекладывали в плетеную корзину и освящали в церкви. В церковь отправлялись все взрослые, дома оставались только дети и старики. На всенощную старались одеться как можно более красиво и празднично. Также бытовала примета, что первый человек, вышедший на улицу после всенощной службы, станет самым удачливым и счастливым.

Яйца зачастую красили в красной луковой шелухе. Освященное яйцо было принято класть в воду, а потом ей умывались. Девушки тоже гладили лицо таким яйцом, считалось, что это поможет оставаться молодой и красивой.

За праздничным столом в первую очередь было важно съесть освященное крашеное яйцо, причем его разрезали на кусочки, и каждый брал себе немного. А вот одалживать деньги в праздничный день считалось дурной приметой.

Как в Армении и многих других странах, в Беларуси принято стукаться яйцами. Однако никто ничьих яиц не забирал — просто чье не разбили, тот и выиграл. А в некоторых регионах еще занимались (а где-то и занимаются) катанием: если катившееся с бугорка яйцо сбивало другое, то игрок забирал его себе.

Вечером по домам ходили так называемые волочебники (от слова «волочиться»), которые исполняли пасхальные песни, возносили хвалы хозяевам, а также желали им счастья и добра. Здороваться на Пасху не принято, надо говорить: «Христос воскресе!», а отвечать на это: «Воистину воскресе!»

Праздничный стол отличается, например, наличием запеченной свинины. Ее готовят для того, чтобы супружеские пары жили в гармонии. Кроме того, на пасхальном столе символом достатка и благополучия было сало. А те, кто мечтал о пополнении в семействе, готовили колбасу. Масло, сыр и пирожки с ними или с творогом, ватрушки являлись символом сытой жизни, их готовили для удачи в делах.

На столе также были куличи, творожная паска, конфеты, у кого-то фрукты. В пасхальное воскресенье принято угощать друг друга куличами или другой выпечкой и пасхальными яйцами, которыми, как правило, после этого стукаются. Крестные родители навещают своих крестников и вручают небольшие подарки.


Грузия

Как отмечают Пасху в странах — соседях России. Грузия
Фото: photolit.ru

В Грузии, как и в других странах, обязательно красят яйца. Однако для этого используют корни марены, некоторые добавляют шелуху красного лука.

Живший в XVII и XVIII веках грузинский царевич, историк и географ Вахушти Батонишвили писал, что в Тбилиси после торжественной службы грузинский царь, князья и знать соревновались друг с другом в стрельбе из лука, а победителя награждали золотым или серебряным кубком.

В Грузии множество пасхальных традиций, хотя некоторые из них забыты. После пасхальной службы люди поздравляли друг друга с великим праздником и устраивали небольшую трапезу, обязательными элементами которой были мясо и вино. После еды было принято выходить во двор и устраивать соревнования, например, стрелять из лука, играть в мяч или участвовать в конных состязаниях.

После них же начиналась великая трапеза. А специальная группа людей, именуемая «чона» (ჭონა), заходила в дома и пела веселые песни, прославляя воскресшего Спасителя. Традиция чем-то напоминала алило, которое принято в Рождество. Исполнителей награждали крашеными яйцами и другими вкусностями.

А вот яйца принято красить в вечер великой пятницы. В целом в разных регионах страны есть и свои локальные обычаи. Например, в Ланчхутском районе (это в Западной Грузии) в пасхальное воскресенье уже три века играют в «лело бурти». Для этой игры местные жители самостоятельно шьют 16-килограммовый мяч, который первым бросает священник. Село делят на две команды: верхняя и нижняя Шухути. Игра чем-то напоминает регби, в ней можно любым способом завладеть мячом, ограничений или правил практически никаких. Но в лело бурти играют только мужчины. Победителем считается команда, с мячом перешедшая реку, текущую посреди села, и положившая его на другом берегу.

После этого те, кто выиграл, обходят все село, принимая поздравления, а мяч несут на кладбище и оставляют в знак уважения к умершим предкам.

В горных районах Пасху практически в каждом селе отмечали по-своему. В одном селе было принято, чтобы мальчики состязались в стрельбе из лука. А возглавлял такие соревнования старейшина. При этом ребята ходили по селу и кричали: «Христос воскресе!». После ответа: «Воистину воскресе!» заходили входили во двор, принимали участие в трапезе.

Когда обход села завершался, начинались сами соревнования: велась стрельба из лука по мишеням — крашеным яйцам. Попавший в мишень первым объявлялся победителем. Также было принято посещать кладбища и говорить: «Христос воскресе!».

В южной Грузии после ночного пасхального богослужения люди, согласно традициям, расходились по домам, а наутро женщины пекли пасхальный хлеб в тандыре. Он был обязательной частью пасхальной трапезы. А мужчины готовили мясо: как правило, свиные окорока, которые специально откладывали для Пасхи. На столе также обязательно были традиционные вино и сыр.

В Имеретии же собирались на литургию с первыми песнями петухов. Было принято прийти в храм, пока еще они кричали. А по окончании пасхального богослужения всю ночь звонили колокола, на улицах танцевали и пели народные песни.

В Верхней Сванетии пасхальное богослужение начинается в полночь. Храмы заполнены людьми, а после литургии все вместе поют «Христос воскресе». С песнями верующие расходятся по домам. Главным пасхальным блюдом является зажаренный целиком поросенок. А уже утром родственники и гости продолжают отмечать Пасху, также поют «Христос воскресе». Есть даже тамада, который в знак уважения получает голову поросенка.

Свои традиции есть и в Восточной Грузии. Так, в Кахетии страстная пятница — единственный день в году, когда не положено пить вина, так как это большой грех. После ночной пасхальной службы кахетинцы отдыхают до утра, а утром проводят пасхальную трапезу. Причем вино для Пасхи хранится в особом кувшине — зедаше. Его открывают в честь праздника, часть вина жертвуют в храм, а тем, что оставляют, угощают гостей.

В древности кувшины находились в храмах, в течение года их наполняли сами прихожане, а в праздник получившимся вином угощали всех пришедших.

Кахетинское застолье, согласно традициям, продолжается довольно долго, а главное пасхальное блюдо в нем — жареный барашек. Тамадой на трапезе также назначают священника, проводятся пасхальные песнопения, во время которых исполняют народные песни. Всю Светлую седмицу люди ходят друг к другу в гости.

На следующий день после праздника во многих регионах посещают могилы родных. На кладбище приносят пасхальные яйца, кулич, напитки и еду, поминают умерших и оставляют угощения.


Молдова

Как отмечают Пасху в странах — соседях России. Молдова
Фото: dosarmedia.md

В Молдове люди также участвуют в праздничном богослужении. Часто на него собираются все, кто в состоянии быть на службе.

В праздник одежда обязательно должна быть чистой, раньше даже шили наряды для пасхальных праздников. В субботу перед Пасхой обязательно купались. Есть также поверье: на Пасху спать нехорошо, потому что до конца года человек будет ходить сонным. Поэтому в ночь Воскресения люди не должны спать, но это правило не должно соблюдаться маленькими детьми, пожилыми или больными.

Также строили специальные качели, на которых, чтобы покачаться, нужно было заплатить яйцом. Согласно поверьям, у того, кто покачается, будет богатый урожай и удача во всем в течение целого года.

Проходили игры для детей, яйца скатывали с холмов. На яйца наносили воском различные растительные мотивы, изображения орудий труда или христианские символы. Скорлупу ранее было принято бросать в воду. А в некоторых районах соседней Румынии яйца было принято есть ночью и бросать скорлупу на могилы.

В Молдове на Пасху подают запеченного ягненка. Также на столе часто бывает, например, освященная брынза, холодец из петуха (răsol), домашняя колбаса, котлеты, жаркое из кролика, джамбон (ветчина, окорок, часто запеченные в тесте), голубцы, плацинда, мамалыга и многое другое. Пасхальный стол накрывается богато, на него также ставят местное знаменитое вино. Некоторые ставят бабу — сладкое блюдо из лапши.

На второй или третий день празднования Пасхи часто устраивают гулянья, люди танцуют и поют. В этот же день крестники приходят в гости к крестным родителям с подарками: паской, куличами, яйцами, разными сладостями. Традиция биться яйцами в Молдове также соблюдается до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!