Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 15.04.2024
Анна Шиманская
8 минут чтения

Японское искусство своими руками

Оригами, тэмари, фуросики, амигуруми

































































































































Японское искусство своими руками
Фото: Shinta Kikuchi / unsplash.com

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Складывать оригами

Вышивать тэмари

Заворачивать фуросики

Вязать амигуруми


Когда мы говорим об искусстве Японии, первым делом вспоминаем о таких его традиционных видах, как каллиграфия, живопись, гравюра, керамика, скульптура, театр, возможно, еще искусство аранжировки цветов икебана и искусство чайной церемонии тядо, или тя-но ю.

Но мало кто из нас задумывается о том, что складывание фигурок из бумаги, вышивание на шарах, заворачивание предметов в ткань и даже создание вязанных крючком или спицами игрушек тоже может быть самым настоящим искусством.


Складывать оригами

Оригами
Фото: Isadora / flickr.com

Слово «оригами» происходит от слов ору, что по-японски означает «складывать, сгибать», и ками (гами), которое переводится как «бумага». Принято считать, что оригами зародилось примерно в VII веке, когда в Японии благодаря заимствованию технологии из Китая появилась бумага васи. Развитие оригами обычно связывают с синтоистскими ритуалами оборачивания в бумагу подношений божествам. Уже в Средние века такая традиция, получившая название ориката (оригата), стала формальной для военного сословия во время преподнесения подарков.

В XVIII веке благодаря книгам «Хокэцуки» («О том, как заворачивать и завязывать») и «Сэмба-дзуру ориката» («Сложение тысячи журавликов») культура ориката получает широкое распространение и во второй половине эпохи Эдо (XVII–XIX века) становится популярным видом досуга в среде рабочего сословия, постепенно приобретая форму того, что сегодня принято называть оригами. В конце XX века появляется японская Ассоциация оригами, которая унифицирует многочисленные символы и термины, созданные ранее и использующиеся для иллюстрирования и объяснения техники оригами.

Интересный факт

Известно, что в Европу оригами пришло не из Японии, а благодаря маврам, которые привезли его в Испанию примерно в XI веке. До Германии искусство создания фигур из бумаги дошло к XV веку. В XVIIXVIII веках в центральной Европе был популярен обычай складывать свидетельства о крещении особым образом. В XIX веке Фридрих Фребель предложил использовать оригами как метод развития моторики и обучения основам геометрии в детских садах и школах. В XXXXI веках большой вклад в развитие искусства складывания из бумаги внес японский мастер Акира Ёсидзава, который не только придумал большую часть условных знаков для зарисовки схем формирования предметов, но и создал метод мокрого оригами, при котором смоченная бумага придает фигуркам плавность линий, большую выразительность и жесткость самой конструкции.

Сегодня помимо классического и мокрого оригами существуют еще модульное и техническое складывание фигур из бумаги, а сам процесс популярен не только в Японии, но и по всему миру среди детей, взрослых и опытных мастеров-оригамистов. Складывание фигур из бумаги стало по-настоящему международным искусством и одновременно объектом серьезных математических исследований. Геометрические принципы оригами, положенные в основу оригами-инженерии, находятся под пристальным вниманием ученых, а также постепенно проникают в самые разнообразные отрасли: от дизайна одежды до космических разработок и создания искусственных кровеносных сосудов в медицине.


Вышивать тэмари

Тэмари
Фото: serial-wod.ru

Понятие тэмари включает в себя японское слово тэ — «рука» и мари — «мяч». Считается, что первые мячи были завезены в Японию из Китая примерно в период Асука (VI–VIII века) и, возможно, использовались мужчинами для игры мариути, напоминающей поло. Чуть позже женщины аристократического происхождения начали играть в готэнмари,или «императорские мячи», в основе которых были обрезки шелка, оплетенные шелковыми или конопляными нитями. Мячи могли также изготавливать из оленьей кожи или деревянного ядра, которое обматывали волосяными или шелковыми шнурами. В Средние века женщины из самурайских семей занимались созданием готэнмари в качестве досуга. В эпоху Эдо (XVII–XIX века) тэмари, похожие на «императорские мячи», получают распространение в разных слоях общества. Такие мячи начинают дарить не только в новогодние праздники и праздник девочек, но и преподносят в знак уважения и внимания друзьям. С периода Мэйдзи (XIX–XX века) традиционные тэмари становятся предметом декоративно-прикладного искусства и коллекционирования знатоками старины.

Интересный факт

В Япония существует Ассоциация тэмари, которая не только поддерживает мастеров, создающих традиционные шары, но и всячески способствует сохранению и распространению этого вида искусства внутри страны и за ее пределами. Любопытно, что узоры и орнаменты, которые изображаются на тэмари, как правило, характерны для определенной местности или региона Японии. Например, в префектуре Эхимэ шары делают двухцветными, а в префектуре Вакаяма — многоцветными. Символом города Мацумото является именно тэмари, его изображение можно встретить на крышках канализационных люков города. По легенде, первый такой шар сделала здесь жена одного из правителей более 200 лет назад.

В настоящее время по всему миру проходят выставки и мастер-классы по изготовлению всевозможных шаров с вышивкой, существуют школы и курсы, где люди обучаются искусству тэмари с присвоением определенной степени мастерства, переводятся и издаются книги, благодаря которым каждый желающий может познакомиться с традиционным японским ремеслом и попробовать создать свой неповторимый шар в любое время в любом месте. Тэмари сегодня не только коллекционируют, но и активно используют в качестве благопожелательных подарков и украшения помещения.


Заворачивать фуросики

Фуросики
Фото: luigiscudella.it

Слово «фуросики» состоит из двух основ, первая из которых переводится как «баня» (по-японски фуро), а вторая как «коврик» (сики). Несмотря на то, что самая старая ткань для заворачивания вещей императора относится к VIII веку и до сих пор хранится в сокровищнице Сёсоин в городе Нара, само название «фуросики» появилось примерно в XII–XIV веках. В то время буддийские храмы приглашали мыться даже самый простой и нищий народ, чтобы воплотить в жизнь идеи милосердия и благих деяний. Уже в XIV–XVI веках сёгун Асикага Ёсимицу построил больший банный комплекс и устраивал там «официальные» приемы. Верные своему правителю феодалы, приходившие в баню, заворачивали свою одежду в шелковую ткань с фамильным гербом, а после банных процедур одевались, стоя на ней. Баня воспринималась как место общения, поэтому после нее нередко устраивали чайную церемонию и застолье.

С началом городской культуры эпохи Эдо (XVII–XIX века) традиция посещения общественных бань распространилась на все слои населения. Правила посещения упростились, люди приходили со своим полотенцем, одеждой и гигиеническими средствами, которые заворачивали в кусок ткани. Развитие городской культуры и торговли привело к тому, что фуросики стали использовать для ношения как личных вещей, так и продуктов, книг и других предметов. Часто изображения и названия магазинов, нанесенные на ткань, рекламировали бизнес своих владельцев. Размеры фуросики варьировались от 34х34 см до 170х170 см. В случае быстрой эвакуации, вызванной частыми пожарами, куски ткани использовали и как портфели или сумки, в которые можно было быстро закинуть все самое необходимое.

Интересный факт

Во время Реставрации Мэйдзи (период социально-экономических реформ XIXXX веков) большинство людей получило возможность иметь фамилии, в связи с чем увеличилось и количество гербов. Фуросики с гербами начали использоваться для заворачивания подарков. Однако вскоре крупные универмаги, например «Исэтан», стали предоставлять покупателям бумажные пакеты со своим логотипом. Это привело к моде преподнесения подарков в бумажных пакетах и обертках с брендом магазина. Такая тенденция спровоцировала сокращение производства и использования фуросики.

В последнее время популярность фуросики только возрастает. Помимо того, что существует богатый ассортимент тканей, расцветок и узоров для фуросики, их используют как для заворачивания подарков и завтраков бэнто, так и для украшения предметов и интерьеров, а также коллекционируют как самые настоящие произведения искусства. В Японии считается, что подарок, завернутый в красивый и выбранный по случаю кусок ткани, выглядит более привлекательным и передает чувства и эмоции дарителя. Более того, люди, живущие в обществе потребления XXI века, используют фуросики в качестве экологичной сумки для покупок. В то время, когда вы не используете этот небольшой кусочек прямоугольной ткани, он легко хранится дома и не занимает много места.


Вязать амигуруми

Амигуруми
Фото: ideiwdom.ru

Буквально амигуруми переводится с японского как «что-то вязаное и завернутое» и относится к вязанным на спицах или крючком небольшим мягким зверушкам или человекоподобным существам. Точное время появления амигуруми неизвестно, однако считается, что история этого вида искусства начинается примерно в XVII–XVIII веках, когда японцы, торговавшие с голландцами, заимствовали у них техники вязания и адаптировали под себя. Вязание стало процветать среди военного сословия, имевшего тенденцию к украшению предметов одежды и мечей. В то же время женщины стали изготавливать простые игрушки из пряжи для своих детей.

В середине XX века одновременно с распространением концепции каваий (всего милого, хорошенького, славного, маленького, симпатичного) возрастает популярность вязаных игрушек, которые начинают дарить в качестве сувенира или подарка. Благодаря различным японским журналам по вязанию амигуруми становятся известны по всему миру, приобретают свои узоры и стили. В основе техники вязания лежит так называемое кольцо амигуруми, а главное отличие состоит в том, что в его основании находится регулируемая петля. Так как игрушки амигуруми, как правило, совсем небольшие, такое основание необходимо, чтобы наполнитель не вылезал из них наружу. Сегодня связать игрушку амигуруми может любой желающий, достаточно лишь купить книгу, посмотреть видео в Интернете или записаться на мастер-класс.

Японцы очень трепетно относятся к деталям и предметам вокруг себя, берегут и распространяют свои ремесла, обычаи и традиции. Именно поэтому совершенно немудрено, что кажущиеся обычными для других людей вещи в Японии приобретают статус предметов искусства и становятся популярными по всему миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю