«Я великий Дуремар»
100 лет со дня рождения Владимира Басова
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Кинематограф | Режиссеры | Актеры
Владимира Басова называют гением маленьких ролей. Мы все прекрасно помним его по ролям Дуремара, поющего про своих дорогих пиявочек в «Приключениях Буратино», бравого Мышлаевского в «Днях Турбиных», «советского риелтора» Бубукина в фильме «По семейным обстоятельствам», размышляющего об искусстве полотера в «Я шагаю по Москве», милиционера из «Операции “Ы”» и гангстера в «Приключениях Электроника». Но он прославился и как режиссер, снимая фильмы о войне и экранизируя произведения Пушкина, Булгакова, Куприна.
Владимир Басов родился 23 июля 1923 года в поселке Уразово Курской области. Его отец был революционером-коммунистом, членом партии и красным комиссаром, участвовал в Гражданской войне, много ездил по стране. Басов — партийное прозвище отца, которым он заменил свою фамилию Басултайнен. Мать была учительницей русского языка, ставшей книгоношей-агитатором. Она ездила по глухим деревням и селам, обучала малограмотных крестьян языку и счету. «Меня мама родила, можно сказать, проездом — в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии». Когда Владимиру Басову было 8 лет, его отец погиб. «В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно — все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй».
Окончил школу Владимир Басов уже в Москве. Учился он хорошо, много читал и посещал художественную школу. Мама часто брала его с собой на агитационные спектакли, и Басов мечтал стать актером. В последний год учебы в школе Владимир Басов ходил в театральную студию и часто бывал за кулисами МХАТа. Из осветительской ложи впервые увидел «Дни Турбиных» и «Синюю птицу». В 1941 году он окончил школу и планировал поступать во ВГИК, но планам этим не удалось сбыться. Началась Великая Отечественная война, и Владимир сразу же отправился добровольцем на фронт.
Но даже во время войны Владимир Басов не забывал о своем увлечении кино: он организовывал показы для сослуживцев и руководил деятельностью ансамбля художественной самодеятельности. «Несколько раз в расположение нашего подразделения приезжала машина-фургон. Ее тут же ставили в укрытие поближе к передовой. Разведчики или пехотинцы в сумерках разворачивали экран почти на нейтральной полосе. Из фургона запускали фильмы. Сначала, для затравки, какой-нибудь видовой: березы, Волга, поля… Потом еще подобный ролик. Смотрели и с нашей, и с той стороны. В вечернем воздухе звуки музыки, речь разносились далеко и отчетливо. Когда аппарат перезаряжали — наступала тишина». Владимир Басов прошел всю войну, получил медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды. Победу он встретил в Прибалтике в чине капитана. Ему прочили блестящую офицерскую карьеру, но мечта о театральном институте не отпускала.
Осенью 1946 года Владимир Басов вернулся в Москву и через год стал студентом ВГИКа. Проблема была в том, что он никак не мог решить, какой факультет выбрать: актерский или режиссерский. Ему повезло: в том году набирали объединенную актерско-режиссерскую мастерскую под руководством Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Владимир Басов учился вместе с Григорием Чухраем и Тенгизом Абуладзе.
С первой своей супругой Розой Макагоновой режиссер познакомился во ВГИКе. Басов снял ее почти во всех своих фильмах 1950-х годов: «Школе мужества», «Необыкновенном лете» и «Крушении эмирата». Расстались они в 1958 году и последний раз встретились на съемках фильма «Приключения Электроника», где она сыграла учительницу музыки.
В 1952 году Басов окончил ВГИК, и руководитель мастерской Сергей Юткевич пригласил его поработать ассистентом на съемках своей картины «Пржевальский». Позже Басов сам экранизировал спектакль Театра-студии киноактера «Нахлебник», снял фильм «Школа мужества», который получил приз кинофестиваля в Карловых Варах. В этой киноленте сыграли свои первые роли Ролан Быков и Леонид Харитонов.
Владимир Басов следующие несколько лет продуктивно работал на «Мосфильме»: его пригласили доснять картину «Битва в пути», он экранизировал «Тишину» по роману Юрия Бондаря, «Гранатовый браслет» по повести Александра Куприна и «Метель» Александра Пушкина.
Со второй женой, Натальей Фатеевой, Владимир Басов тоже познакомился во ВГИКе. Он искал актрису на роль в своем фильме «Случай на шахте № 8». Басов влюбился в Фатееву и начал ухаживать за актрисой прямо на съемочной площадке, вскоре они поженились. В 1959 году у них родился сын, а спустя год брак распался.
В 1962 году Георгий Данелия пригласил Владимира Басова сняться в небольшом эпизоде картины «Я шагаю по Москве» в роли ворчливого полотера.
Самой успешной режиссерской работой Владимира Басова считается четырехсерийная картина «Щит и меч», рассказывающая о советском разведчике Александре Белове. Басов подошел к работе основательно и добился встречи с настоящими разведчиками, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Басов, в отличие от руководства «Мосфильма», считал, что разведчик должен быть неприметным, настаивал на кандидатуре Станислава Любшина для главной роли и добился своего. Съемки проходили в СССР и в ГДР, режиссеру была крайне важно историческое правдоподобие. Когда картина вышла на экран, все четыре серии заняли первые места по количеству зрителей и кассовым сборам в СССР.
Третьей женой Владимира Басова стала актриса Валентина Титова. С ней режиссер познакомился в 1964 году, когда искал исполнительницу роли Марьи Гавриловны в «Метели». На тот момент Валентина Титова училась в студии при Большом драматическом театре в Ленинграде у Георгия Товстоногова. Девушка не планировала играть в кино, но Басов ее уговорил. Они прожили в браке 14 лет, у них родилось двое детей — сын Александр и дочь Елизавета, которые после развода родителей остались с отцом. Отец поощрял их любовь к искусству, Александр Басов стал режиссером, а Елизавета — танцовщицей.
Владимир Басов слыл любителем красивых вещей. Привозил себе костюмы и рубашки из-за границы, антикварные вещи. Он был страстным автолюбителем. Cразу после окончания ВГИКа купил свой первый «Москвич», а потом ездил только на «Волгах», которые режиссеру доставляли прямо с завода.
В 1970-х годах Владимир Басов активно снимался, появился в эпизодических ролях в картинах «Большая перемена», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам», «Приключения Электроника», «Мимино». Все герои Басова проживали на экране лишь несколько минут, но для каждого он сочинял полноценную биографию. Когда ему предлагали сниматься в главных ролях, он, по словам коллег, всегда отвечал: «Вы мне предлагаете не главную роль, а просто длинную». Басов считал: «актер обязан прийти на экран как будто бы нечаянно и уйти немного раньше, чем его пожелают отпустить». К своим работам в фильмах для детей Басов относился очень внимательно: «Это очень опасно! Ведь дети не играют, они к съемкам относятся как к чему-то всамделишному, верят, что все происходит по-настоящему. И от взрослых актеров требуют такого же отношения». В фильме «Про Красную Шапочку» Басова даже не гримировали — для изображения хищника на нем лишь надет «волчий» костюм, да и тот условный: «Старую известную сказку сыграть непросто, обязательно нужно внести что-то новое, свое, ведь просто повторять всем известное — неинтересно».
Владимиру Басову удалось добиться экранизации «Дней Турбиных» Михаила Булгакова, что было немыслимо в Советском Союзе. Этой своей работой режиссер особенно гордился, трехсерийный телевизионный фильм аудитория встретила с восторгом. Затем Басов снял фильмы «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Нейлон 100%».
Во второй половине 1970-х Басов был вынужден сделать перерыв в работе: в 1974 году у него случился инфаркт, а через четыре года он развелся с третьей женой. В 1981-м после пятилетнего перерыва Владимир Басов вернулся в режиссуру с экранизацией романа Юрия Скопа «Факты минувшего дня». Через два года у Владимира Басова случился инсульт, из-за которого полгода он был парализован. Несмотря на тяжелую болезнь он взялся за кинокартину «Время и семья Конвей», а в 1986 году снял свой последний фильм «Семь криков в океане». Все эти работы снимал вместе со своим сыном Владимиром Басовым-младшим.
Умер Владимир Басов 17 сентября 1987 года. Причиной его смерти стал второй инсульт. «Отец тяжелейшим образом переживал неподвижность — немощь для него была подлинной трагедией. Он всегда любил движение, летал, а не ходил. Второй инсульт произошел с ним в ванной — он пошел бриться, что также делал всегда сам, несмотря на то, что руки его практически не слушались. Он решительно отметал всякие попытки помощи — до последнего момента жизни отец желал оставаться мужчиной. Он приступил к бритью и внезапно начал падать. Я подхватил его, и он умер на моих руках», — рассказывал Александр Басов.