«Образ/ы Севера в русском и европейском искусстве»
Научная конференция 30 ноября – 1 декабря 2023 года
Теги: Национальная культура | Традиции | Обычаи | Особенности культуры | Конференция
С сообщениями выступят искусствоведы, архитекторы, музыковеды, литературоведы и киноведы из Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Осло.
Программа состоит из блоков
30 ноября /Дарвиновский музей: ул. Вавилова, 57/
Пространство и Архитектура, Изображение и Связи, Слово, Кино
01 декабря /Институт искусствознания: Козицкий пер., 5/
Краски Севера, Север – взгляд с севера /и немножко из Франции/, Россия – взгляд с юга, Звучание Севера
Полная программа конференции здесь
Что вдохновило участников конференции
Понятие «Север» аккумулирует в себе как географические, так и культурно-ментальные, символические, даже метафизические и мистические коннотации, но, в первую очередь, ассоциируется с природным пространством, находящимся в оппозиции к цивилизации, независимым в своём существовании от человека или даже враждебным по отношению к нему. Север формирует или даже создает особую антропологию. Человек в пространстве Севера существует в двух базовых состояниях: созерцания и борьбы. Эти две противоположные интенции – пассивность и пассионарность – обнажают человека до экзистенционально сущностного, становясь базой для самопознания, создают особое поле напряжения, окрашивающее художественное восприятие Севера и реализацию образа Севера в искусстве.
В истории и культуре Европы и России дихотомия «Юг – Север» не менее значима, чем дихотомия «Запад–Восток». Формирование европейской цивилизации происходило именно в оппозиции «Юг – Север», где Юг был носителем и продуцентом культуры, а «дикий» Север, границы которого на протяжении веков постоянно отодвигались вверх по карте, был источником опасности и дезорганизации, но также и пространством для культурного освоения и художественного осмысления.
Осознание Севера русским искусством не отличается постоянством: периоды сильного влечения ко всему северному сменяются периодами полного забвения Севера. В восприятии иных культур сама Россия предстает «северной страной», что порождает определенные стереотипы, отражающиеся, в том числе, и в искусстве.
Европа обладает собственным «общим» Севером– Скандинавией, которая периодически оказывает значительное влияние на континентальную Европу, причём как в качестве пространства северной мифологии, исландских саг, древнегерманских и древнескандинавских героических эпосов, так и в качестве примера актуального художественного осмысления северной проблематики.
Специальные события в рамках конференции
30 ноября 18:00 в кинозале Дарвиновского музея состоится показ и обсуждение первого в истории кино игрового фильма на ненецком языке, сценарий которого написан коренными ненцами «Семь песен тундры». Фильм получил Гран-при Международного женского кинофестиваля в Кретее в 2000 году; в нём снимались только непрофессиональные актёры. Фильм демонстрируется на русском и ненецком языках с русскими субтитрами, с любезного разрешения режиссёров Анастасии Лапсуй и Маркку Лехмускаллио.
01 декабря в 18:00 в Зеркальном зале Института искусствознания состоится концерт Александра Маточкина «Песни северные и не только». Александр Маточкин – уникальный человек: фольклорист, исполнитель, сказитель. В продолжение 25 лет он не только собирает русский фольклор, но и щедро делится им со своими слушателями.
Если вы собираетесь присоединиться к нам, в том числе онлайн, напишите организаторам, они внесут ваше имя в список гостей или вышлют ссылки на трансляции одного или двух дней конференции.
30 ноября Яна Шклярская (ГДМ) shklyarskaya@gmail.com
01 декабря Илья Проклов (ГИИ) proklov@gmail.com
30 НОЯБРЯ
Государственный Дарвиновский музей
Москва, ул. Вавилова, д. 57, кинозал
Онлайн на платформе TrueConf /ссылка по запросу, пишите: shklyarskaya@gmail.com/