Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 27.04.2024
Культура и традиции
7 минут чтения

Татьянин день

Топ-7 самых известных Татьян
































































































































Топ-7 самых известных Татьян
Фото: culture.ru

Автор: Арина Демидова


Татьянин день — единственный праздник в России такого масштаба, связанный с женским именем. Он посвящен памяти о мученице Татиане Римской, принявшей христианскую веру и ставшей диаконисой. Согласно преданию, женщину казнили в тот же день. Татиана жила во II–III веках в Риме. Достигнув совершеннолетия, она решила посвятить себя богу и приняла обет безбрачия. А само имя в переводе означает «устроительница», «учредительница», «родоначальница» — от греческого tatto — «ставлю, устанавливаю».

Считается, что Татьяны — натуры деятельные, решительные, самолюбивые, все эти качества приносят им успех в карьере. Порой они бывают слишком самоуверенны, но это лишь придает им оптимизм. Иногда излишне импульсивны, что осложняет жизнь. Так кто же они — знаменитые Татьяны?


Татьяна Пельтцер

Татьяна Пельтцер
Фото: Иван Бровкин

Татьяна Пельтцер родилась в 1904 году в семье российских немцев. Основатель династии Наполеон Пельтцер в 1821 году, когда ему было 19 лет, пришел пешком в Россию из Германии. Единственным мужем Татьяны Ивановны был немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер. Актриса даже уехала с ним на ПМЖ в Германию, но спустя три года вернулась в СССР.

С 9 лет она начала театральную карьеру: в основном играла мальчишек. Затем был Московский театр миниатюр, 30 лет в Театре Сатиры и, наконец, Ленком. Кинокарьера Татьяны Ивановны началась, когда актрисе было уже больше 40 лет. Она имела репутацию «самой известной бабушки советского кино», хотя сама не имела детей. Сыграла больше 100 киноролей, озвучила множество мультфильмов, участвовала в радиоспектаклях.


Татьяна Лиознова

Татьяна Лиознова
Фото: histrf.ru

Татьяна Лиознова — талантливый сценарист и режиссер, снявший культовый советский фильм «Семнадцать мгновений весны». Ее называли железной леди советского кино.

Родилась в Москве в 1924 году. Отец был инженером-экономистом, а мать — швеей. После школы поступила в Московский авиационный институт, но, проучившись один семестр, бросила.

В 1943 году поступила во ВГИК. В 1950-м стала ассистентом режиссера в кинокартине «Освобожденный Китай». Спустя три года — вторым режиссером в фильме «Таинственная находка». В 1963-м вышел художественный фильм Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо», посвященный погибшим летчикам-испытателям, — он получил первый приз «Золотое крыло» на Международном фестивале авиационных и космических фильмов во Франции. В 1967 году она сняла картину «Три тополя на Плющихе», которая через год получила первую премию на Международном фестивале в Аргентине.


Татьяна Устинова (писатель)

Писатель-прозаик, автор детективных романов, сценарист, переводчица и телеведущая Татьяна Устинова родилась в семье российских инженеров. С дошкольного возраста могла пересказать произведения Александра Дюма, Льва Толстого и Федора Достоевского.

При этом по просьбе бабушки по окончании школы пошла учиться в МФТИ. Работала на радио, телеканалах и даже в пресс-службе президента Бориса Ельцина. С 1999 года начала писать романы и детективы, уже вышло более 50 книг, многие из них экранизированы.


Татьяна Устинова (актриса)

Татьяна Устинова
Фото: culture.ru

Актриса, танцовщица, балетмейстер, хореограф, педагог и теоретик народно-сценического танца Татьяна Устинова родом из Твери. Она стала основателем и руководителем танцевальной группы, главным балетмейстером Государственного академического русского народного хора имени М. Е. Пятницкого, где развивала традиции русской народной хореографии. Создала более 200 танцевальных произведений.

Кроме того, преподавала в Московском хореографическом училище, в 1966–1970 гг. — в Московском институте культуры, с 1958-го — в ГИТИСе (с 1985-го — заведующая заочным отделением балетмейстеров для народных хоров и ансамблей танца).

К танцам у нее было особое отношение.

«Каждая пляска, каждый хоровод, каждая кадриль, та или иная хореографическая композиция, сколько бы времени ни прошло с момента их рождения, крепко сидит в моей памяти, в моем сердце. Ведь какую постановку ни взять, даже самый, казалось бы, незначительный танец, работа над его созданием заставляла меня изучать массу материалов, выезжать в те места, где, по моим задумкам, люди должны плясать осуществляемую мною пляску, знакомиться с их бытом и обычаями, манерой и характером исполнения танцев, видеть костюмы, прослушивать музыку, сочинять новые движения, новые композиции, фигуры, искать различные взаимоотношения между исполнителями и многое другое», — приводит ее слова кандидат исторических наук, доктор культурологии В. М. Воробьев, руководитель магистерской программы «Историко-культурные и археологические исследования» Филиала РГУ им. А. Н. Косыгина в Твери.


Татьяна Сухотина-Толстая

Татьяна Сухотина-Толстая
Фото: wikimedia.org

Старшая дочь Льва Толстого, художница, мемуаристка. Родилась в годы работы писателя над романом «Война и мир».

«Рождение моей дочери Тани было как праздник, и вся ее жизнь была потом для нас, родителей, сплошная радость и счастье. Никто из детей не внес такого содержания, такой помощи, любви и разнообразия, как наша Таня. Умная, живая, талантливая, веселая и любящая, она умела вокруг себя устроить счастливую духовную атмосферу, и любили же ее все — и семья, и друзья, и чужие», — цитата из дневника Софьи Толстой.

«Когда она тут, я ее не замечаю только потому, что она точно часть меня, точно она — это я сам. Очень уж она мне близка», — говорил Лев Толстой о дочери.

Первоначальное образование получила дома. В 1893–1895 годах училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Автор графических портретов Льва Толстого (всего было написано около 30 таких картин карандашом, углем, сангиной). Написала ряд очерков, которые были объединены в книге «Друзья и гости Ясной Поляны».

Организовала в Москве школу рисования и живописи в 1922 году. В 1917–1923 годах была хранителем музея-усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна». В 1923–1925 годах была директором музея Льва Толстого в Москве.

В 1923-м познакомилась со знаменитым австрийским актером Моисси, поставившим спектакль по пьесе Толстого «Живой труп». Он ее уговорил покинуть Россию. В 1925-м уехала из страны, жила в Праге, Вене, Париже, Риме.


Татьяна Кузовлева

Татьяна Кузовлева
Фото: деком.рф

Поэт Татьяна Кузовлева родилась 10 ноября 1939 года в Москве. Ее отец — автор популярного в 1950-е годы учебника по технической термодинамике, который переиздавали в ГДР и Венгрии. Мать была чертежницей и художницей, рисовавшей плакаты.

Сама Татьяна, детство которой пришлось на годы Великой Отечественной войны, окончила школу и отучилась на историческом факультете Московского государственного педагогического института, окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького (1971).

Публиковалась с 1960 года в таких крупных изданиях, как «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец», а также в «Литературной газете». Ее в начале творческого пути поддерживали поэты Михаил Светлов и Борис Слуцкий. Набрав популярность, она издавалась во многих странах.

Татьяна Кузовлева известна также как переводчик. Она переводила стихи национальных поэтов СССР, в том числе с казахского и таджикского.

С конца 1980-х была последовательной сторонницей обновления страны. В 1989 году вступила в «Апрель» — всесоюзную ассоциацию писателей в поддержку перестройки.

В 1993 году вместе со своим мужем, поэтом Владимиром Савельевым, организовала литературный журнал «Кольцо “А”» в качестве органа Союза писателей Москвы. В течение 20 лет была главным редактором журнала.

На ее стихи также писали песни. Например, «Четыре имени» положил на музыку и исполнил Григорий Эпштейн. А к «Ты меня береги», «Это снова сентябрь» и «Сияет март» сочинил музыку и исполнил Евгений Альпер в США.


Татьяна Вечеслова

Татьяна Вечеслова
Фото: anticvarium.ru

Татьяна Вечеслова — выдающаяся советская балерина и актриса. Она родилась в Санкт-Петербурге. Ее отец — подполковник Михаил Вечеслов, выпускник Пажеского корпуса, потомок дворянского рода, известного со времен Иоанна Грозного. Одна из прапрабабушек была воспитательницей Николая I, от него же получила прозвище «Моя няня-львица».

Другая прабабушка была любимой актрисой А. Н. Островского и первой исполнительницей роли Катерины в петербургской премьере пьесы «Гроза». А ее тетя учила нотной грамоте и игре на рояле юного Игоря Стравинского.

Мать, Евгения Снеткова-Вечеслова, была ученицей Энрико Чекетти, с 1900 года танцевала в кордебалете Мариинского театра, до конца 1960-х годов была преподавателем младших классов в Ленинградском хореографическом училище.

В семь лет Татьяну отдали учиться в трудовую школу. Однажды школьный концерт посетил нарком просвещения А. В. Луначарский — он отметил музыкальность девочки, танцевавшей среди других учениц.

Училась в Петроградском театральном училище. Педагогами Вечесловой по классическому танцу были Мария Романова, мать Галины Улановой, а затем Агриппина Ваганова. Одноклассницы Вечеслова и Уланова стали лучшими подругами на всю жизнь. Обе были приняты в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. Выпускной спектакль состоялся 16 мая 1928 года.

Уже через семь дней после прихода в театр Татьяна станцевала партию Гюльнары в балете «Корсар», заменив заболевшую коллегу.

Вечеслова была первой советской балериной, гастролировавшей за рубежом — в США в 1934 году. Снималась в роли Авроры в фильме братьев Васильевых «Спящая красавица», в кинокартине «Мастера советского балета» играла Нунэ.

Татьяна Вечеслова ушла со сцены в расцвете творческих сил. Ее прощальный спектакль состоялся 24 июня 1953 года. Как репетитор балетной труппы Театра им. Кирова она поддерживала все начинания молодых балетмейстеров и артистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю