Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 25.06.2024
Культура и традиции
6 минут чтения

Верования и обычаи вепсов

Мария ПЕРЕДОК, этнограф





































































































Готовятся к выступлению

Ошибкой будет думать, что самые малочисленные народы России живут в Азии. В европейской части тоже есть народы, признанные правительством РФ коренными малочисленными, и все они относятся к финно-угорскому миру. Этнонимы словно сошли со страниц «Повести временных лет» и Лаврентьевской летописи — водь, ижора, бесермяне, вепсы.

Земля вепсов находится в так называемом Межозерье, то есть между Ладожским, Онежским и Белым (в Вологодской области) озерами. Хотя вепсов всего 6 тысяч, выделяется несколько этногрупп: северные, или прионежские (понятно, что на побережье Онежского озера), средние (река Свирь и ее приток Оять), восточные (Онежско-Белозерский водораздел) и южные (река Лидь в верховьях Волжского бассейна). Каждая группа говорит на собственном диалекте.

Вепсская деревня
Вепсская деревня

Любители древнерусской истории без труда вспомнят племя весь, первые упоминания которых датируются VI веком. А это и есть предки современных вепсов. Из-за труднодоступной местности первые исследователи добрались до них поздно, в XIX веке, а единый этноним вообще появился лишь в 1930-х.

Вепсы приняли православие раньше других финноязычных народов — на рубеже X–XI веков, хотя исповедовали по-своему. В грамоте 1661 года отмечено, что весь не посещает по воскресеньям церковь, не причащается и не ходит к духовным отцам. И сейчас вепсы продолжают верить в духов леса и приносят подношения на заветные места.

Особенно ярко это проявляется на главном вепсском празднике Elon Pu (Древо жизни), проходящем в начале или середине лета в разных точках. Первый состоялся в 1987 году в селе Винницы Ленинградской области и в селе Шелтозеро в Карелии, а в 2022-м его принимала деревня Макарьевская Вологодской области. Ярко проявляется — это в прямом смысле: в разгар действа зажигают большой костер в центре площади, вокруг которого танцуют хороводы под звуки гармони.

Первые попытки создать вепсскую письменность зафиксированы в 1930-х. Проблема в том, что в то время советскую этнографию штормило, так как линия партии и правительства по национальному вопросу колебалась каждые несколько лет. Например, тюркские и иранские народы получали то арабское письмо, то латиницу, а монгольские — то старомонгольское, то тоже латиницу (в итоге все у всех кончилось кириллицей).

Вепсам поначалу тоже был предложен латинский алфавит. Учебник выпустили в 1934 году под авторством учителя истории из села Пяжозеро Ф. А. Андреева, ответственным редактором стал филолог М. М. Хямяляйнен. Именно латиница, по мнению члена-корреспондента Карельского отделения РАН Н. Г. Зайцевой и других ученых, наиболее точно отражает фонетическую систему финно-угорских языков, в том числе вепсского.

Обучение шло трудно, ученики пропускали занятия из-за работы. В 1937-м письменность вслед за языком была отменена, и национальная речь ушла в подполье, став сугубо бытовой, домашней.

Дошедшие до нас письменные источники весьма малочисленны. Первый из них датируется XVII веком — это народные заговоры жителей Заонежья, часть которых на карельско-вепсском диалекте и записана кириллицей. Их ввел в научный оборот филолог и изобретатель В. И. Срезневский. Также известен рукописный вепсский словарь XIX века, в котором представлено 531 слово и его русский эквивалент. Единая система написания отсутствует: часть материалов выполнена латиницей, другая — кириллицей. Словарь обнаружил специалист по людиковскому диалекту карельского языка А. П. Баранцев. На основе детального изучения он сделал вывод, что рукопись содержит куштозерский диалект вепсского языка, записанный транскрипцией с использованием кириллицы.

Попытки остановить вымирание и возродить вепсскую речь начались в 1980-е годы. С 1993-го в Петрозаводске выходит газета Kodima («Родная земля») в бумажном и электронном вариантах, создаются подкасты и музыка на вепсском языке.

На фестивале «Древо жизни» используется двуязычная система, для гостей проводятся уроки по изучению вепсского языка. Концертная программа тоже составлена на двух языках, а музыкальные коллективы выступают только на вепсском.

Национальные праздники и обряды связаны не с сезоном, а сельскохозяйственными работами. Особенно чтятся Покров, Пасха, Троица, а также Михайлов, Егорьев, Ильин дни. Любопытно, что этот маленький народ рассматривает праздники в качестве своеобразных оберегов против несчастий: эпидемий, падежа скота, пожаров и тому подобного.

Христианство больше укоренилось у северных вепсов. В праздник они приносят к церквям и часовням заветы — вышитые полотенца, деньги. Для южных и средних вепсов характерны языческие обряды: заветы в виде полотенец, платков, кусков материи или животноводческих продуктов принято приносить к священным природным местам. Ими могут быть камни, деревья, ручьи.

Вепсская красавица
Вепсская красавица

Со временем традиция немного изменилась: если раньше носили заветы открыто, то сейчас люди стараются сделать это незаметно, не показывая никому чужому точное местоположение капища. Значение и смысл в этот ритуал каждая этногруппа вкладывает свое. Так, вепсы Ленинградской области рассказывали мне, что считают эти подношения платой за просьбу богам для себя или близкого.

Упомянутый выше Петров день отмечается у южных и средних вепсов. Как и в старорусской традиции, праздник наполнен множеством языческих обрядов. Особенно связанных с охраной скота. С утра женщины пекут калитки — открытые пирожки из ржаной муки с начинкой из творога или картошки (сравните с карельскими калитками и пирожками перепечи поволжских финно-угров. — Ред.). Потом собирают домашний скот в центре двора и прогоняют его в поле через узкий проход, образованный расстеленными на земле женскими поясами. Этот проход и есть защита скота от мора и бесплодия. Если какое-то животное задело пояс копытом, то именно его впоследствии отправят на мясо (то есть принесут в жертву, совершив необходимые ритуалы). Затем мужчины втыкают топоры в угол избы и все отправляются на праздничную трапезу в священное место. Мужчины садятся под ольхами, женщины — под елями.

Типичная изба богатых вепсов
Типичная изба богатых вепсов

Специфика праздника зависит от места проживания. Скажем, оятские вепсы подносят богам и духам творог и другие молочные продукты. Жители деревни Ярославичи Ленинградской области молокопродукты несут к часовням, а вот в карельском селе Ладва Петров день вовсе не отмечают. Но обязательно ходят в церковь с сыром и творогом, уже не вкладывая то значение, что их ярославичские соплеменники.

На многие традиции вепсов повлияли контакты с карелами, для которых и характерно широкое использование молочных продуктов в летних обрядах. И, конечно, невозможно переоценить значение взаимоотношений с русскими.

Современную ситуацию в этом малочисленном финноязычном народе можно оценивать по классике: стакан то ли наполовину полон, то ли наполовину пуст. С одной стороны, количество носителей языка постоянно сокращается, хотя и не столь драматически, как ранее (с 25 тысяч на закате Российской империи до 12 тысяч на рассвете Российской Федерации). С другой стороны, радует тенденция последних десятилетий к возрождению вепсской культуры, развитию самосознания и этнической идентичности. По сравнению с названными в начале статьи народами водь и ижора вепсы выглядят относительно благополучно.

Жизнь в Межозерье продолжается. В 2023 году Бабаевский район Вологодской области примет фестиваль национальных игр Lapsiden vändod. Идея проекта возникла у молодого работника культуры Бабаевского района Марии Смирновой. Она занимается популяризацией культуры малочисленных народов и считает, что совмещение развлекательного и образовательного компонентов поможет лучше понять уклад жизни. Фестиваль познакомит с традиционными вепсскими играми и досугом.

Традиционное рукоделие
Традиционное рукоделие

Статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 1(10), январь – март 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы