Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Точка на карте
  • Где в Узбекистане увидеть «могилу Адама» и как отсрочить Апокалипсис
    Древние объекты и загадки археологического комплекса Миздахкан
Обновлено: 27.04.2024
Точка на карте
7 минут чтения

Где в Узбекистане увидеть «могилу Адама» и как отсрочить Апокалипсис

Древние объекты и загадки археологического комплекса Миздахкан




































































































































Древние объекты и загадки археологического комплекса Миздахкан
Фото: Erik Albers/wikimedia.org

СОДЕЖАНИЕ СТАТЬИ:

История Миздахкана и крепость Гяур-кала

Гумбазы, табыты и мавзолеи

Первый человек, бугор Джумарт-кассаб и семерки Миздахкана

Как добраться до археологического комплекса Миздахкан


Археологическое городище Миздахкан – комплекс древних сооружений и захоронений на северо-западе Узбекистана, в нескольких километрах от границы с Туркменистаном. Сегодня эта достопримечательность – одна из наиболее посещаемых туристами на карте страны.

Скоро ее статус изменится: здесь откроют филиал Нукусского музея искусств: построят визит-центр для туристов и создадут археологическую базу для контроля процесса раскопок и реставрации.


История Миздахкана и крепость Гяур-кала

Некрополь Миздахкан
Фото: madaniymeros.uz

Некрополь Миздахкан с древними захоронениями – археологический и архитектурный комплекс на холмистой местности посреди тюркских степей. Вообще, холмов здесь три: первый стал пристанищем для того самого древнего некрополя, причем археологи утверждают, что его самый нижний слой относится к началу первого тысячелетия. Второй холм занимает более новый некрополь, а на третьем стоят руины древней глиняной крепости Гяур-кала с фрагментами стен и башен, изрядно потрепанных временем.

Руины древней глиняной крепости Гяур-кала
Фото: Александр Чегодаев/tourister.ru

Именно эта крепость вместе со многими другими защищала в свое время границы Древнего Хорезма – государства, исторические земли которого находятся на территориях современных Узбекистана и Туркменистана. Одно время крепость Гяур-кала относили к комплексу Миздахкан, но позже признали отдельным памятником архитектуры.

По версии историков, некрополь Миздахкан изначально возник рядом с именно этим городищем домусульманской эпохи, где жили люди, поклонявшиеся огню, зороастрийцы. Их часто называют огнепоклонниками, но специалисты любят подчеркивать, что в зороастризме не огонь, а светсчитался божественным проявлением, поэтому люди не поклонялись огню, а лишь использовали его как источник света для поклонения. Как бы то ни было, эти жители и их потомки стали свидетелями возведения на холме двух цитаделей с крепостной стеной вокруг. Было это около IV века до н.э.

Дальше городище укреплялось и разрасталось. Историки предполагают, что одна из цитаделей служила храмом и защитным сооружением, а другая – жилой территорией. О процветании Древнего Хорезма говорят многочисленные археологические свидетельства, обнаруженные на холме при раскопках. Здесь находили не только жилые дома и фрагменты предметов быта, но и остатки целых мастерских, маслобоен и виноделен.

Археологи нашли на крепостном холме массу материалов для изучения: остатки резьбы и росписи древних жилищ, фрагменты тканей, украшений. Крепость стояла рядом с одной из ветвей Великого шелкового пути, так что торговля здесь велась особенно бурно, а ремесла, очевидно, процветали.

Название «Гяур-кала» можно перевести с арабского как «крепость неверных». Так прозвали местных жителей арабы, которые завоевывали эти края в начале VIII столетия. Историки считают, что Гяур-кала была разрушена в результате нашествия монголов в начале XIII века. По мнению некоторых историков, сын Чингисхана приказал уничтожить этот город до основания, и большинство жителей погибли. Однако археологи обнаружили немало свидетельств городского быта поодаль от руин крепости, относящихся к более поздним временам. Кому-то, вероятно, тогда все-таки удалось пережить резню в прежнем поселении и разбить новое по соседству.


Гумбазы, табыты и мавзолеи

Над Миздахканом возвышаются башенки священных тысячелетних мазаров (араб. «место, которое посещают», «место паломничества»), то есть захоронений с постройками, которые возводили для душ умерших. В Древнем Хорезме вместо слова «мазар» зачастую использовали термин гумбаз – от слова «кубба» (арабск. «купольная гробница»). Так местные говорят и сегодня.

Гумбазы Миздахкана представляют собой своего рода купола из глиняной или кирпичной кладки на прочном основании-фундаменте и являются символом «крепкого, надежного, постоянного дома», который наконец приобретает душа человека. Особенно важной эта традиция всегда была для кочевых племен, не знавших подобной оседлости в течение жизни.

Кроме того, на древних и более современных захоронениях тут и там установлены почти вертикально или положены горизонтально табыты, которые легко принять за самые простенькие деревянные лестницы. Считается, что они служат своего рода «носилками» и помогают душам передвигаться по потустороннему миру, превращаясь для них в прекрасных лошадей.

Табыты
Фото: Андрей Дамиров/livejournal.com

Среди известных сооружений древнего некрополя Миздахкана стóит отдельно упомянуть полуподземный мавзолей Мазлумхан-сулу (конец XIII – начало XIV в.) с входным порталом и куполами на поверхности и залами под землей. Это чрезвычайно зрелищная архитектурная жемчужина с богатым внутренним декором.

Полуподземный мавзолей Мазлумхан-сулу
Фото: fergana.media
Полуподземный мавзолей Мазлумхан-сулу
Фото: Andris Molchanov/behance.net

В контексте истории места гиды рассказывают туристам легенду о местной красавице – дочери хана, погибшей в результате трагической истории любви и похороненной в этом мавзолее со своим возлюбленным-строителем. Однако подтверждений от историков и археологов не существует.

Мавзолей Шамуну Наби
Фото: fergana.media

Другой не менее культовый объект Миздахкана – строение, посвященное богатырю, чудотворцу и проповеднику Шамуну Наби. Мавзолей его имени с семью куполами представляет собой постройку длиной около 25 метров. Внутри археологи не обнаружили захоронений, хоть и нашли длинную «гробницу». Здание датируют XVI веком.

Гробница
Фото: doncronerblog.com

Первый человек, бугор Джумарт-кассаб и семерки Миздахкана

Доминанта Миздахкана – курганообразный бугор Джумарт-кассаб,или Жомард-касаб, с которым связано множество поверий. По легенде, именно здесь был похоронен первый человек на Земле. Разумеется, многие паломники и историки с давних пор проводят аналогию с Адамом. Однако есть версии, что внутри кургана нашел покой не кто иной, как Гайомарда – первочеловек из зороастрийской мифологии, сотворенный богом мудрости и Солнца. Его имя действительно созвучно названию бугра: Гайомарда – Джумарт. Кстати, последнее переводится так: «мясник по имени Джумарт». Есть предание о том, что здесь погребен добрый человек, который в особо голодные времена раздавал беднякам мясо.

Фото: fergana.media

Не менее значимая легенда связана с обратным отсчетом времени до наступления Судного дня. С давних времен многие люди верили, что одна из каменных построек у бугра, а именно мавзолей Ережеп-Халифа (или Раджаб-Халифа), одного из первых проповедников ислама, служит так называемыми «Мировыми часами» или «Часами Апокалипсиса».

Считается, что из этого здания периодически (по легенде – ровно раз в год) выпадает по одному кирпичику, и когда мавзолей разрушится до основания, настанет конец света. Если оценивать состояние «Мировых часов» в нашем веке, то время у человечества еще есть. Но терять его не стоит, ведь крыша и одна из стен постройки уже полностью развалились.

Историки датируют эти руины IX веком. Получается, что «Мировые часы» запустились более тысячелетия назад, при этом почти две трети постройки до сих пор целы. Выходит, что при сохранении такого темпа до Апокалипсиса у нас с вами есть еще веков двадцать, а то и больше.

Любопытно, что паломники и туристы частенько поднимают камни рядом с мавзолеем Ережеп-Халифа и стараются пристроить их обратно на его стены. Еще один способ заручиться поддержкой высших сил и отсрочить конец времен – подобрать неподалеку от мавзолея семь камней (возможно, по числу небес и ангелов в исламских представлениях) и сложить из них пирамидку. Кто-то верит, что в таком случае Судный день удастся отсрочить еще на семь лет или даже веков…

Фото: uzbekistan.travel

Тем, кто не верит в силу таких деяний, поверья рекомендуют хотя бы не разрушать чужие пирамидки – это считается крайне дурным знаком, равно как и попытка унести любые камни и кирпичики с территории Миздахкана в качестве сувенира.

Еще одно любопытное верование связано с возвышенностью Джумарт-кассаб и числом семь. Считается, что бугор помогает бесплодным женщинам. Та дама, которой высшие силы никак не пошлют дитя, должна подняться сюда на рассвете и скатиться с вершины. Желательно сгруппироваться так, чтобы очутиться внизу за семь оборотов. Магическая семерка снова в действии!

Джумарт-кассаб
Фото: Надежда Аристархова/vpoxod.ru

Как добраться до археологического комплекса Миздахкан

Некрополь Миздахкан находится в 35 минутах езды на автомобиле от узбекского города Нукуса и почти в 10 минутах – от города Ходжейли, название которого переводится как «край паломников». Паломников, которые направляются из Ходжейли в Миздахкан, здесь много.

Из Ташкента до Миздахкана путь неблизкий – более тысячи километров. В любом случае на автомобиле сюда добраться можно, ведь археологический комплекс находится неподалеку от крупной магистрали, которая ведет в город Муйнак, бывший порт на бывшем побережье Аральского моря.

На самолете до Нукуса можно долететь из любого другого аэропорта Узбекистана. В Ходжейли от автовокзала Нукуса ходят маршрутки, а от городского базара Ходжейли до Миздахкана – мини-автобусы.

Рекомендуем прочитать, что посмотреть в Шымкенте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю