Из чего пить вино в Грузии
Теги: Национальная кухня | Грузия | Как правильно приготовить | Вкусные рецепты
Мария ФИЛАТОВА, старший научный сотрудник Музея Востока
Ни у одного народа в мире нет такого многообразия форм винных емкостей, порой довольно сложной конструкции, и столь же богатой терминологии для обозначения посуды для питья и хранения вина, как у грузин. В словаре грузинского языка, составленном в XVII веке, зафиксировано 30 наименований грузинских сосудов, предназначенных для винопития. Происхождение каждого из них имеет свою историю.
Кувшины, использовавшиеся для сервировки стола, делились на два вида – общие и индивидуальные для каждого участника застолья. Сосуды для вина изготавливались из серебра и из неблагородных металлов, а также из глины. Наиболее распространенные общие сосуды – кувшины с высоким горлышком сура и доки. Сура имеет прямое горлышко, часто с небольшим раструбом у венчика. У доки горлышко тоньше, оно заканчивается сужающимся сливом. К этим кувшинам часто прилагаются украшенные в том же стиле пиалы и небольшие чаши на низких ножках – таси.
Необычен по форме сосуд каркара. Его изогнутое горло, состоящее из нескольких перевитых между собой трубочек, создает особый эффект: вино при разливании в бокал «поет», проходя сквозь трубочки и объединяющий их раструб, и этот звук напоминает воркование голубя. Каркары бывают разных размеров: от миниатюрных до довольно крупных. Существует предположение, что причудливой формой сосуд обязан тыкве, срезанный стебель которой при высыхании обычно скручивается. Иначе объясняет появление столь причудливого кувшина легенда. Царь Ираклий, правивший в Византии в VII веке, во время пира узнал о нападении персов. В порыве гнева скрутив горло кувшина, он дал клятву побороть врагов. Вернувшись, царь-победитель постановил сохранить в веках новую форму сосуда.
Чинчила – еще один индивидуальный небольшой кувшинчик, емкостью не больше стакана, имеющий свой неповторимый характер, который выражается в его голосе. Чинчила при разливании вина в бокал звенит, как колокольчик, присоединяясь к общей музыке застолья.
Пожалуй, самые знаменитые грузинские кубки – кханци, или джихви. Они изготавливались из рогов быка, коровы или козла, украшались серебряными накладками с богатым декором. Из больших, в несколько литров, рогов было принято пить вино в разгар застолья, когда мужчина, демонстрируя свою выносливость и уважение к хозяину, полностью осушал рог. Кубок из рога был также элементом в своеобразном обряде инициации – когда мальчику исполнялось 16 лет, он должен был опустошить этот сосуд, до краев наполненный вином.
Весьма необычной формой и сложной конструкцией обладает сосуд для индивидуального использования – кула. Кула имеет закрытое полусферическое тулово, выполненное из дерева и оправленное в серебряные накладки. От емкости под прямым углом отходит длинное горло. Когда мужчины пьют из кулы, сосуд стучит, как маленький барабан. Считалось, что этот боевой стук настраивал воинов перед сражением. Тулово кулы и по форме напоминает барабан.
Эстетизировано и такое простое действие, как зачерпывание небольшого количества вина, чтобы тут же его попробовать. Для этого предназначена емкость в виде половника с длинной ручкой – азарпеши. С помощью другого приспособления – оршимо – можно зачерпнуть и сразу выпить немного вина прямо из квеври. Изящный миниатюрный сосуд с длинной ручкой имеет грушевидное тулово с узким горлом и овальными и треугольными отверстиями сбоку.
Традиционным является ритуальный сосуд марани, состоящий из двух или нескольких сообщающихся емкостей в единой декоративной композиции. Марани использовался для совместного пития вина на празднествах. Интересно, что словом «марани» также называют специальные погреба, где хранится вино. В коллекции Музея Востока есть крупный марани, привлекающий сложной конструкцией и поистине архитектурными формами.
Грузинские сосуды для вина поражают не только многообразием форм, но и утонченностью отделки. Даже небольшие предметы украшены настолько изобретательно, с таким ювелирным мастерством, что воспринимаются как самостоятельные объекты. Мастера использовали разные ювелирные техники: чеканку, гравировку, филигрань, чернение, зернь, скань.
Особенно интересны сюжеты ювелирного декора металлических сосудов, выполненного с тонкой проработкой деталей. Эти сюжеты и их персонажи по большей части восходят к древним античным культам, в которых связь природы и человека играет главную смысловую роль. Наиболее часто встречаются такие элементы, как виноградная лоза, гроздья винограда, в фигурных медальонах – герои-воины, мудрые правители, музыканты с детально изображенными традиционными инструментами, пляшущие сатиры, сцены терзаний копытных животных хищниками, фантастические звери и птицы из древних преданий и легенд. Виноградная лоза – главный и вездесущий элемент в декоративном оформлении сосудов. Под руками ювелиров она превращается в сказочный лес, оплетающий все вокруг своими тонкими побегами. Сатиры, спутники Диониса, с чертами и человека, и животного объединяют мир природы и людей и символизируют переход от растения, созданного природой, к напитку, изготовленному людьми. Реальные и фантастические персонажи на поверхностях сосудов сосуществуют естественным образом в единой системе мироздания.
Полный спектр созданий этого удивительного мира можно увидеть на фляге, созданной неизвестным мастером в XIX веке. На одной стороне фляги в медальоне прочеканено крупным планом изображение головы сатира. Вся поверхность тулова оплетена виноградной лозой, на которую наложены соединенные между собой овальные медальоны вокруг головы сатира. В четырех из этих медальонов среди листьев и цветов помещены фигурки воинов. Каждый воин имеет свои, отличные от других, вооружение и доспехи с тонко проработанными деталями и украшениями. В верхнем медальоне расположена сцена с изображением сидящего на троне правителя в богатом одеянии в окружении воинов и слуг. В нижнем медальоне мастер прочеканил фигурку скачущего единорога. На оборотной стороне фляги на фоне мелкого растительного орнамента сатир танцует свой древний танец. Его сопровождают пляшущие и играющие на музыкальных инструментах сказочные существа. Небольшие кованые ручки фляги выполнены в виде змеиных голов, ножки – в виде голов фантастических животных. Горло фляги – голова совы, древнего символа мудрости.
Посуда, выполненная из металла, особенно из серебра, и украшенная изысканным декором, ценилась высоко – ее могли себе позволить лишь состоятельные семьи. Более демократичным материалом была глина. Песней рук, искусством огня называют грузинские мастера древнейшее из ремесел – керамику. Из поколения в поколение передавали гончары свое мастерство создания глиняного сосуда, нанесения на него узора. Подобно тому, как в Средней Азии говорят: плов, поданный на большом керамическом лягане, вкуснее, в Грузии считают, что вино и вода приобретают особый аромат и вкус в глиняном сосуде. Пластичная, податливая глина во время лепки подчиняется воле человека, стойко сохраняет приданную ей форму, вбирая тепло рук мастера.
В Музее Востока хранятся керамические сосуды для вина самых разных форм –не менее разнообразных, чем у металлических сосудов. Классические для народной керамики кувшины строгих простых силуэтов – сура, доки, подобные им изготавливались и в древние времена. Есть и более сложные – зооморфные, антропоморфные. Традиционные керамические кувшины украшались лаконичным орнаментом в виде легких завитков и линий, выполненных ангобом или гравировкой. Часто глиняные сосуды не декорировались вовсе.
Богатые многовековые традиции лежат в основе произведений современных мастеров. Гончары экспериментируют, придавая классическим формам новые черты. Такие сосуды представляют интерес преимущественно как декоративные объекты. В XX веке широкое распространение получили кувшины в виде мужских и женских фигур в национальных костюмах. Еще в древности винный сосуд считался хранилищем тайн бытия, вместилищем человеческой души, чем объясняется его тяготение к антропоморфности. Такая пара есть и в коллекции Музея Востока. Мастер-керамист создал пленительный народный образ с помощью округлых форм, мягких пластичных линий, нежных переливов сверкающей разноцветной глазури.
Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог» №1 (2), январь – март 2021 г.