Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 27.04.2024
Мария Макуш
10 минут чтения

Покинутый, но не забытый

Татевский монастырь открывает свои тайны.







































































































































































Про Татевский монастырь в Армении знают и слышали многие. Комплекс конца IX —начала X века возвышается на горе и тянется ввысь,освещенный лучами южного солнца. Его изображают на открытках, к нему водят экскурсии — быстрее и удобнее всего добраться по канатной дороге «Крылья Татева», самой длинной в мире. Но рядом с этим лучезарным, обласканным туристами местом существует другой, будто параллельный мир — монастырь-призрак Татевская пустынь.

Татевская пустынь лежит на дне ущелья Воротан. Окружают ее высокие стены, почти круглый год она окутана густым туманом — естественная преграда и защита от врагов. Это обстоятельство было одним из главных при выборе места для постройки комплекса. С канатной дороги пустынь разглядеть легко, а вот добраться сюда сложно. Чтобы увидеть затерянную в зелени достопримечательность, нужно три часа спускаться к подножью ущелья, потом столько же подниматься. Дорога до обители идет через Чертов мост, про него существует легенда.

Рекомендуем почитать:

Армянские сериалы самые популярные

Путь через бездну

Давным-давно по обе стороны ущелья, по дну которого, как и сейчас,несла свои воды река Воротан, находились две деревни. В одной из них жил юноша, в другой — девушка, и, как водится в любом предании, они были влюблены друг в друга, встречались тайно на узеньком мосту,соединявшем два берега. Однажды сильное землетрясение разрушило мост и разлучило влюбленных. Долго горевали они, сидели каждый на вершине своей скалы и смотрели друг на друга. Но вдруг будто сами силы природы решили помочь влюбленным — из отвесных склонов ущелья стали расти каменные глыбы, которые соединились в мост. Молодые встретились вновь, но счастье их было недолгим. Вскоре после свадьбы девушка узнала, что не силы природы помогли влюбленным соединиться,а сам дьявол, с которым юноша заключил сделку и расплатился своей душой. С тех пор мост и называется Чертовым.

На самом деле мост представляет собой природный настил, вытесанный водой и ветром, длиной около 30 метров. В этом месте ущелье Воротан настолько узкое, что на дно его едва падают солнечные лучи.Минеральные источники, бьющие из скал в этом месте, окрасили ущелье в разные цвета. Рядом с мостом расположился пруд с теплой ключевой водой, чуть левее — каменные ванны с проточной минеральной водой, в которые которую можно окунуться. В течение нескольких столетий этим природным настилом пользовались для того, чтобы попасть в Татевскую пустынь. Но сегодня без опытного проводника сюда не добраться: до покинутой обители нет проложенных троп, и легко заблудиться.

Обитель отшельников

Монастырь Татевская пустынь был основан в 1660 году архимандритом Аристакесом. Его останки покоятся в часовне около основной церкви комплекса — Сурб Аствацацин, или Святой Богородицы. Настоятель пришел сюда вместе с другими монахами после того, как их монастырь Аранц был разрушен землетрясением. Прежняя обитель находилась неподалеку, тут же в ущелье Воротан близ селенья Алидзор — его руины сохранились и по сей день. Из прежнего монастыря служители перенесли овальный хачкар — каменную стелу с резным изображением креста,которая до сих пор стоит во дворе пустыни. Первой в 1663 году возвели церковь Святой Богородицы — из базальта, на юго-западной стороне. С запада к ней примыкают притвор и портик, построенные в 1743 году для мелика, то есть князя Егана. В конце XVII века Овасап Агуердзеци, глава Татева, добавил к комплексу кельи со стенной печью, украшенной резьбой, полками для книг и нехитрой утварью — кельи, как и сам монастырь, сохранились почти в первозданном виде, будто их покинули вчера. Квадратная монастырская стена была возведена в середине XVIII века, в ней разместились просторная трапезная, кухня с большим очагом и арочными нишами. Во дворе сохранилась L-образная группа жилых помещений и арка над пересохшим и наполовину заваленным камнями родником. Примечательно, что Татевская пустынь соединяется с Татевским монастырем подземным ходом, правда, сейчас он завален. Местные энтузиасты грозятся расчистить его, но пока дело не сдвинулось с места.

В отличие от главного Татевского монастыря, пустынь — место уединенное, там жили монахи-отшельники. Вместе они собирались только для обеда в трапезной и на богослужение в храме. Большую же часть времени проводили за молитвой в кельях или «несли послушание»,то есть работали. В пустыни было свое подсобное хозяйство: выращивали овощи и фрукты, пекли хлеб, разводили скот.

В отличие от Татевского монастыря с почти тысячелетней историей,пустынь просуществовала около трехсот лет — в конце XIX века монахи покинули ее; но и монастырь Татев доживал свой век. В 1930 году монастырь закрыли советские власти, а монахи были вынуждены покинуть свою обитель. Еще через год в этих краях произошло мощное землетрясение, которое сильно повредило постройки верхнего комплекса. Власть не спешила восстанавливать обитель, более сорокалет руины некогда огромного и величественного Татевского монастыря пролежали под палящими лучами солнца, пока в 1970-х годах до них не добрались реставраторы — здесь намеревались открыть музей.

Примечательно, что в отличие от своего старшего собрата пустынь вовремя землетрясения практически не пострадала. Здесь, как и сто лет назад, стоит церковь Святой Богородицы, притвор, часовня, кухня,трапезная, пекарня, конюшня и другие каменные постройки. Их крыши поросли травой, но сама обитель будто застыла во времени и ждет, что вот-вот сюда вернутся монахи и снова забурлит жизнь.

Борьба за независимость

Успела пустынь сыграть и военную роль — в начале XVIII века во время освободительного движения, организованного Давид-Беком. Этот армянский полководец родился в области Сюник и происходил из меликов Татева. Он был предводителем армянского национально-освободительного движения против иранских и турецких завоевателей.

Военную школу Давид-Бек прошел вдали от Армении — в Грузии, где помогал местным царям отражать набеги лезгинских горцев. На родину его вынудила вернуться Русско-персидская война — мелики договорились, что выступать против Персии лучше единым фронтом с Россией. И в 1722 году полководец возглавил восстание против персидского господства в области Сюник. Через три года повстанцы полностью контролировали Сюник, а их предводитель Давид-Бек занял крепость Алидзор на реке Вохчи близ города Капан — одно из самых удивительных архитектурных сооружений Армении.

Крепость расположена в труднодоступной местности и обладает мощными стенами, что в свое время сделало ее неприступной для врагов.По легенде, персидский шах Тахмасп II долго не мог захватить бастион —четыре его лошади умирали от жажды. Тогда он решил позволить животным искать воду, надеясь, что они отыщут глиняные трубы,ведущие внутрь крепости. Лошади действительно нашли источники воды, и только когда они были перекрыты, войскам внутри крепости пришлось сдаться.

Тем временем в Иране началась гражданская война между афганскими ставленниками Хотаки и шахом Тахмаспом II. Смутой, разумеется,воспользовались давние враги персов — турки: в 1726 году началось турецкое вторжение в Закавказье. И вот всего через четыре года мятежный армянский князь и персидский шах вдруг оказались по одну сторону баррикад. Для Тахмаспа II Давид-Бек был ценным союзником — в нескольких сражениях он легко разбил превосходящие османские силы.Шах признал его своим вассалом, а подвластные Беку территории — неперсидской провинцией, а армянским княжеством.

Но триумф Давид-Бека был недолгим — в 1728 году он умер в своей крепости Алидзор от продолжительной болезни. Его преемникам уже не хватило сил противостоять туркам, да и персы забыли о былых договоренностях. Поэтому свободным и независимым Сюник оставался недолго, но за эти годы успел преобразиться. В Татевский монастырь вернулась жизнь.

Имя бравого армянского полководца увековечено в истории, ему посвящены фильмы — одноименный «Давид-бек» (1944) и «Звезда надежды» (1978), а в Капане стоит его памятник.

Старший брат

Татевский монастырь расположен на краю обрыва над живописным ущельем реки Джавархан. Он был основан в IX веке на месте древнего языческого святилища, разрушенного с приходом христианства. Существует красивая легенда о происхождении названия монастыря.Когда главный зодчий, руководивший строительством, закончил свою работу, он обратился к Богу с просьбой дать ему крылья, чтобы оценить результат с высоты птичьего полета, и бросился в пропасть со словами: «Огни, Сурб, та тев!» — что переводится как «Святой Дух, ниспошли мне крылья!». Когда подъезжаешь к монастырю, становится ясно, почему ему дано это название. Татев, окруженный пропастью со всех сторон, будто парит над ущельем.

Главный храм комплекса и самая большая постройка — Сурб Погос-Петрос, или собор Святых апостолов Павла и Петра — был воздвигнут епископом Тер-Ованесом на месте разрушенной в 895 году старой церкви. В 906 году храм был освящен, а на церемонии присутствовал даже царь Армении Смбат I Багратуни.

Но самое интересное и загадочное строение на территории комплекса расположено напротив южной стены церкви Сурб Погос-Петрос — это столп Гавазан. Восьмигранная каменная колонна была воздвигнута примерно в 905 году и служила своеобразным сейсмографом: начинала колебаться при подземных толчках и предупреждала служителей обители о приближающемся землетрясении или наступлении неприятеля. Колонну не раз пытались разрушить и арабы, и турки-сельджуки, и орды Тамерлана, но она устояла. Уцелел Гавазан и после землетрясения 1931 года, когда разрушились почти все постройки монастыря — от главного храма до звонницы, жилых и подсобных помещений. Не выдержал он только натиска советских градостроителей:в середине 1950-х годов прошлого века архитекторы разобрали колонну,а собрать в первозданном виде не смогли. Когда столп установили обратно — он перестал качаться; более того: конструкцию пришлось скрепить металлическими обручами и болтами, чтобы она не рассыпалась. Исследователи выяснили: столп стоял на шарнире, но разгадать секрет его конструкции так и не смогли. Это еще раз доказывает мастерство древних зодчих.

На протяжении всей своей истории монастырь был не только духовным,но и научным центром. В 1390 году в Татеве появился университет с тремя отделениями. На первом преподавали философию, теологию,грамматику, литературу, физику, математику, астрономию, историю и архитектуру. На втором изучали живопись и каллиграфию, искусство миниатюры, росписи, переписывания и художественного оформления книг. На третьем занимались музыкой. Помимо нескольких сотен монахов, в Татеве жили и учились музыканты, философы, художники,математики, переписчики манускриптов. В местной типографии издавались собственные учебники, некоторые из которых сегодня выставлены в ереванском Матенадаране — Институте древних рукописей.

Всё необходимое для жизни монашеской братии и студентов Татевского университета производилось в стенах обители. В соседних селах выращивали скот, в прудах разводили рыбу, в садах плодоносили фруктовые деревья, а на полях зрели пшеница и ячмень. Местные крестьяне собирали урожай, пасли скот и платили монастырю оброк. В самой обители пекли хлеб, изготовляли пергамент, давили вино и масло.

Для производства масла в монастыре была маслодавильня Дзит Ан. Водном из двух ее залов сохранился массивный жернов, с помощью которого отжималось масло. В те времена его производили из кунжута,конопли, горчицы, репейника, мака, клещевины и льна. Семена или сами растения сначала подвергали тепловой обработке на медленном огне,затем подогретую массу дробили жерновом и помещали под гнет.Полученную жижу отстаивали, а затем фильтровали, на выходе получалось великолепное растительное масло. Его использовали в хозяйстве, а излишек продавали или обменивали. Чтобы шум работающей маслодавильни не нарушал покоя монастырской братии,Дзит Ан располагался вне стен обители. Маслодавильня стала первым объектом, отреставрированным в рамках проекта «Возрождение Татева».

История возрождения

В 1995 году Татевская пустынь и Татевский монастырь рассматривались на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — но не сложилось.Зато в 2008 году здесь стартовала программа восстановления монастыря и создания инфраструктуры «Возрождение Татева» — инициатива предпринимателя Рубена Варданяна и Фонда национальной конкурентоспособности. В рамках программы планируют восстановить деятельность монастыря, а регион вокруг него должен развиваться, как и тысячу лет назад. В селе Татев намереваются возродить старинные ремесла, а также построить гостиничный комплекс в селе Алидзор.

В 2010 году в рамках программы возрождения открылась канатная дорога «Крылья Татева» — самая длинная в мире. Она находится близ села Алидзор в Сюникской области, в 170 километрах от Еревана. Из столицы Армении сюда можно добраться на машине — дорога займет 3,5часа.

Воздушный путь к тысячелетнему святилищу начинается на станции Алидзор. За двенадцать минут пассажирская кабинка «долетает» до Татева — и это вместо часа езды по крутому серпантину! Дорога проходит через ущелье Воротан, так что с высоты птичьего полета можно рассмотреть заброшенные поселения, руины средневековых построек и,конечно, Татевскую пустынь. Опорные столбы разделяют маршрут на четыре участка. Длина последнего и самого протяженного из них 2,7 км —отсюда уже виден парящий над бездной Татевский монастырь.

Дорога «Крылья Татева» была включена в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная в мире реверсивная канатная дорога, которая движется без остановок. Рекордная у воздушного пути не только длина — 5752 метров, но и сроки строительства. Воздушный путь возвели всего за 10 месяцев вместо расчетных полутора лет.

«Ворота Татева» — проект некоммерческий, и вся прибыль от него идет на реконструкцию Татевского монастыря и развитие местных общин.

Мария Макуш

Мария Макуш

журналист, редактор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю