Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 14.04.2024
Кристина Сарханянц
9 минут чтения

Концерты месяца: главные события апреля






















































































































































Концерты апреля 2024
Фото: Mmdm.ru

Perspéctum продолжает рассказывать о самых интересных музыкальных событиях ближайшего месяца. В апреле зовем на редкий концерт мировой звезды джаза и соула, а также на прощальный — талантливого российского пианиста; на два вечера с музыкой Иоганна Себастьяна Баха и на первое и уникальное событие нового сезона фестиваля актуальной музыки Sound Up.


Фрэнк Маккомб

Когда: 2 и 3 апреля

Где: «Клуб Алексея Козлова»

Билеты: от 3000 ₽

В московскую мекку джаза, Клуб Алексея Козлова, с двухдневным визитом приезжает композитор, певец и клавишник, гуру R&B, соула, госпела и джаза Фрэнк Маккомб.

Маккомб — один из наиболее уважаемых музыкантов в мире джазовой, R&B- и соул-музыки. Как и многие известные музыканты, выступающие в этих жанрах, он начал петь в протестантской церкви, которую посещал с детства с родителями. Однако полноценное признание публики и популярность к Маккомбу пришли в 1990-е годы, когда он попал на знаменитый музыкальный лейбл Atlantic Records и стал продюсером группы Dj Jazzy Jeff & The Fresh Prince.

За свою плодотворную карьеру Маккомб успел посотрудничать с такими звездами, как Принс, Стиви Уандер, Чака Хан, Уилл Смит, Джордж Дьюк, Фрэнки Беверли, группой Maze, The Roots и многими другими. В Москву Маккомб приезжает на двухдневную резиденцию в Клубе Алексея Козлова.


Никита Тонконогов. Прощальный концерт

Когда: 4 апреля

Где: Камерный зал Московского международного дома музыки

Билеты: от 1500 ₽

Пианист Никита Тонконогов — ученик легендарного Вэна Клайберна, выпускник Московской консерватории и Бернского университета искусств, участник престижных международных фестивалей в Зальцбурге, Байройте и Давосе, амбассадор проекта Табриза Шахиди «Русская фортепианная школа», но известен он прежде всего не этими регалиями, а своими яркими программами, вызывающими неравнодушный отклик зрителей. В начале апреля Тонконогов выступит на сцене Камерного зала ММДМ по случаю своего юбилея, а также чтобы ознаменовать завершение исполнительской карьеры.

«Мы живем в быстро меняющемся мире, и время бросает нам вызовы, требующие усилия воли и решительных действий. Я хочу отчертить этот важный рубеж с благодарностью к пройденному пути, но жизнь должна продолжаться дальше», — рассказывает музыкант о прощальном концерте.

Для концерта Тонконогов отобрал произведения, наиболее ярко отражающие его творческую индивидуальность. Программу откроет Чакона Иоганна Себастьяна Баха из Партиты ре минор для скрипки соло в переложении для фортепиано Ф. Бузони. Далее прозвучат 4 пьесы Иоганнеса Брамса, сочинение 119 — последнее, что Брамс написал для сольного рояля. Во втором отделении — «Италия» из цикла «Годы странствий» Ференца Листа, вдохновленного шедеврами искусства итальянского Возрождения. В финале — Фантазия-соната «По прочтении Данте» по мотивам «Божественной комедии» с ее инфернальными звучаниями и апофеозом света в конце.


«Весна в Альпах: орган и альпийский горн»

Когда: 4 апреля

Где: кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла

Билеты: от 600 ₽

Недавно у одного из известнейших валторнистов мира Аркадия Шилклопера на лейбле Jazzist вышел новый альбом New Hornology — продолжение одиссеи мультиинструменталиста и композитора в поисках идеального звучания духового деревянного инструмента.

Однако в кафедральном соборе Святых апостолов Петра и Павла в начале апреля Шилклопер и его коллега органистка Марианна Высоцкая представят иную программу. Помимо валторны, в арсенале уникального мультиинструменталиста особое место занимает альпийский рог — инструмент, который впечатляет одним своим видом. Влюбленный в его звук, потрясающую природу и культуру альпийского региона Шилклопер в дуэте с Высоцкой создал свои «времена года» — цикл «Альпийские сезоны».

В программе концерта — Преамбула ми мажор для органа Винсента Любека, пьесы «Альпийская тропа» для альпийского рога и органа, «Горы Пилатус» для альпийского рога и органа, «Дуэт для одного» для флюгельгорна, Onward из сюиты Tribute to YES для валторны и органа, «Шантаж» для диджериду и органа, Funky Etude для флюгельгорна и еще несколько сюит Аркадия Шилклопера, а также произведения Георга Фридриха Генделя, Леопольда Моцарта, Фараджа Караева и Роберта Шумана.


Оркестр и хор musicAeterna: И.С. Бах. «Страсти по Матфею»

Когда: 10 и 11 апреля

Где: концертный зал «Зарядье»

В наши дни сложно представить, что «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха двадцатилетнему Феликсу Мендельсону пришлось открывать заново в 1829 году. В родном лейпцигском соборе Святого Фомы «Страсти» исполнялись не только при жизни Баха, но и еще полвека, до 1800 года. Однако общеевропейскую, а затем всемирную известность этот шедевр обрел благодаря романтикам — в то время, когда принципы организации музыки и сами инструменты эпохи барокко канули, как тогда казалось, в лету.

«Страсти по Матфею» (а за ними Месса си минор и другие сочинения Баха) оказались способны преодолеть стилевой, технологический и мировоззренческий разрыв и заговорить с людьми нового времени на их языке. С тех пор каждая эпоха по-своему понимала и интерпретировала эту духовную ораторию.

«Страсти по Матфею» предназначаются для исполнения в храме в Страстную пятницу и «пересказывают» события, изложенные в главах 26 и 27 Евангелия от Матфея: от тайной вечери до положения Иисуса во гроб. Оратория длится около трех часов и разделена на две части, между которыми во времена Баха звучала проповедь настоятеля. Текст оратории представляет собой компиляцию отрывков из Евангелия, духовной поэзии XVII–XVIII веков разных авторов и собственных стихов соратника и друга Баха Кристиана Фридриха Хенрици, с которым композитор работал на протяжении двадцати лет.

Музыка «Страстей по Матфею» объемлет весь композиторский арсенал Баха, а также весь содержательный компендиум немецкого барокко с его лютеранской сосредоточенностью на личном переживании евангельских текстов и веры как таковой.


Антон Батагов: И.С. Бах

Когда: 22 апреля

Где: ДК «Рассвет»

Билеты: 3000 ₽

В последний раз Антон Батагов сыграл в Москве свою фортепианную программу с партитами Баха в 2014 году. Спустя десять лет он исполнит ее снова — единственный раз в ДК «Рассвет».

«Я смотрю в ноты, на которых написано “Bach“. Я не знаю, как Бах хотел это слышать, — рассказывает пианист и композитор о программе. — Вряд ли мы имеем право в XXI веке говорить, что мы знаем, как надо играть Баха в “аутентичной” манере. Поэтому я не претендую на историческую достоверность. Мне хочется, оставаясь там, где я есть — здесь и сейчас, — постараться услышать то, что давно уже обессмыслилось в бесконечном потоке потребления. Хочется играть Баха так, чтобы эти звуки не промелькнули мимо, как мелькает все, что окружает нас. Хочется рассматривать этот кристалл с разных сторон, проживая одну жизнь разными путями… Интересно, что музыка партит не имеет практически никакой связи с “танцевальными” названиями частей. Бах воспользовался привычной для того времени формой — сюитой из танцев — и наполнил эту форму совершенно другим содержанием… Нет необходимости объяснять, о чем все это. Каждая нота, каждая интонация, каждый аккорд музыки Баха несут в себе ту правду, рядом с которой все остальное несущественно, поэтому звучит она бескомпромиссно и порой даже беспощадно, несмотря на ослепительную красоту. Нет такого пути к свету, который не пролегал бы через Голгофу».

Помимо этого, Батагов обещает исполнить на бис прелюдию си минор: «Бах когда-то написал эту прелюдию для своего сына. Потом он сделал другую версию, включив ее в хорошо темперированный клавир. Значительно позднее двоюродный брат Рахманинова, пианист и дирижер Александр Зилоти не удержался и сделал свою версию, подчеркнув некоторые опорные точки, как бы укрупнив их, чтобы жители суетливого ХХ века могли расслышать эту музыку. В нью-йоркскую квартиру Зилоти я неожиданно попал в 1992 году. Ее тогда снимал один хореограф, с которым я сотрудничал. Он сказал мне: “В этой квартире жил один русский музыкант — посмотрите, тут на двери табличка с его именем. Вы, наверное, о нем знаете. Сюда часто приходил Рахманинов”. И вот прошло еще много лет, и я тоже не удержался и сыграл эту прелюдию. Я не называю это своей “версией”, а просто играю так, как мне кажется уместным в те времена, когда мы видим, как сбываются самые страшные пророчества — и ничего не можем изменить».


Sound Up meditation: гармония звука

Когда: 23 апреля

Где: кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла

Билеты: от 3500 ₽

Фестиваль актуальной музыки Sound Up возвращается в Москву и откроет новый сезон российской премьерой Another Look at Harmony. Part IV — сочинения выдающегося американского композитора Филипа Гласса. Концерт пройдет в рамках серии meditation — оригинального формата событий, придуманного для слушателей так, чтобы они могли погрузиться в состояние умиротворения и самосозерцания.

Сейчас в это трудно поверить, но минимализм — несмотря на свою кажущуюся умиротворенность, благозвучность и отрешенность — в свое время был музыкой бунта. Композиторы, которых впоследствии стали называть минималистами, появились в США в 1960-е и принадлежали к одному послевоенному поколению. Наряду с Бахом и Бетховеном они пропустили через себя джаз и этническую музыку, особенно восточную. Не испугавшись быть освистанными, несколько молодых американцев — Ла Монте Янг, Терри Райли, Стив Райх и Филип Гласс — радикально упростили гармонический язык и начали историю музыки с нуля, выведя ее из академического гетто в галереи, клубы и на улицы.

Сочинения минималистов не возводят новизну звука в абсолютную ценность, напротив, как в народной музыке, их ключевой прием — повторение или же репетитивность, и они не загоняют себя в границы строгой формы. Минималисты ушли от нарратива, от рассказывания историй, к погружению музыкой в определенные состояния, похожие на медитацию, гипноз или даже транс.

Одним из первопроходцев минимализма заслуженно считается композитор Филип Гласс, хотя сам он предпочитает, чтобы его называли сочинителем «музыки с репетитивными структурами». Another Look at Harmony. Part IV — композиция для хора и органа — появилась в 1975 году. В тот же период Гласс работал над своим самым известным и прославленным сочинением — оперой «Эйнштейн на пляже». Концептуально и музыкально между ними много общего, и это хорошо заметно. Как и в «Эйнштейне на пляже», в Another Look at Harmony. Part IV композитор переворачивает традицию, складывавшуюся в западной музыке столетиями, и выводит на первый план захватывающий ритм, производной функцией от которого становится гармония и затем уже мелодия. За час длительности произведения Гласс возводит из похожих, но постоянно изменяющихся вокально-инструментальных паттернов мощный и величественный, архитектурно безупречный звуковой объем — фактически храм звука, внутри которого можно пережить и просветление, и очищение.

Проводниками в гармонию звука Филипа Гласса в Москве станут один из лучших вокальных составов в России — ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко и органистка Ксения Свириденко. Российская премьера Another Look at Harmony. Part IV состоится в стенах кафедрального собора Святых апостолов Петра и Павла — памятнике архитектуры в неоготическом стиле и действующей лютеранской церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю