Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 27.04.2024
Культура и традиции
8 минут чтения

Любите ли вы театр, как любил его Михай Волонтир?

К 90-летию народного артиста Молдовы





































































































































Михай Волонтир

Автор: Дарья Борисова


После выхода на всесоюзный телеэкран четырехсерийного фильма «Цыган» в 1980 году слава накрыла актера с головой. Для тысяч советских женщин герой Михая Волонтира стал идеалом мужчины, и от массового паломничества поклонниц его уберегло то обстоятельство, что жил он не в столице. Причем даже не в столице той республики, которую он представлял в созвездии советских кинозвезд, Молдавии. С 1957 года и до конца жизни, полвека, прожил Волонтир в городе Бельцы, где служил в Музыкально-драматическом театре им. Василе Александри.

Театр им. Василе Александри в городе Бельцы
Театр им. Василе Александри в городе Бельцы

Даже в непростые годы становления независимой Молдовы, когда мало кто из граждан мог себе позволить билеты в театр, а в самом этом театре зимой не топили, знаменитый актер продолжал играть — порой для нескольких человек в зале.


Из сельской школы — на подмостки

Правду говоря, к моменту выхода «Цыгана» Волонтира уже более или менее знали «на всесоюзном уровне» — благодаря его участию в остросюжетном фильме «В зоне особого внимания» (1977) режиссера Андрея Малюкова. Это была история о сложных взаимоотношениях молодого необстрелянного лейтенанта и опытного десантника, разжалованного из лейтенантов в прапорщики за независимость суждений и решений. Авторы фильма дали прапорщику фамилию Волентир — так на самом деле выглядела фамилия предков актера Михая Волонтира.

Будущий актер родился в селе, которое тогда находилось на территории Румынии. В конце 1930-х эта область вошла в состав СССР, и при смене документов в новой администрации всех Волентиров записали Волонтирами. Рос Михай в крестьянской семье, трудился в поле, много возился с лошадьми. Волентиры жили в краю, который называют Оргеевские Кодры, там холмы покрыты красивейшими лесами.

В середине 1950-х Михай окончил педучилище и работал учителем начальных классов в сельской школе, заведовал клубом. По линии этой самой клубной деятельности как-то попал на республиканский смотр самодеятельности. Это был поворот в судьбе. Молодому учителю предложили войти в труппу театра города Бельцы актером-стажером. С тех пор он не изменял этому театру ни с каким другим, только на съемки отлучался — и всегда переживал, если эти съемки надолго отрывали его от родной сцены. За полвека службы в театре Михай Волонтир сыграл больше 120 ролей. В основном это были роли в спектаклях на молдавском литературном материале. По-русски Волонтир говорил с заметным акцентом, поэтому в кино его персонажей часто озвучивали другие актеры. Вне Молдавии мало кто знает, что Михай Волонтир еще и прекрасный исполнитель народных песен. В 1990-е, когда молодая Республика Молдова строила свою независимость, а ее общество, как везде на территории бывшего СССР, проходило испытание бедностью, самый популярный молдавский актер ездил по городам и селам с концертами — не ради заработка, а чтобы поддержать сограждан. Это был его вклад в укрепление национального самосознания на новом этапе истории Молдовы. Он нашел такую форму поддержки своего народа, разочаровавшись в политике. Ведь, как многие авторитетные артисты, кинематографисты республик СССР, Волонтир на стыке 1980-х и 1990-х отдал долг хождению во власть — был депутатом Верховного Совета Молдавской ССР, поддержал принятие Декларации о независимости Республики Молдова. Позже он признал, что эти годы были для него потерянными.


Не Будулаем единым

Говорят, Михай Волонтир сдержанно относился к успеху своего Будулая (героя фильмов «Цыган» и «Возвращение Будулая»). Можно предположить: не только из-за того, что к тому времени переиграл на сцене множество интереснейших ролей, но и потому, что в кино уже поработал с большими режиссерами — Александром Столпером, Эмилем Лотяну, Витаутасом Жалакявичюсом. Не умаляя достоинств дилогии про трудную любовь цыгана Будулая и колхозницы Клавдии — «народной» мелодрамы, снятой режиссером Александром Бланком, — заметим, что действительно были в кинематографической судьбе Волонтира работы на несколько порядков значительнее.

Кентавры

Дебют актера в кино случился через десять лет после начала его работы в театре. Михай Волонтир сыграл солдата-балагура Ивана в фильме Георге Водэ «Нужен привратник». Картина снималась на кишиневской студии «Молдова-фильм» по сказке классика румынско-молдавской литературы Иона Крянгэ «Иван Турбинкэ». На выходе ее ждал неласковый прием советского киноначальства, ведь среди персонажей фигурировали святой Петр, восемь апостолов, ангел, парочка чертей и даже… сам Бог. Это была сказка про доброго недотепу, который отдал свои последние рубли двум нищим, а нищими прикинулись Бог и святой Петр — они спустились на землю в поисках достойного привратника у входа в рай. За бескорыстие и доброту Ивана и взяли на небесную службу. Фильм не запретили, но пустили минимальным тиражом. А на студийных просмотрах оценили молодого актера из Бельцов. Невысокий, крепко сбитый, с лукавым прищуром Михай Волонтир оказался в высшей мере наделен киногенией — способностью держать на себе внимание зрителя, существуя в кадре абсолютно просто и достоверно. Вслед за сказкой про Ивана Турбинкэ вышел фильм Эмиля Лотяну «Это мгновение», где Волонтир сыграл летчика из Бессарабии, который по контракту работает в Испании и в условиях развернувшейся гражданской войны принимает сторону борцов с фашистским режимом Франко. Михай Адам словно сошел со страниц романов Ремарка и Хемингуэя — литературных гуру поколения Лотяну. Долго он пытается быть циничным парнем — работать на себя и не втягиваться в чужую войну. Но, конечно, в душе он романтик, и чертово благородство не дает усидеть на месте. Уже когда сопротивление испанских антифашистов явно обречено, Михай встает в их ряды и гибнет при выполнении боевого задания. Михай Волонтир очень хорош в роли мужественного летчика, и случись этот фильм в Голливуде, молодой актер стал бы суперзвездой. В сказке «Нужен привратник» он продемонстрировал способности характерного артиста, а в романтической ленте Лотяну сыграл сложного, рефлексирующего героя. Схожим сочетанием актерских регистров обладал Михаил Ульянов, уроженец сибирского села. Не понаслышке знали они с Волонтиром трудовую жизнь, психологию крестьянина и простого рабочего. В фильме азербайджанского режиссера Расима Оджагова «Звук свирели» (1975) есть сцена, где герой Михая Волонтира, председатель колхоза, сам бросается к упряжке быков на поле, спешит вспахать землю перед долгожданным дождем. Никакому городскому человеку так не сыграть эту схватку крестьянина с сухой землей, будь он даже гениальный лицедей. А у Волонтира тут все взаправду: сноровистые движения, даже мелодика гортанных вскриков, какими понукают быков.

Кадр из фильма «Это мгновение»
Кадр из фильма «Это мгновение»

А в картине Витаутаса Жалакявичюса «Это сладкое слово — свобода!» (1972) Михай Волонтир сыграл шахтера, участника подпольной революционной организации в неназванной латиноамериканской стране. Его легкие уже поражены болезнью, кашель то и дело сотрясает тело, но Карлос берется пройти свой последний тоннель. Правда, сначала этот тоннель надо проложить — из подвала дома соратников-подпольщиков в подвал тюрьмы, где томятся арестованные военной хунтой сенаторы-коммунисты. Карлос работает фанатично, из последних уходящих сил. С Жалакявичюсом Волонтиру довелось поработать еще раз на картине «Кентавры» (1978), которая продолжила цикл фильмов режиссера о политических сдвигах в странах Латинской Америки 1960-х — 1970-х годов. Актер сыграл небольшую роль тайного агента (по сути, разведчика) при новом коммунистическом правительстве. В этой работе Волонтира эхом прозвучала история его героя из фильма «Это мгновение» — он тоже влюблен в девушку своего друга, но мужественно скрывает это чувство, дабы не мешать счастью дорогих ему людей.

Кадр из фильма «Это сладкое слово — свобода!»
Кадр из фильма «Это сладкое слово — свобода!»

В начале 1970-х на кишиневской киностудии задумали фильм о значимой фигуре молдавской истории — князе Дмитрии Кантемире, который в начале XVIII века предпринял попытку освободить Молдавию от турецкого ига. Сыграть национального героя доверили Михаю Волонтиру. Фильм «Дмитрий Кантемир» (1973, реж. Владимир Иовицэ, Виталий Калашников), увы, не стал сколько-нибудь примечательным кинопроизведением. Но Кантемир в исполнении Волонтира вышел живым человеком, полным внутренних противоречий. Это практически единственный аристократ, властитель в киносудьбе актера. И Волонтир сыграл его больше как дипломата, игрока в условиях сложной политической игры. Примечательно, что кадр из фильма «Дмитрий Кантемир», запечатлевший Михая Волонтира в костюме господаря Молдавии, разместили на марке первого тиража знаков почтовой оплаты в независимой Республике Молдова.

Кадр из фильма «Дмитрий Кантемир»
Кадр из фильма «Дмитрий Кантемир»

Кино кончилось, а театр остался

Кино ушло из жизни Михая Волонтира, когда сошла на нет советская киноиндустрия. Сценарии нового российского кино его не устраивали, а в Молдавии кинопроизводство практически прекратилось — молодое постсоветское государство выживало трудно, было не до кино. Только в 2003 году он снялся в фильме «Чандра» Рафаэля Агаджаняна, сыграл старого киномеханика, который укрылся от новой исторической реальности в кинобудке, среди оставшихся от советского кинопроката копий индийских фильмов. Старик по памяти поет песни из этих фильмов и танцует. Есть горькая самоирония в таком послесловии к внушительной кинокарьере. Но Михай Волонтир не скрывал, что его главной любовью был театр, и театр оставался в его жизни почти до конца. Удивительная судьба, удивительный человек. На студии «Молдова-фильм» брали разбег многие впоследствии известные режиссеры, актеры — и в подавляющем большинстве случаев люди переезжали в Москву. Так было в случае режиссера Эмиля Лотяну, актрисы Светланы Томы. А Михай Волонтир никогда не стремился уехать из родной Молдовы, даже в трудные времена. Это тот случай, когда определение «народный артист» (а Волонтир, конечно, имел это звание) имеет самое непосредственное значение.

Михай Волонтир в спектакле "Деспот Водэ"
Михай Волонтир в спектакле “Деспот Водэ” по пьесе В. Александри, 1980

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю