Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 14.11.2024
Олеся Байкова
7 минут чтения

«По моей жизни бульдозером проехался театр»

Так про себя говорила Галина Волчек

















































































































Галина Волчек
Фото: culture.ru

Она создавала «Современник» вместе с Олегом Ефремовым, отдала этому театру более 60 лет, поставила около 30 спектаклей и стала первым советским режиссером, который работал над постановкой в США. Актрисе, режиссеру и художественному руководителю «Современника» — 90 лет.

Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве. Родители работали на киностудии «Мосфильм»: отец — Борис Волчек — был режиссером и оператором, который вместе с Михаилом Роммом снял фильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 2018 году» и «Пышка». «Кинематограф был для меня повседневным бытом и никогда не составлял никакой тайны. Мне не нужно было и не хотелось его узнавать: на съемках я присутствовала с детства, привыкла к ним, ежедневно слышала эти киношные разговоры, видела актеров в гриме и без грима. А театр оставался таинственным, интересным, я бы сказала, манящим», — говорила Волчек.

Родители развелись, когда Галине Волчек было 13 лет, и она осталась жить с отцом. В семье хотели, чтобы дочь после школы поступила в Литературный институт, но Волчек мечтала стать актрисой. В поисках курсов для начинающих актеров она пришла в Школу-студию МХАТ в седьмом классе. Ей посоветовали сначала получить школьный аттестат. Тогда Волчек сдала экзамены за три года экстерном и в 1951 году поступила в театральный вуз. Она училась вместе с Леонидом Броневым и Игорем Квашой. Галину Волчек чуть не отчислили на первом курсе. Она была самой младшей в мастерской, стеснялась отвечать на семинарах и принимать участие в сценках. Но на комиссии по отчислению за нее вступились одногруппники.

В 1955 году Галина Волчек окончила Школу-студию МХАТ, и ее пригласили в труппу Киевского драматического театр им. Леси Украинки, но молодая актриса предпочла остаться в Москве. Тогда ее позвал в свою театральную студию Олег Ефремов — это была будущая труппа театра «Современник». Первое время у них даже не было собственного помещения, поэтому репетиции дебютного спектакля «Вечно живые» проходили в квартире Галины Волчек. В постановке ей досталась роль Нюрки-хлеборезки, от которой поначалу Волчек хотела отказаться: «Чего я только не делала, лишь бы Нюрка у меня “пошла”. Даже тайком выпивала четвертинку за ширмами перед своим выходом, чтобы почувствовать себя развязной и агрессивной». Жизнь молодого театра ее захватила, последовали новые роли в спектаклях «В поисках радости», «Два цвета» и «Голый король»: «Это были прекрасные годы. Мы тогда все так работали: будучи артистами, исполняли обязанности бухгалтеров, кассиров и рабочих сцены. Я часто выступала в амплуа кассира».

В 1957 году Галина Волчек впервые снялась в кино, исполнив небольшую роль женщины с постоялого двора в картине Григория Козинцева «Дон Кихот». Затем вышел фильм «Шли солдаты» и курсовая работа Георгия Данелии — фильм «Васисуалий Лоханкин»: «Как актрисе мне кино не доставило радости. Кроме встреч с несколькими замечательными режиссерами, на которые мне случайно повезло… Но в основном кинематограф использовал меня как типаж». В 1966 году Галина Волчек снялась в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» совсем крошечную роль покупательницы магнитофона. Первая главная роль в кино случилась в 1970-м — это была Регана, дочь короля Лира в экранизации пьесы Уильяма Шекспира. Затем последовали роли в сказках: Волчица в мюзикле «Про Красную Шапочку» и сразу три персонажа в «Русалочке» Владимира Бычкова. В 1979 году Георгий Данелия пригласил Галину Волчек сняться в его трагикомедии «Осенний марафон». В первоначальном сценарии ее героиня — бездарная переводчица — была отрицательной, но Волчек сделала ее не просто неприятной, а несчастной.

В 1962 году Галина Волчек впервые сама поставила спектакль. Олег Ефремов предложил ей поработать над пьесой американского писателя Уильяма Гибсона «Двое на качелях», а после премьеры сделал ее своим сорежиссером. Вместе они работали над спектаклями «В день свадьбы», «Без креста» и «Большевики». Галина Волчек поставила первый в репертуаре театра спектакль по классическому произведению «Обыкновенная история», за которую получила Государственную премию СССР. В 1969 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР за «заслуги в области советского театрального искусства». С конца 1960-х Галина Волчек работала над постановками «На дне», «Принцесса и дровосек», «Свой остров». «Это на самом деле не женское дело. Даже слова “режиссер” нет в женском роде. Эта профессия требует невероятной внутренней силы, терпимости — тех качеств, которых у женщины от природы меньше, чем у мужчины».

После пятнадцати лет кропотливого и тяжелого построения «Современника» художественный руководитель театра Олег Ефремов ушел во МХАТ и забрал с собой большую часть ведущих актеров. Стоял вопрос чуть ли не о закрытии театра. Но Галина Волчек не собиралась сдаваться. В 1972 году она стала новым худруком, в труппу пришли новые актеры Валентин Гафт, Марина Неёлова, Авангард Леонтьев, Лия Ахеджакова. А уже через год гремела премьера: «Восхождение на Фудзияму» по пьесе Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова, специально написанной для «Современника». В спектакле Волчек впервые использовала приемы «бедного театра»: актеры играли без грима и костюмов на площадке посреди зрительного зала.

Галина Волчек
Фото: Владимир Яцина / wikimedia.org

Всего в 1970-х и 1980-х Галина Волчек поставила около 20 спектаклей. В 1978 году она стала первым советским режиссером, который поставил спектакль в США — пьесу «Эшелон» о Второй мировой войне: «Я в Америке сумела с их артистками, которые и про войну-то не слышали, или слышали опосредованно, поставить “Эшелон” так, что они стали похожи на русских баб». После этого Волчек с труппой «Современника» несколько раз ездила за границу, ставила спектакли в Италии, Финляндии, Венгрии, выступала с лекциями по режиссуре.

В 1989 году Галина Волчек поставила спектакль «Крутой маршрут» по автобиографическому роману Евгении Гинзбург. Пресса назвала спектакль «разрушающим барьеры советской цензуры». В том же году Волчек получила звание народной артистки СССР.

Первым супругом Галины Волчек был актер Евгений Евстигнеев. Они познакомились во время учебы в Школе-студии МХАТ. Родители актрисы были против брака, не дали денег на обручальные кольца, а отец даже не пришел на свадьбу. Но это не расстроило планов влюбленных: кольца купили, продав костюм Евстигнеева, а праздновали в коммунальной квартире родственников Волчек. Актеры вместе работали в театре «Современник», снимались в кино. В 1961 году у них родился сын Денис. «Сын для меня — тема особая. Так сложились наши отношения, что он мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис». Позднее он окончил ВГИК, стал режиссером и оператором. В 1964 году Галина Волчек и Евгений Евстигнеев развелись. Второй раз артистка вышла замуж за ученого Марка Абелева. Они познакомилась во время гастролей в Мурманске и прожили вместе десять лет. Позднее Абелев вспоминал: «Мы расстались, потому что я ревновал к театру».

В 1990-е Галина Волчек после семи лет перерыва снялась в телеспектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?» и телесериале Константина Эрнста «Русский проект», продолжала ставить спектакли: выпустила «Три товарища», «Пигмалион», «Мы едем, едем, едем…». В 1996-м «Современник» отправился на гастроли в США, и русский театр впервые с 1924 года выступал на Бродвее. В 2007 году труппу «Современника» наградили престижной американской премией «Драма Деск» — впервые этот приз получил иностранный театр.

В 2000-х Галина Волчек вступила в Российскую академию кинематографических искусств «Ника» и стала членом жюри одноименной премии. Одновременно она поставила в «Современнике» спектакли «Заяц. Love story», «Мурлин Мурло», «Три сестры». В 2014 году Волчек стала почетным лауреатом премии «Золотая маска». В 2015-м актриса сыграла саму себя в телесериале «Таинственная страсть».

Галина Волчек
Фото: Александр Куров / culture.ru

В последние годы жизни Галина Борисовна тяжело болела, передвигалась на коляске, но до последнего руководила театром. 23 декабря 2019 года ее госпитализировали, а через три дня Галины Волчек не стало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!