Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 04.10.2024
Культура и традиции
11 минут чтения

Обитель в светлом лесу

Святослав РОГАЛЬСКИЙ, священник Белорусской православной церкви


















































































































































































Жировицкая обитель

Фото Варвары Режабек


Свято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь в Жировицах известен далеко за пределами Республики Беларусь. Это крупнейшая православная обитель с богатой историей, огромным духовным наследием, оставленным подвизавшимися здесь насельниками. Жировицкий монастырь один из немногих, а в Белоруссии — единственный, не закрывавшийся даже в годы гонений на церковь в советское время. И это не может быть случайностью. Место, на котором стоит монастырь, отмечено благодатным Покровом Пресвятой Богородицы. Духовное значение Свято-Успенской Жировицкой обители может быть сравнимо со значением Свято-Троице-Сергиевой лавры для России. В 2020 году монастырь отметил свое 500-летие.

Настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игумения Гавриила (Глухова) пишет в своей работе «Всерадостное заступление Белой Руси»: «За свою долгую, многовековую историю Жировицкий монастырь был свидетелем расцвета и заката могущественных государств, существовавших на этих землях: Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, Польской республики, Советского Союза. Многочисленные войны, гонения, разорения, тяжелые болезни, насильственное пребывание в унии оказали трагическое влияние на жизнь его насельников. Но помощь и заступничество Пресвятой Богородицы никогда не покидали обитель и ее верных служителей».

Своим возникновением монастырь обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы. По одним преданиям, в 1470-м, по другим — в 1480 году во владениях подскарбия (одна из высших государственных должностей в Великом княжестве Литовском в XV–XVIII веках) Александра Солтана была обретена чудотворная икона Божьей Матери. Предание об этом впервые записал на бумагу в 1622-м насельник монастыря монах Феодосий (Боровик).

Из источников XVII — начала XVIII века известно, что на этом месте был дремучий лес. Действительно, еще в середине XVI века пуща пана Солтана имения Жировицкого простиралась к югу от современных Жировиц на расстояние не менее 25 км. Густые леса и жирные, как их тогда называли, пастбища Александра Солтана, по мнению историков, и стали причиной наименования этого места Жировицами.

Монастырь расположен вблизи старинного города Слонима (основан в 1252 году, название от древнерусского услон, вслон — заслон, барьер) в Гродненской области, в живописной светлой местности неподалеку от реки Щары. За неповторимую красоту многие называют эти земли Слонимской Швейцарией и, хотя бы раз посетив Жировицы, сохраняют в своем сердце образ этого края. Еще на подъезде к селению перед нами открывается удивительный вид обители, которая основана на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы.


Успенский собор и источник

Празднование иконе 20 мая

Главным храмом монастыря является Свято-Успенский собор, в архитектуре которого отразилась сложная история Западнобелорусского края. Собор был построен в первой половине XVII века. Фундатором (спонсором) выступил тогдашний владелец Жировиц мстиславский кастелян (должность в ВКЛ и РП, вторая в служебной иерархии после областного воеводы, член Сената) Иван Мелешко. Он выкупил владение и монастырь в 1606 году, так как тремя годами ранее внук Александра Солтана разорился и заложил имение. Позднее канцлер ВКЛ Лев Сапега пожертвовал обители богатые земельные угодья и снабдил храмы утварью, большим колоколом и рукописным Евангелием.

Успенский собор — величественный большой храм. Его высота около 40 м, длина 55 м. Он сочетает в себе черты стилей барокко, рококо, классицизма и византийской (базиличной) церковной архитектуры. Не всегда собор выглядел так, как сегодня. Первоначальное его строительство не было, очевидно, завершено. Остались неоконченными две башни на фасаде. Как свидетельствуют источники, собор был поврежден войсками Богдана Хмельницкого в 1655 году, ремонтировался и перестраивался.

В 1821-м была начата реконструкция, при этом башни разобрали и внешнюю отделку выполнили в стиле позднего классицизма. Окончательно работы завершились в 1867 году. Собор был поврежден во время военных действий в Первую мировую войну, позже отремонтирован. Интересным фактом является то, что за годы Второй мировой войны ни одно из строений монастыря не пострадало от бомбежек и обстрелов. Старожилы рассказывали, что перед входом в собор долгое время можно было видеть огромную воронку от бомбы, но в куполе собора не оказалось ни одной пробоины.

Под зданием находились большие подвалы, где в XVII–XVIII столетиях размещалась братская усыпальница, а также были похоронены многие знатные люди своего времени. В первой половине XIX века усыпальницу замуровали, а умерших монахов стали хоронить на братском кладбище.

С южной стороны к Успенскому собору пристроен храм в честь Святителя и Чудотворца Николая. Собор соединяется крытыми переходами: с одной стороны — со зданием духовной семинарии, с другой — с первоначальным братским корпусом.

Успенский собор строился неподалеку от того места, где стоял первый Жировицкий храм. По замыслу архитекторов, алтарь нового храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы. В нише под алтарной частью храма находится небольшой колодец. Он хранит исток родника, бившего из-под корней грушевого дерева, на которой была обретена икона. Во времена строительства родник был гораздо многоводнее, чем сегодня, и из него брали воду паломники.

Живительными свойствами вод, случаями, когда люди избавлялись от самых тяжких недугов, славятся многие родники в окрестностях Слонима. В самих Жировицах имеется несколько родников. Наиболее известен и посещаем паломниками один из них, расположенный в двух километрах от монастыря. Из источника вытекает ручей с одноименным названием. Когда-то воды в ручье было так много, что ее хватало для работы монастырской водяной мельницы. Сегодня здесь каждый приезжающий может набрать целебной воды и окунуться в купальне.


Чудотворная икона

Явление иконы Пресвятой Богородицы

Местные пастухи обнаружили Жировицкую икону Пресвятой Богородицы на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем. Обретенную святыню отнесли своему господину Александру Солтану, но тот не обратил особого внимания на нее и спрятал в ларец. На следующий день икона оттуда таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Вразумленный Солтан дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение и образовался приход.

Первоначально в Жировицах был деревянный приходской храм. Приход постепенно рос, вокруг иконы продолжали селиться люди, привлекаемые ее чудесами, а также богатыми окрестными лесами и пастбищами. В середине XVI века в селении действовала школа для детей и, по некоторым сведениям, проживало несколько священников.

Впоследствии под сень чудотворного образа Матери Божией стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и в Жировицах образовался монастырь. По всей видимости, это произошло уже к 1560-м, а впервые он упоминается в документах 1587 года.

С момента своего чудесного явления на ветвях груши чудотворная икона фактически никогда не покидала стен обители. Она хранится в особом киоте слева от царских врат Свято-Успенского собора как величайшая святыня. Эта самая маленькая из почитаемых богородичных икон размером всего 5,6 на 4,4 см представляет собой овальный кусочек камня с рельефным изображением Богородицы с Младенцем на руках.

В иконографии такие изображения относятся к типу Умиление. Изображение относительно схематичное, так как мы не можем различить лиц и мелких деталей, но от первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины.

Как считают исследователи, аналогов Жировицкой иконы в мире фактически нет. Она почитается как нерукотворная, поскольку была явлена чудесным образом. В святыне все необыкновенно и таинственно. Предание гласит, что первоначально она излучала прекрасный свет и тонкий аромат и лишь впоследствии поблекла и потемнела. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором она побывала.

Существует несколько списков Жировицкой иконы, изображаемых по-разному. Есть традиция создавать ее в окружении цветов. С самого момента явления возле нее начали происходить чудесные исцеления, многие из которых записаны в летопись Жировицкого монастыря.

Митрополит Филарет (Вахромеев), Первый патриарший экзарх всея Беларуси, отмечал в своих проповедях: «Этот образ является святыней не только Жировицкой обители, но и всего белорусского нашего края, является символом заступничества Пресвятой Богородицы для нашего народа».


Явленская церковь

Явленская церковь

В 1520 году в Жировицах случился сильный пожар, уничтоживший почти все строения, в том числе первоначальный деревянный храм. Во время пожара исчезла и икона, которую не успели вынести из огня. Одно время считалось, что она утрачена навсегда. Однако спустя некоторое время дети, игравшие на склоне холма, увидели, что на валуне рядом сидит незнакомая женщина с сияющей иконой в руках. Когда священник с паствой пришли к холму, там никого уже не было, и только икона лежала на камне. Это чудесное событие считается вторым обретением Жировицкой иконы.

Камень, на котором явилась Пресвятая Богородица, быстро сделался местом особого поклонения. Приезжавшие сюда паломники начали откалывать от него фрагменты. Чтобы сохранить валун и отметить место чудесного второго обретения иконы, вскоре была построена церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы и получившая название Явленской.

Возможно, первый храм, воздвигнутый на этом месте, был также деревянным. В 1769 году его полностью перестроили: разобрали фасад, доделали притвор и хоры. Особенностью церкви можно назвать то, что основанием главной части алтаря — святого престола — является именно тот камень, на котором чудесным образом появилась икона. Храм претерпел еще одно архитектурное изменение в начале 1870-х, когда над ним соорудили небольшой купол.

Большое стечение народа у Явленской церкви ежегодно случается 20 мая, в день празднования Жировицкой иконы Божьей Матери. По принятому в монастыре обычаю, после Божественной литургии в Успенском соборе крестный ход направляется к дверям Явленского храма, где совершается молебен с акафистом Жировицкой иконе.


Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь

В 1716 году пинская ловчая (должность в ВКЛ, совмещавшая в себе лесничего и главного егеря) Элеонора Головщина пожертвовала 8 тысяч злотых для строительства в Жировицах часовни в честь Страстей Христовых. Возвели ее только в 1769-м, но уникальной. Крестовоздвиженская церковь расположена на самой возвышенной точке монастыря. Являясь прекрасным образцом архитектуры позднего барокко с элементами классицизма, в своем внутреннем устройстве она имеет только один аналог во всем мире. Это так называемая Scala Sancta — Святая Лестница в Латеранской базилике в Риме.

По легенде, Scala Sancta — это та самая мраморная лестница, которая находилась в преторианском дворце Понтия Пилата. По ней взошел Спаситель, чтобы предстать перед судом римского прокуратора. Согласно древней христианской традиции, в 326 году святая равноапостольная царица Елена привезла лестницу из Иерусалима в Рим. Данные сведения подтверждаются тем, что лестница сделана из мрамора, который употреблялся в Иерусалиме в то время. Сегодня Святая Лестница является главной святыней Латеранской базилики святого Иоанна.

Согласно обычаю, паломники поднимаются по 28 ступеням лестницы на коленях, сопровождая путь особыми молитвами. Этот обычай сохранялся и в Жировицах. Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами различных святых. Богомольцы поднимались на коленях, прикладывались к мощам, а спускались по боковым лестницам. Впоследствии мощи вынули из ступеней и поместили в крест, который в настоящее время находится в Успенском соборе монастыря перед иконостасом, справа от царских врат.


Некрополь

Место упокоения Митрополита Филарета

Непосредственно за алтарной частью Крестовоздвиженской церкви расположено братское кладбище, монастырский некрополь. Это своеобразная надгробная летопись монастыря. Среди захоронений выделяется могила архимандрита Николая (Редутто), более 30 лет (1852–1889) бывшего настоятелем в Жировицах. Именно благодаря его усердию в 1860–1870-х провели большой ремонт всех зданий монастыря, после чего они приобрели современный вид. Во время проводившихся в монастыре работ на территории обнаружили немало безымянных захоронений, в том числе в крипте под алтарем собора. В 1901-м останки перезахоронили в одной братской могиле. Также здесь покоятся архиереи Белорусского экзархата.

15 января 2021 года, согласно завещанию, на братском кладбище Жировицкого монастыря упокоился Первый патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев, годы жизни 1935–2021). Несмотря на свой плотный график, владыка Филарет еженедельно бывал в Жировицах. Для этого он выделял два дня, обычно понедельник и вторник, когда приезжал для решения вопросов по обустройству обители, чтения лекций в семинарии, приема посетителей. Прием обычно заканчивался далеко за полночь, потом Филарет еще долго работал с документами. Это происходило и в праздничные дни, когда он приезжал на торжественные богослужения на Рождество и Пасху, праздник Трех Святителей (12 февраля), Жировицкой иконы (20 мая), Успение (28 августа), на выпускные экзамены студентов духовных школ. Владыка очень любил Жировицкую обитель и уделял ей много внимания.

Вспоминается один разговор, свидетелем которого мне довелось быть. Руководство монастыря представило митрополиту Филарету проект благоустройства некрополя за Крестовоздвиженской церковью, где многие надгробия нуждались в ремонте и реставрации. Внимательно ознакомившись с проектом, владыка сказал: «Хорошо, но вы только сильно там ничего не меняйте. Я, может быть, здесь тоже упокоюсь». Так и случилось. Сейчас место упокоения митрополита Филарета является еще одним местом почитания и молитвы в Жировицкой обители.

Статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 2 (11), апрель – июнь 2023.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!