Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Олеся Байкова
  • «Я всегда делал в жизни все, что хотел. И все, что хотел, я в конечном итоге имел!»
    100 лет со дня рождения знаменитого кутюрье, короля лицензирования и друга Майи Плисецкой Пьера Кардена
Обновлено: 26.04.2024
Олеся Байкова
9 минут чтения

«Я всегда делал в жизни все, что хотел. И все, что хотел, я в конечном итоге имел!»

100 лет со дня рождения знаменитого кутюрье, короля лицензирования и друга Майи Плисецкой Пьера Кардена



























































































































































Пьер Карден
Фото: wikimedia.org

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Детство и юность Пьера Кардена

Первый успех Пьера Кардена

Пьер Карден – изобретатель

Пьер Карден и Майя Плисецкая


Пьер Карден родился в 1922 году в итальянской коммуне Сан-Бьяджо-ди-Каллальта, рядом с Венецией, в многодетной семье. Отец торговал вином, что позволяло большой семье жить в достатке. Но из-за распространения идей фашизма в Италии в 1924 году семья вынуждена была переехать во Францию.


Детство и юность Пьера Кардена

Фото: rbth.com

В детстве Пьер Карден придумывал платья для кукол, а в 13 лет начал работать помощником портного. Три года спустя он отправился в Виши, где устроился портным в отдел мужской одежды. Шесть лет юноша подшивал рукава пиджаков и укорачивал брюки, мечтая придумывать свои фасоны одежды. Наконец амбиции привели его в Париж.

Поначалу он стал бухгалтером в миссии Красного Креста и с головой окунулся в богемную жизнь. Затем работал в разных ателье и знакомился со знаменитостями: модельерами Жанной Пакен и Эльзой Скиапарелли, драматургом Жаном Кокто, художником Жаном Бераром. Благодаря знакомствам Пьеру Кардену удалось устроиться художником по костюмам в театр и даже получить большой заказ – он создавал костюмы к фильму Жана Кокто «Красавица и чудовище».

В 1946 году Пьер Карден устроился работать в модный дом Christian Dior главным портным. Но продлилось это недолго: вскоре Карден покинул компанию из-за полицейского расследования об утечке информации о конструкции нарядов.

В 28 лет он открыл собственный модный бизнес, и успех к нему пришел незамедлительно.


Первый успех Пьера Кардена

Фото: pierrecardin.com

Первая коллекция высокой моды была показана в 1953 году, а уже в 1954-м знаменитые платья-пузыри принесли дизайнеру всемирную славу. Позднее он открыл фирменные бутики женской и мужской одежды – «Ева» и «Адам». Пьер Краден мечтал о самореализации, но больше всего хотел изменить мир. Он использовал абстрактный и геометрический узор; убрал линию талии и симметрию в женских платьях, создавая модели на одно плечо; первым создал коллекцию мужской одежды, использовав яркие цвета; обратил внимание мира на одежду из джинсы; придумывал отдельные коллекции для детей.

Выходец из не очень богатой семьи, Пьер считал несправедливым, что его мать или сестры не могли позволить себе купить модные и яркие вещи. Потому он значительно снизил цены на свою одежду и начал продавать ее в универмагах. В мире парижской моды разразился скандал. В 1959 году Карден представил коллекцию готового платья для промышленного тиражирования. За ее показ в парижском универмаге «Printemps» Пьер Карден был исключен из Французской федерации кутюрье, но впоследствии членство было восстановлено.

Карден начал ассоциироваться у всех с демократизацией французской моды, успешно развивал линию прет-а-порте: мини-платья А-силуэта ярких цветов, высокие сапоги до бедра, унисекс-комбинезоны, пиджаки и куртки без воротника. За короткое время у него сформировался штат из 200 человек, а одежда пользовалась спросом не только в Европе, но и в США, Японии и даже СССР. В списке его клиентов были актриса Рита Хейворт, первая леди Аргентины Эва Перон и даже The Beatles. Они заинтересовались одеждой марки «Pierre Cardin» практически сразу после выпуска первой мужской коллекции и обеспечили дому прекрасную рекламную компанию. Серые костюмы с круглым вырезом без воротника — модель пиджака Beatles Jacket — стали визитной карточкой ливерпульской четверки.


Пьер Карден — изобретатель

Фото: pierrecardin.com

Карден считается одним из основоположников стиля «унисекс». Модельер запатентовал более 500 изобретений: цветные чулки и высокие сапоги, мини-сарафаны, галстуки в цветочек, длинные пиджаки без воротника и узкие брюки на пуговицах. Пьер Карден даже разрабатывал костюмы для астронавтов, став единственным модельером, заключившим договор с NASA. Он создал наряды для фильмов «Денди в желе» и «Живем один раз» и стал первым дизайнером, в коллекции которого была представлена одежда с логотипом фирмы.

Решающим стал 1968 год, когда Карден подписал свое первое лицензионное соглашение на выпуск товара, не связанного с индустрией моды, — фарфоровой посуды под брендом Pierre Cardin. Продолжая с азартом вкладывать деньги, он купил мебельный бутик, знаменитый ресторан «Maxim», аукционный дом, элитную недвижимость вокруг Елисейского дворца в Париже, роскошное палаццо в Италии.

Интересный факт: в 1970 году модельер купил театральный комплекс в Париже и назвал его «Espace Pierre Cardin». Одной из ярких знаменитостей, появившейся в этом театре, стала кинодива Марлен Дитрих. Кутюрье мечтал заполучить актрису в свой театр, вел долгие переговоры, затянувшиеся на два года. Дитрих капризничала, требовала огромные гонорары для себя и музыкантов, но Карден был готов выполнить все условия, лишь бы она блистала на его сцене. Сотрудничество оказалось для модельера тяжелым, но плодотворным – концерты проходили с большим успехом. В 1975 году модельер подписал контракт с Дитрих, став продюсером и создав костюмы для ее прощального турне. По распоряжению Кардена после каждого выступления к ногам актрисы с балкона бросали 300 красных роз. По завершении контракта Марлен Дитрих прислала Кардену письмо, в котором благодарила за прекрасную организацию ее представлений. Но к тому моменту он так устал от прихотей дивы, что порвал ее послание: «Я восхищался ею, а она доводила меня до бешенства!».


Пьер Карден и Майя Плисецкая

Фото: rusdialog.ru

Зато дружба с балериной Майей Плисецкой была очень трогательной. Их познакомила в 1971 году на театральном фестивале во французском Авиньоне министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Но еще до знакомства Пьер Карден впервые увидел Майю Плисецкую на сцене: «Она танцевала “Кармен-сюиту” на музыку Родиона Щедрина. Я с большим интересом отношусь к балету, можно сказать, даже неплохо разбираюсь в этом виде искусства и видел много известных танцоров. Майя же меня поразила своей искренностью, обнаженностью эмоций на сцене. На время выступления я даже забыл, что танцует русская балерина. В Плисецкой было столько темперамента, столько испанских страстей… Она полностью перевоплотилась на сцене, да так, что я с трудом узнал ее после спектакля. Если бы не мадам Фурцева, то я, наверное, и не подошел бы к ней».

Через несколько месяцев Майя Плисецкая снова оказалась во Франции, чтобы выступать на сцене Гранд-опера в Париже. Они с Карденом встретились, и балерина спросила совета у кутюрье: она не знала, что ей надеть на прием после. Кутюрье захотел, чтобы балерина была самой элегантной на этом вечере, но он понимал: в Советском Союзе даже прима Большого театра не может себе позволить купить достойное вечернее платье. Поэтому Пьер Карден просто позвонил в свое ателье, и через час портной приехал в отель с платьем для Плисецкой, которое он «сам осмелился ей выбрать». Так и началась их дружба, которая длилась почти 45 лет. Каждый раз, когда Плисецкая приезжала в Париж, Карден одевал ее в свои самые последние модели, многие из которых создавались специально для нее. По подсчетам самого кутюрье, у балерины собралось около сотни нарядов от Кардена. И это было практически все, что она могла привезти из-за границы домой, потому что по возвращении на родину у нее отбирали все подарки, за исключением одежды.

Вскоре и сам Пьер Карден стал посещать Советский Союз. И почти каждый раз он виделся с Майей Плисецкой. Она познакомила дизайнера со своим мужем, композитором Родионом Щедриным. Тогда же начались совместные проекты Кардена и Плисецкой. Кутюрье вспоминал, что, пытаясь понять, какой костюм он должен создать для балета «Анна Каренина», вначале он слушал музыку, а потом смотрел, как Майя танцем и жестами показывала «свою Каренину». Это был настоящий прорыв. Карден создал десять платьев, в которых были сохранены исторические силуэты XIX века, но при этом в них можно было летать по сцене, не боясь, что они порвутся. К примеркам он подходил очень серьезно: «Подымите ногу в арабеск, в аттитюд. Костюм не сковывает движений? Вы чувствуете его? Он должен быть ваш более, чем собственная кожа», — вспоминала Майя Плисецкая слова модельера. После долгих споров костюмы приняли в Большом театре, возможно, потому, что они не стоили театру ни копейки. Все их Пьер Карден просто подарил своей музе: «Мой милый бессребреник Пьер! Как я могу словами передать тебе мои чувства… Но в афише Большого театра имя Кардена не стояло. Выпало. Забыли. Наши костюмы все. Советские. Это министерство культуры панически запретило дирекции в перечислении авторов называть имя иностранца. Да еще такое: Карден. Пьер и ухом не повел. Аноним — пусть аноним. Придет время…»

После «Анны Карениной» Карден и Плисецкая совместно работали и над другими постановками, в том числе над «Дамой с собачкой», «Фантазией» и «Чайкой». Но все эти работы Кардена так и оставались безвозмездными и анонимными. Только в 1998 году Майя Плисецкая нашла способ отблагодарить своего друга за многолетнее сотрудничество и устроила в Кремле постановку «Мода и танец».

Интересный факт: Пьер Карден дружил не только с Майей Плисецкой, но и с Екатериной Фурцевой, искренне интересовался русской культурой и видел в «неодетом» Советском Союзе прекрасные возможности для своего бизнеса. В 1986 году даже был подписан договор, и советские фабрики стали выпускать одежду по французским лекалам с заветным логотипом. Но на выходе получался столь низкокачественный ширпотреб, что кутюрье поспешил прекратить сотрудничество. В июне 1991 года дизайнер даже устроил показ своей коллекции в Москве: тогда на Красной площади собралось около 200 тыс. человек.

В 1980-х годах Карден активно подписывал лицензионные соглашения, и бренд начал терять авторитет, что не помешало кутюрье стать самым богатым дизайнером в мире. Он не видел ничего плохого в идее лицензирования: «Я могу делать духи, могу делать сардины, почему нет? Во время войны я скорее хотел бы почувствовать запах сардины, чем духов. И если бы кто-то попросил меня сделать туалетную бумагу, я бы подписался и на это». У него было более 540 лицензий, под маркой «Pierre Cardin» выходили камеры, ортопедические матрасы, кастрюли и стеклянная посуда, канцелярские кнопки и детские кроватки. Он выпустил несколько собственных ароматов, в 1997 году в продажу поступила лимитированная серия автомобилей Toyota Rav 4. «Я умываюсь собственным мылом, ношу собственный парфюм, ложусь спать на собственные простыни. Под моим именем даже есть продукты питания. Я живу за счет себя».

Помимо своего бизнеса Пьер Карден был активно вовлечен в социальную жизнь. В 1991 году его назначили послом доброй воли ЮНЕСКО, он инициировал ряд гуманитарных проектов, встречался с известными политиками, в том числе с Фиделем Кастро и Нельсоном Манделой, организовал множество общественных кампаний в пользу пострадавших от чернобыльской катастрофы. А в 2009 году модельер стал Послом доброй воли Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций. Пьер Карден награжден орденом Почетного легиона, орденом Искусств и литературы во Франции, а также итальянским орденом «За заслуги». Имеет звание почетного члена Российской академии художеств и награжден российским орденом Дружбы и медалью Пушкина.

В 2011 году Пьер Карден попытался продать свой бизнес: «Я знаю, что меня не станет через несколько лет, и я хотел бы, чтобы компания продолжала существовать». Но у него не вышло. Пьер Карден никогда не использовал привлеченных средств для развития бизнеса: как следствие, он не создавал отчетность для инвесторов, не брал кредитов у сторонних банков, а его компания никогда не котировалась на бирже, поэтому никто не знал, сколько на самом деле стоит его бизнес. «Первое, что я делаю каждое утро, — встречаюсь с банком. И это мой собственный банк, которым я владею. Так я забочусь о финансах компании», — заявлял Пьер Карден.

Пьер Карден скончался 29 декабря 2020 года в возрасте 98 лет. У него не было детей, но осталось много родственников, единомышленников и огромная бизнес-империя.

Рекомендуем прочитать статью о талантливых грузинских дизайнерах одежды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю