Особо одаренная актриса
115 лет со дня рождения Марины Ладыниной
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Кинематограф | Актеры
Марина Ладынина — одна из самых знаменитых актрис раннего советского кинематографа. Ее помнят по ролям в фильмах «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки».
Она была одной из любимых актрис Сталина, получила пять Сталинских премий, снялась в 16 фильмах и прожила в забвении почти 50 лет.
Марина Ладынина родилась 24 июня 1908 года в селе Скотинино Смоленской губернии в крестьянской семье. По слухам, она очень стеснялась названия родного села и местом рождения называла сибирское село Назарово, куда семья переехала вскоре после ее рождения. Детство актрисы нельзя назвать легким: как старший ребенок в семье, она помогала родителям по хозяйству, сидела с младшими братом и сестрами, а на летних каникулах подрабатывала у местной фермерши: пасла и доила 10 коров.
Читать Марина научилась очень быстро, и это стало ее любимым времяпровождением. Книги она пересказывала своим одноклассникам в лицах. Благодаря этому ее позвали в местный самодеятельный театр работать суфлером, а затем она стала получать и небольшие роли.
Первые шаги к профессии Марина Ладынина сделала в Елабуге. Девочка играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала при каждом удобном случае — даже вместе с цыганами на базарной площади. Первую роль сыграла в детском благотворительном спектакле, устроенном местной купчихой. Ладынина училась в педагогическом классе и в 15 лет стала учительницей младших классов в сельской школе. Но больше всего ее влекла художественная самодеятельность. В местном городском театре ей стали доверять роли на замену заболевших актеров. А однажды в город приехал артист столичного Театра Всеволода Мейерхольда Сергей Фадеев, который оценил артистизм Марины Ладыниной и посоветовал ехать в Москву, поступать в ГИТИС. Ее первым учебным пособием стала подаренная актером книга Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве», по которой девушка и готовилась к вступительным экзаменам.
В 1929 году волостной комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Девушка воспользовалась шансом, поехала и с первого раза поступила ГИТИС. В театральном институте на ее документах стояла отметка приемной комиссии: «особо одаренная». Уже на 2-м курсе девушку пригласили на стажировку во МХАТ, а после окончания учебы приняли в труппу, где она работала с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Поначалу ее задействовали только в массовках и народных сценах. Но вскоре Ладыниной досталась серьезная роль: Таня в инсценировке по повести Максима Горького «В людях». Сам автор прекрасно отзывался об ее артистических данных. На очереди была Ирина в «Трех сестрах», и Станиславский уже говорил, что видит в Ладыниной «будущее МХАТа». Еще будучи первокурсницей, Марина Ладынина снялась в черно-белом немом фильме «В город входить нельзя». Эта крохотная, эпизодическая роль открыла ей дорогу в большое кино.
В первый раз актриса вышла замуж еще в институте за своего однокурсника Ивана Любезнова. Вместе с мужем она собиралась переехать в Ростов, чтобы работать в новой студии режиссера Юрия Завадского. Но тут кто-то из коллег по театру написал на нее донос, заявив, что актриса встречается с итальянским поклонником. Ладынину вызвали на Лубянку и предложили сотрудничество с органами госбезопасности. Она отказалась, о переезде в Ростов пришлось забыть, да и о ролях тоже. Ее муж уехал один, и брак вскоре распался.
Несколько месяцев актриса оставалась без работы. Но она не унывала, нанималась готовить, стирать и заниматься уборкой.
Каждый раз, когда Марина Ладынина отпрашивалась в театре на съемки, Владимир Немирович-Данченко говорил ей: «Идите, конечно. Сниматься иногда надо — заработать и все такое. Но не забывайте, что вы — наша, никогда не бросайте театр!» Но кинорежиссер Иван Пырьев увел молодую актрису из театра. «Я встретила его в 1936 году, когда смотрели “Строгого юношу”. Была такая картина Олеши. Потом он пошел меня провожать. Александровский сад… Прошли порядочно и очень много и интересно говорили, а назавтра встретились. Этот вечер изменил всю мою жизнь, прежнюю и настоящую», — вспоминала актриса. Возможно, зрители никогда не узнали бы имени Марины Ладыниной, если бы не этот счастливый случай, судьбоносный и для ее творческой, и для личной жизни. Пырьев убедил Ладынину, что она будет лучше смотреться в кино и именно кинематограф в полной мере раскроет ее потрясающий потенциал. Они начали встречаться несмотря на то, что Пырьев был женат на актрисе Аде Войцик и в семье подрастал сын Эрик. Из семьи Иван Пырьев уходить не торопился. Вскоре Ладынина родила сына Андрея, которому дала свою фамилию.
Первой совместной работой Пырьева и Ладыниной стала картина «Богатая невеста». Эта музыкальная история прошла непростой путь от съемочной площадки до экрана: были и разгромные статьи в прессе, и критика кинокомитета, и восторг Сталина. После просмотра в Кремле Пырьеву и Ладыниной вручили ордена Ленина.
После первого успеха тандем Пырьева и Ладыниной стал набирать обороты. Вышла картина «Трактористы», которая пришлась по душе зрителям, и слава режиссера и актрисы стала всенародной. Им вручили Сталинские премии. Надо сказать, что впоследствии актриса еще четыре раза получала Сталинские премии за свои работы с Пырьевым.
Своим любимым фильмов Марина Ладынина называла музыкальную комедию «Свинарка и пастух»: «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села. Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль». И хотя критики называли этот фильм деревенским лубком, зрители его очень полюбили. Ладынина говорила, что ее картины показывали жизнь не такой, какая она есть, а какой должна быть. Фильм начали снимать в феврале 1941 года, а в июне началась Великая Отечественная война. Большинство участников съемочной группы стали проситься на фронт. Сам Иван Пырьев несколько раз подавал заявления в военкомат. Но руководство решило иначе: было дано указание доснять фильм, и все участники съемок получили бронь.
Картина «Кубанские казаки» стала апогеем в карьере Ладыниной. После выхода фильма в городах СССР портреты Ладыниной висели наравне с портретами Сталина. Несмотря на то, что сюжет фильма был незамысловат, режиссеру удалось с помощью музыки, смешения жанров и прекрасных декораций создать полюбившуюся зрителям огромной страны историю. Песню «Каким ты был…» на мелодию Исаака Дунаевского пел весь Советский Союз.
Фильм «Испытание верности» стал завершающим в карьере Марины Ладыниной. Он вышел, когда актрисе было всего 46 лет. После этого дал трещину брак с Иваном Пырьевым. Кто-то считает, что это была месть Пырьева, который на тот момент занимал должность директора «Мосфильма» и запретил снимать бывшую жену. А сын актрисы рассказывал, что Ладынина болезненно переживала уходящую молодость и хотела, чтобы зрители запомнили ее жизнерадостной, красивой и молодой. После развода сын решил остаться жить с отцом, и актриса провела 50 лет практически в одиночестве. Долгое время ее не принимали ни в один из театров, актриса была на грани отчаяния. В конце концов ей удалось устроиться в Театр-студию киноактера. Ладынина ездила по стране с концертными программами, читала стихи известных поэтов, пела романсы.
В 1998 году Марине Ладыниной вручили премию «Ника» за честь и достоинство. Актрису подняли на сцену в кресле, и весь зал «Дома кино» встал.
Последние годы жизни Марина Ладынина вела очень замкнутый образ жизни и практически не выходила из дома. Она дожила до 94 лет.
Рекомендуем прочитать статью об одной из самых красивых актрис советского кинематографа Лидии Вертинской.