Эпосы Колхиды
Главный мотив грузинской литературы – сопряжение макро- и микрокосмоса.
Теги: Грузия | Традиции | Особенности культуры
Виктор Константинов
Литература Грузии – одно из древнейших явлений мировой культуры, такое же неисчерпаемое в своем многообразии, как знаменитое грузинское многоголосие, завораживающее бесконечной игрой мелодических линий и обертонов.
Ее эмблемой можно представить сюжет детского рассказа о мальчике, из любопытства спустившегося в огромный квеври (врытый в землю кувшин для вина) и увидевший с его дна звезды на ясном дневном небе. Шекспировское стремление сопоставлять безграничные непостижимые сферы с сегодняшними бытовыми реалиями пронизывает едва ли не все жанры грузинской литературы. Наиболее масштабно оно проявилось в трех поэтических памятниках, высящихся в истории Грузии подобно грандиозным горным вершинам.
Житийный эпос
Историю грузинской литературы принято отсчитывать с V века нашей эры. На протяжении нескольких столетий она была исключительно религиозной. Именно в этот период, предположительно между 475 и 484 годами, был создан ее первый шедевр «Мученичество Шушаник» Якова Цуртавели.
Основу сюжета составляет жизнеописание армянской принцессы Шушаник, дочери полководца Вардана Мамиконяна, погибшей от рук своего мужа Варскена, правителя Южного Картли. Ради союза с Персией он перешел из христианства в зороастризм и потребовал того же от жены и детей. Шушаник отказалась предать веру, несколько лет стоически переносила унижения, побои и заточение в темнице, где в итоге и скончалась.
Автор поэмы представляет себя духовным отцом и наставником героини, приводит свои разговоры с ней, комментирует ход событий. Повествование не следует традиционным канонам житийных историй, которых в эту эпоху было написано множество: «Житие святой Нины», «Мученичество Або Тбилели», «Обращение Картли» и др. Порой оно напоминает документальное произведение. В нем содержатся обширные сведения о государственном устройстве, истории, религии, быте древней Грузии и Армении, что побуждает на протяжении многих веков исследовать литературный памятник как исторический источник.
При этом «Мученичество» – великолепный образец художественной прозы. Стиль Цуртавели лаконичен, но насыщен метафорами и аллитерациями. Эпизоды динамичного развития фабулы оттеняются лирическими нарративными периодами.
Романтический эпос
Средневековье открывает в грузинской литературе дорогу жанрам, перекликающимся с европейским рыцарским романом и выдвигающим новую тему: этические аспекты плотской и духовной любви. В XII веке на грузинский язык переведен роман «Висрамиани», в основе которого лежит персидская любовная поэма XI века. Нельзя утверждать, что она послужила грузинским писателям примером для подражания, но с ее поэтикой в значительной мере перекликаются основные грузинские литературные памятники эпохи: «Тамариани» Чахрухадзе, воспевающая личность царицы Тамар, ее душевную чистоту, красоту, разум и талант государственного деятеля, а также «Абдул-Мессия» Иоанэ Шавтели, посвященная деяниям Давида Сослана и царицы Тамар.
Вершиной средневековой грузинской поэзии по праву считается «Этериани» – романтический эпос, дошедший до нас в форме 70 разрозненных фрагментов прозаических и стихотворных произведений. Эти фрагменты, варьирующиеся на разные лады в разных районах Грузии, содержат ключевые ситуации и основные сюжетные линии истории любви пастушки Этери и царевича Абесалома, который решает жениться на ней против воли отца.
Соперник героя, визирь Мурман, охваченный страстью к Этери, продает душу дьяволу, чтобы предотвратить свадьбу. Он насылает на Этери болезнь и убеждает жениха передать девушку ему, поскольку у него есть лекарство. Абесалом жертвует собой, чтобы спасти любимую, и умирает от тоски по ней. Но Этери, будучи не в силах существовать без любимого, кончает жизнь самоубийством. Влюбленных хоронят рядом, но Мурман решает заживо упокоиться между ними, чтобы даже после смерти помешать влюбленным воссоединиться.
По мотивам «Этериани» написал свою лучшую поэму «Этери» грузинский классик Важа Пшавела (1861–1915), а композитор Захария Палиашвили (1871–1933) – оперу «Абесалом и Этери». Для грузинской сцены она стала тем же, чем «Евгений Онегин» Чайковского – для российской, а самыми знаменитыми исполнителями ее главных партий выступили Маквала Касрашвили и Зураб Соткилава, солисты Большого театра России.
Исторический эпос
В жанрах светской грузинской литературы Средневековья лучшие произведения связаны с осмыслением исторических событий. Популярный роман «Амиран Дареджаниани» Мосе Хонели повествует о героических деяниях Амирана и его друзей. Рассказ ведется от имени сподвижника героя Саварсамисдзе, который, дожив до глубокой старости, вспоминает дела минувших дней. Таким образом, история оказывается главным объектом внимания: мы следим не столько за развитием мифологических и сказочных коллизий прошлого, сколько за процессом превращения уходящей реальности в предмет исследования. Характерно, что пару столетий спустя после возникновения «Амиран Дареджаниани» сценами из этого произведения в XIV–XV веках расписали один из храмов Сванетии.
В формах традиционного жанра жития исторический аспект также выходит на первый план. Так, «Жизнь Вахтанга Горгасара» писателя Джуаншера, созданная в XI веке, не столько биография героя, сколько изложение истории Грузии V века эпохи правления царя Вахтанга I, ставшей периодом становления католикосата. В том же XI веке появляется одна из первых исторических книг «Хроники Грузии». Она посвящена истории самоопределения страны: укреплению царской власти путем постепенного объединения отдельных княжеств в V–VI веках.
Самый значительный исторический труд грузинской литературы Средневековья – Картлис Цховреба («Жизнь Грузии»): составленный в XIII веке сборник летописей, включающий более десятка объемных томов. А первый опыт составления полной истории Грузии с применением научных методов предпринял в своем капитальном труде знаменитый историк и географ царевич Вахушти. Для России особенно ценно, что его труд окончен в 1745 году «в царственном граде Московии, на Пресне».
Героический эпос
Вершина грузинской поэзии – поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели, государственного казначея (мечурчлетухуцеса) легендарной царицы Тамар. В основе сюжета – перипетии любви: пожилой царь Аравии Ростеван за неимением наследника возводит на престол единственную дочь – красавицу Тинатин, влюбленную в юного полководца Автандила.
Поэма написана шестнадцатисложным стихом шаири – сложным, но излюбленным в Грузии поэтическим метром, мастером которого был Руставели. Он пользовался разными видами этого метра, соотнося их с определенным чередованием рифм системы. В поэме более 1600 строф, завораживающих музыкальными аллитерациями, которые может оценить на слух любой, даже не знающий грузинского языка слушатель. При этом метафоры Руставели предельно четкие, а язык парадоксально соединяет виртуозную сложность метроритмической организации с прозрачной ясностью и простотой изложения.
Столь же ясно и просто Руставели формулирует в прологе «Витязя» свои художественные принципы. По сути, это программные тезисы, в которых он отстаивает преимущества эпического жанра перед лирическим, годным, по его мнению, лишь для «увеселений, ухаживаний и забав». Настоящий поэт, по его убеждениям, – эпик, творец крупных повествований, умеющий от малой детали воспарить к масштабным обобщениям, а с высот птичьего полета определить место каждой личности в бесконечном пространстве человеческой истории.