Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 19.03.2024
Культура и традиции
6 минут чтения

Черкесская княжна из Парижа




























































































Елена ГЛЕБОВА, СТД РФ

В истории Кабардино-Балкарии немало выдающихся личностей, ставших со временем культурными брендами республики. Среди них Мария Темрюковна – вторая жена Ивана Грозного. В 1957 году, к 400-летию присоединения Кабарды к России, в Нальчике установили бронзовую скульптуру Гуэщэней – дочери черкесского князя Темрюка, в крещении Марии. Несколько лет назад высветилось имя Моник Шамырзэ – представительницы старинного кабардинского рода, получившей мировую известность под псевдонимом Людмилы Чериной.

Моник, которую современники назовут иконой XX века, родилась в Париже в 1924 году в семье российского эмигранта Авенира Чемерзина и француженки Стефани Финетт. Если представить Россию того же времени, можно сказать, что жизнь будущей звезды протекала в параллельной реальности, но своими корнями Моник всегда была тесно связана с русской и черкесской аристократией.

По мужской линии родословная ее бабушки Елизаветы Жуковской-Волынской велась от героя Куликовской битвы Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского. Отец Авенир Чемерзин родился в Санкт-Петербурге, происходил из княжеского рода Малой Кабарды и вошел в историю России как выдающийся инженер, изобретатель и математик. Служа в царской армии в чине полковника, он изобрел осветительные ракеты и особый «панцирь» – прообраз современного бронежилета, который в 1906 году был взят на вооружение полицией Санкт-Петербурга. В соавторстве с генералом Добржанским первым в мире разработал теоретическую базу по применению бронетехники. А еще он тонко чувствовал поэзию и писал стихи. До эмиграции Авенир Чемерзин выпустил несколько своих поэтических сборников, а когда после революции 1917-го уехал на чужбину, увлекся средневековой французской поэзией, подготовил и издал классическую антологию «Поэтический каталог Чемерзина».

Моник росла в творческой атмосфере, и уже в раннем возрасте проявились ее музыкальность и особое чувство ритма. Когда пятилетнюю девочку показали прославленной Ольге Преображенской, бывшая прима-балерина Мариинского театра, открывшая после эмиграции в Париже частную школу, сразу разглядела в ней неординарные способности. Преображенская стала одним из первых учителей Моник, а в своих воспоминаниях написала: «Это черноокое прелестное создание еще прославит нашу великую Россию». И оказалась права. Всего через год, в 1930-м, шестилетний чудо-ребенок танцевал партию Эльфа в балете «Сон в летнюю ночь», а когда Моник исполнилось 15, она представила в Парижской музыкальной школе свою первую сольную программу. В нее вошла и эталонная хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, которую в 1907 году основоположник классического романтического балета XX века Михаил Фокин поставил специально для Анны Павловой.

Предчувствуя нацистскую угрозу, семья Чемерзин в 1940 году спешно покинула Париж и перебралась в Монте-Карло. Здесь и началось триумфальное восхождение Моник к мировой славе. С легкой руки выдающегося артиста и балетмейстера Сержа Лифаря она стала Людмилой Чериной – самой молодой солисткой «Русского балета Монте-Карло». 18-летняя балерина исполнила главную партию вместе с самим Лифарем в его спектакле «Ромео и Джульетта», и это был настоящий триумф.

Людмила Черина выступала в Марсельской опере, «Новом балете Монте-Карло», «Балете XX века» Мориса Бежара, собственной труппе, и каждый ее выход на сцену вызывал у публики восторг. Утонченная грация черкесской княжны, виртуозное исполнение сложнейших композиций завораживали. Неслучайно французский писатель Морис Дрюон позднее скажет о Людмиле Чериной лаконично и точно: «Она сумела сделать из себя произведение искусства».

Критики не раз отмечали, что наибольшей достоверности и пронзительности балерина достигала в драматических и трагических партиях. В такой оценке отражается судьба Людмилы Чериной, ее личные потери, повлиявшие на эмоциональную остроту создаваемых ею сценических образов. Много позже, в 1967 году, Морис Бежар, один из крупнейших балетмейстеров XX века, издал книгу «Людмила Черина – трагическая танцовщица», раскрыв всю глубину дарования этой балерины.

Ее брак с 24-летним танцовщиком Эдмоном Одраном, заключенный в 1943 году, был по-настоящему счастливым. Они вместе выступали на лучших сценах Франции, Эдмон ставил для возлюбленной новые спектакли, а когда известный кинорежиссер предложил Людмиле попробовать себя в кино, горячо поддержал эту идею. Первой киноработой Чериной стала роль в картине «Возвращение любви», но истинную славу кинозвезды принесли «Красные башмачки» – художественный фильм о балете, снятый в 1948 году Майклом Пауэллом и Эмериком Прессбургером по их собственному сценарию и входящий в число выдающихся событий британского кино. Затем последовали «Сказки Гофмана», снятые этими же режиссерами, где Людмила исполняла роль Джульетты.

Открывались новые горизонты, поступали многочисленные предложения от представителей киноиндустрии, но в 1950-м в жизнь разбилась на мелкие осколки. Эдмон Одран погиб в автокатастрофе, Людмила потеряла ребенка, которого они с мужем так ждали. Черина покинула сцену. Тогда ей казалось, что навсегда.

Она стала заниматься живописью, но главной и единственной темой творчества долгое время был Эдмон – Людмила Черина писала его портреты. Позднее, когда в ее жизнь вновь вошел балет, а параллельно с ним продолжилась карьера киноактрисы (Черина снялась почти в 20 фильмах, среди которых «Спартак», «Саломея», «Дама с камелиями», «Страсть Анны Карениной»), художественная линия не прервалась. Просто в сюжетах живописных и графических работ на первый план вышли символические образы танца.

С конца 1950-х Людмила Черина в полном смысле слова жила в ореоле славы. В Парижской опере она более 60 раз танцевала в балете Сержа Лефаря «Мученичество Святого Себастьяна» на музыку Дебюсси. В Венеции Морис Бежар специально для нее поставил балет «Гала», а Сальвадор Дали, к слову, близкий друг прима-балерины, сделал эскизы декораций. Черкесской княжне посвящали книги, ее фотографии украшали обложки и центральные полосы крупных изданий. Она действительно была иконой стиля.

Природа одарила ее не только изысканной красотой, утонченностью, грацией, но и многими другими талантами. Когда пришло время покинуть сцену, легендарная балерина увлеклась скульптурой. Врожденное чувство цвета и формы, делавшие ее живопись и графику настоящими произведениям искусства, проявились и в этой области. Ваятель Черина достигла немалых высот. По ее авторской модели создано бронзовое «Сердце Европы», установленное в 1994 году в Страсбурге перед зданием Европейского парламента. Скульптура «Europa Operanda», символизирующая, по замыслу Людмилы Чериной, силу творческого духа и созидания, находится в Евротоннеле, который соединяет под Ла-Маншем Францию и Великобританию.

Ее выдающийся вклад в искусство XX века был отмечен многими высокими наградами – серебряной медалью Парижа и золотой медалью премии Леонардо да Винчи, французскими орденами Академических пальм, искусств и литературы. В довершение Черина, которую называли ключевой фигурой французского искусства XX века, стала кавалером ордена Почетного легиона.

Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 2(3), апрель – июнь 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю