Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Культура и традиции
  • Преподобная Евфросиния Полоцкая: Просветитель
    Святослав РОГАЛЬСКИЙ, священник Белорусской православной церкви
Обновлено: 14.12.2024
Культура и традиции
9 минут чтения

Преподобная Евфросиния Полоцкая: Просветитель

Святослав РОГАЛЬСКИЙ, священник Белорусской православной церкви
























































































































































Преподобная Евфросиния Полоцкая: Просветитель

Так да светит свет ваш пред людьми,

чтобы они видели ваши добрые дела

и прославляли Отца вашего Небесного.

Евангелие от Матфея 5:16


В личности преподобной Евфросинии удивительным образом сочетались аристократическое происхождение, глубокая вера, святость жизни, а также великие и мудрые деяния, направленные на просвещение белорусской земли Христовой истиной. Возможно, главным из деяний стало создание Белорусского креста – национального символа страны.

Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая из Рюриковичей, родилась, по свидетельству разных источников, в период с 1101 по 1108 год. Она происходила из рода святого равноапостольного князя Владимира и была дочерью Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Брячиславича. При рождении ее нарекли Предиславой, и ее жизнь протекала согласно принятому обычаю: в строгом религиозном воспитании в уединенных родительских теремах.

С течением времени красота, разум и благочестие юной княжны стали привлекать к ней внимание многих соседних правителей, и едва она достигла 12-летия (по тем временам совершеннолетия), многие стали просить у отца ее руки. Узнав, что ее хотят выдать замуж, она тайно ушла в монастырь, в котором начальствовала ее тетка игумения Романия, с твердым намерением облечься в иноческий чин.


Явление ангела

Преподобная Евфросиния Полоцкая: Просветитель

Главный вопрос, который, по свидетельству жития, задавала она себе, был о смысле жизни: «Чего достигли жившие до нас люди рода нашего? И женились, и выходили замуж, и княжили, но не жили вечно. Жизнь их прошла. Слава их погибла, как прах, хуже паутины. А преподобные жены мужественно пошли вслед за Христом… и имена их написаны на небесах, где они с Ангелами славят Бога».

Убедившись в искреннем желании племянницы посвятить себя служению Господу, игумения Романия приняла ее в обитель и постригла в иноческий чин с именем Евфросинии. Узнав об этом, родители исполнились неутешной скорби. Пришли в обитель и, увидя дочь в иноческом одеянии, плакали по ней, как по умершей. Но юная инокиня с нежной любовью утешала их, убеждая радоваться тому, что дочь обручена Небесному жениху.

Благодаря самоотверженному подвижничеству инокиня Евфросиния быстро преуспела в духовной жизни. По благословению епископа Илии, который управлял Полоцкой кафедрой с 1120 по 1128 год, она покинула монастырь, чтобы нести подвиг в маленькой келье, устроенной в стене полоцкого Софийского собора. Здесь преподобная молилась и переписывала книги в одной из древнейших и богатейших на Руси библиотек.

Собор святой Софии, Премудрости Божией построили в Полоцке при внуке Изяслава (сына святого князя Владимира) Всеславе Брячиславиче в 1044–1066 годах. Строительство третьего после Киева и Новгорода Софийского собора явилось следствием экономического и духовного роста Полоцкого княжества в XI веке. Образцом была блистательная София Константинопольская.

В Полоцке Евфросинии явился во сне ангел и возвестил повеление Божие оставить затвор, поселиться за городом на месте, называемом Сельцо, и устроить девичий монастырь. Видение повторилось трижды. Подобное видение было и епископу Илии: ангел повелел водворить Евфросинию на жительство при церкви Спаса на Сельце.

Вскоре епископ Илия пригласил отца и дядю Евфросинии Георгия и Бориса и других знатных людей и объявил волю Божию: «Вот я при вашем державстве даю Евфросинии место Святого Спаса на Сельце с тем, чтобы здесь был девичий монастырь и никто из преемников да не изменяет сего моего даяния». Присутствовавшие одобрили распоряжение, после чего Евфросиния, поклонившись Святой Софии, переселилась в Сельцо и стала трудиться над устройством обители. Произошло это, как предполагают историки, около 1125 года. Евфросинии было тогда чуть более 20 лет.


Предыстория реликвии

Преподобная Евфросиния Полоцкая: Просветитель

Весть о праведном благодатном житии преподобной распространилась далеко за пределами Полоцка. Евфросиния приняла в новоустроенную обитель младшую сестру Градиславу, дав ей в монашестве имя Евдокия, и двоюродную сестру Звениславу, дочь князя Бориса, которая при пострижении наречена была Евпраксией. При вступлении в монастырь Звенислава принесла в дар обители все свои драгоценные одежды и утвари, которые приготовлены были к ее замужеству. В святую обитель стали стекаться и девицы знатного рода, и простолюдинки. Преподобная принимала их с радостью и прилежно учила спасению души, обучала Священному писанию и грамоте.

Вместе с тем игумения прилагала особые усилия о благоукрашении обители. Она построила каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся в обители до наших дней. В нем устроила маленькую келью. Около 1155 года неподалеку от Спасской обители усердием преподобной была построена Богородицкая церковь и при ней основан мужской монастырь. В эту обитель по просьбе игумении доставили из Константинополя чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии Эфесской, одной из тех трех святых икон Богоматери, которые, по преданию, были написаны еще при Ее жизни евангелистом Лукой.

Созданные Евфросинией обители скоро пришли в цветущее состояние. Привлекая множество иноков и инокинь, они распространяли свет Христовой веры и книжного учения по всей Полоцкой земле. Заботясь о спасении собранного ей стада Христовых овец, преподобная радовалась, как своему спасению. Около 50 лет она управляла Спасской обителью. Достигнув преклонных лет и провидя близкую кончину, пожелала посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя.

По благословению епископа Дионисия преподобная покинула Полоцк, вверив управление обителью монахине Евдокии. Совершив длительное путешествие, достигла Святой земли, трижды сподобившись поклониться Живоносному Гробу Господню. После этого она впала в недуг и 23 мая (5 июня) 1173 года окончила земной путь. Святая Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого недалеко от Иерусалима. Через 14 лет, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, христиане, покидая Святую землю, взяли с собой нетленные мощи полоцкой княжны и перевезли их в Киево-Печерскую лавру, где они почивали более семи веков, источая множество чудес. В 1910 году мощи торжественно перенесли в Спасский монастырь Полоцка, где они пребывают и поныне.

Почти сразу после кончины началось почитание Ефросинии как святой на родине. Здесь составили житие и службу угоднице Божией, в келье на хорах Спасской церкви сохранили первое изображение. Однако до первой половины XVI столетия почитание святой не выходило за пределы Полоцкой земли.


Создание реликвии

Преподобная Евфросиния Полоцкая: Просветитель

Отмечая святую жизнь Евфросинии, ее храмоздательство, активную просветительскую деятельности и широкие по тем временам международные контакты, необходимо рассказать и об особом деянии, благодаря которому у белорусской земли появился свой духовный символ: Крест преподобной Евфросинии Полоцкой.

Воздвизальный крест, употребляющийся в богослужении на праздник Воздвижения креста Господня (14/27 сентября) изготовил по благословению игумении для Спасской церкви мастер-ювелир Лазарь Богша в 1161 году. Крест был выполнен в древневизантийской технике перегородчатой эмали и представлял собою ковчег, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа креста Господня с каплей крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и капля крови великомученика Димитрия Солунского.

Шестиконечный крест высотой около 51 сантиметра имел кипарисовое основание, обитое 22 золотыми и 20 серебряными с позолотой пластинами, украшенными изысканным орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмалевыми иконками. На лицевой стороне креста помещались эмалевые изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, четырех евангелистов, а также изображения небесных покровителей преподобной Евфросинии и ее родителей: преподобной Евфросинии Александрийской, великомученика Георгия Победоносца и мученицы Софии.

На оборотной стороне находились эмалевые иконки святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, первоверховных апостолов Петра и Павла, а также первомученика архидиакона Стефана и великомучеников Димитрия и Пантелеимона, под изображениями которых размещались ковчежцы для хранения частиц святых мощей. Нельзя здесь не заметить, что порядок расположения святых образов представлял собой почти всю историю Нового Завета и древней христианской церкви.

Крест-реликварий Лазаря Богши являлся шедевром и памятником письменности Руси XII века. Краткая надпись на оборотной стороне сообщала имя создателя реликвии: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи». На боковых сторонах помещалось завещание прп. Евфросинии: «Да не изнесется из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати. Аще се кто преслушаеть, изнесеть его из манастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий».


Исчезновение реликвии

Преподобная Евфросиния Полоцкая: Просветитель

Как известно, советская власть изымала церковные ценности. После 1925 года древнюю святыню реквизировали и передали в Полоцкий финотдел. Но судьба этого выдающегося памятника древнерусской культуры не могла не вызвать сильный общественный резонанс. Дважды (в 1924-м и 1925-м) ученый совет Оружейной палаты Московского Кремля делал запросы в отдел музеев Главнауки Наркомпроса СССР о местонахождении и степени обеспечения сохранности креста. Общественность добилась того, что в 1928-м специальная экспедиция Белорусского государственного музея во главе с директором В. У. Ластовским доставила реликвию в Минск. Столицу Белоруссии планировали перенести в Могилев, поэтому Евфросиниевский крест вскоре передали в тамошний краеведческий музей. К несчастью, 26 июля 1941 года Могилев захватили немецко-фашистские войска. Сейф с музейными ценностями эвакуировать не успели, и Белорусский крест бесследно исчез. Существуют различные версии его судьбы, однако местонахождение до сегодняшнего дня остается неизвестным.


Воссоздание реликвии

Преподобная Евфросиния Полоцкая: Просветитель

В 1992 году по благословению митрополита Филарета, первого Патриаршего экзарха всея Беларуси (1935–2021), в Бресте начались работы по воссозданию древней святыни. Еще в 1950-х известный историк и археолог Л. В. Алексеев обнаружил в фотоархиве Ленинградского отделения Института археологии негативы на стекле, которые в 1896-м сделал фотограф Императорской археологической комиссии И. Ф. Чистяков. С этих негативов отпечатали фотографии, увеличенные до такого размера, чтобы основательно изучить все фрагменты креста. К 1994 году стадия изучения истории и эскизной реконструкции мельчайших деталей всеправославной святыни была полностью завершена, однако для того, чтобы приблизиться к технологии времен Лазаря Богши, художнику-ювелиру Николаю Кузьмичу приходилось идти путем проб, ошибок и нащупывания того единственного метода, которым пользовался мастер XII столетия.

В канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня 1997 года воссозданную реликвию торжественно принесли и воздвигли за богослужением 26 сентября в полоцком Богоявленском соборе. Спустя четыре года ее вложили в специальное хранилище – богато украшенную ставротеку, изготовленную Николаем Кузьмичом по авторской разработке. Священный синод Белорусской православной церкви (БПЦ) в 1998-м учредил орден Креста Преподобной Евфросинии Полоцкой. Его впервые вручили Святейшему патриарху Алексию II «во внимание к трудам на благо Церкви Христовой».

Воссоздание креста преподобной Евфросинии стало эпохальным событием как для БПЦ, так и Республики Беларусь. Духовный символ страны напоминает сегодня о том, что историческая правда, основанная на евангельской истине, всегда превозмогает любые трагедии земной жизни.

Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 4(13), октябрь – декабрь 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!