Дмитрий Лихачёв: Хранитель
Сергей ЖИТЕНЁВ, советник директора Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Особенности культуры
ˮЯ — твой соглядатай, я — твой прокурор,
Я — память твоя.“
Леонид Филатов
Работая и общаясь с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым, невозможно было не заметить, что в своих выступлениях, докладах и повседневных разговорах на самые разные темы, которые могли касаться истории, литературы, политики, географии и других направлений, он всегда объединял их с вопросами и проблемами культуры.
Многие годы академик Лихачёв отдал научной и практической деятельности по изучению и борьбе за сохранение отечественной культуры, культурного и природного наследия, с достоинством преодолевая все сложности, стоявшие на его пути. После создания в 1986-м Советского фонда культуры (СФК), который он возглавил, его значение как безусловного лидера советской интеллигенции и научной общественности, занимавшейся вопросами и проблемами культуры, стало свершившимся фактом.
Мне пока не встречались серьезные научные исследования, связанные с историей создания и первых лет работы СФК в период, когда его возглавлял академик Лихачёв. И я глубоко уверен, что если в будущем такие работы появятся, то в них найдет свое отражение история деятельности в СФК программы по проведению философских круглых столов, которую Дмитрий Сергеевич активно поддержал и принимал в них участие, когда бывал в Москве. В них участвовали выдающиеся отечественные ученые, деятели культуры и искусства. Одним из организаторов была Изольда Константиновна Кучмаева (известная общественная деятельница, культуролог, философ и педагог, основатель, ректор и президент Государственной академии славянской культуры), сподвижник Лихачёва. В то время культурология как научное направление в стране только начинала формироваться, поэтому круглые столы СФК, будучи по существу культурологическими, носили название философских.
***
Мне посчастливилось работать в СФК во время его становления и развития, участвовать в разработке программ, а также помогать Дмитрию Сергеевичу и Изольде Константиновне в подготовке и проведении различных мероприятий, в том числе и философских круглых столов. На этих собраниях интеллектуальной элиты по предложению Лихачёва часто обсуждались вопросы современного состояния отечественной культуры, взаимовлияние и взаимосвязь с зарубежными социокультурными процессами. Академик очень болезненно относился к неоправданным заимствованиям англоязычных слов и понятий, особенно в научной деятельности, и выносил эти вопросы на открытое публичное обсуждение.
Георг Васильевич Мясников (общественный деятель, историк-краевед, первый зампредседателя правления СФК в 1986–1991) однажды сказал мне, что, благодаря деятельности Дмитрия Сергеевича и его соратников, в народную жизнь вернулось понятия «благотворительность», «культурное наследие», «паломничество» и ряд других, которые были практически утрачены в советское время. Большое количество церковных и общественных деятелей, в том числе ученых, работавших под эгидой Фонда культуры, приложили много усилий, чтобы забытые понятия вновь вернулись в повседневную жизнь.
Философские круглые столы были местом, где шли интересные и острые дискуссии о путях развития отечественной культуры, науки и искусства, а также обсуждались различные модели государственного и общественного развития. Всех участников вдохновляла возможность говорить без цензуры, окрика, бдительного ока партийных органов, а самое главное, большинство чувствовали, что их мысли и предложения востребованы и могут быть реализованы. Всё благодаря возможностям и авторитету академика Лихачёва. Многие из вопросов и тем наших круглых столов потом выносились на обсуждение президиума СФК и министерства культуры СССР.
В особняк промышленников и благотворителей Третьяковых, что на Гоголевском бульваре Москвы, где находился в те времена СФК, часто приходили многие блестящие люди: В. И. Азар, В. П. Алексеев, Г. П. Батищев, И. Н. Воронова, В. Л. Глазычев, В. А. Дудаков, В. В. Лепешинский, митрополит Питирим (Нечаев), С. О. Шмидт. Всех не перечислишь!
Безусловно, это была интеллектуальная элита, выступления каждого производили глубокое впечатление, будили сознание и заставляли слушателей по-новому смотреть на прошлое, настоящее и будущее страны. Дискуссии носили самый разносторонний характер, на них неоднократно поднимались и обсуждались современные, очень острые и неожиданные проблемы. Дмитрий Сергеевич и его соратники не только толковали и вводили в общественный оборот новые и давно забытые понятия, но и разрабатывали и формулировали важнейшие принципы и основания новой государственной культурной политики, которые позднее выносились СФК на всеобщее обсуждение. Уместно заметить, что многие модели и предложения философских круглых столов легли в основу культурной политики Российской Федерации.
***
Академик Лихачёв, бесспорно, является одним из основоположников российской культурологии. Прежде всего потому, что своей многогранной деятельностью во второй половине ХХ столетия смог поднять социокультурную деятельность и значение культуры в целом в общественном сознании на значительно более высокий уровень, чем это было до него. Дмитрий Сергеевич является, как пишет академик А. С. Запесоцкий, «создателем собственной теории культуры — самобытной, оригинальной и вместе с тем органически вписывающейся в сегодняшние дискуссии о содержании этой науки. Подчеркнем сразу: учитывая мировой научный опыт, Д. С. Лихачёв развивал именно российскую культурологию, неразрывно связанную с особенностями отечественного исторического развития».
В этой связи нам важен взгляд Дмитрия Сергеевича на проблему своеобразия России и самостоятельного русского культурно-исторического пути, в котором он подчеркивал европейский характер. При этом был убежден во взаимосвязи отечественной культуры с традициями и Запада, и Востока, отмечая в работе «Русская культура»: «Вопрос о том, Востоку или Западу принадлежит русская культура, снимается полностью. Культура России принадлежит десяткам народов Запада и Востока. Именно на этой основе, на многонациональной почве, она выросла во всем своем своеобразии». Он очень точно заметил, что для русской культуры понятие «Восток» очень часто было на самом деле «Юг». Для подтверждения этого тезиса можно привести понятие Православный Восток, под которым многочисленные поколения паломников понимали прежде всего Святую землю и Византийскую империю, расположенные по отношению к России на географическом юге.
Понимая исключительно значимый и важный вклад академика Лихачёва в развитие отечественной гуманитарной науки, необходимо выделить из его обширного научного наследия прежде всего теорию экологии культуры в качестве нового фундаментального направления современной культурологии. Смысл его теории экологии культуры заключается в том, что без сохранения и освоения духовных традиций и исторической памяти невозможно полноценное и качественное развитие культуры в современном обществе.
Рассматривая его взгляды, мы также должны подчеркнуть, что он обосновал самоопределение культурологии как особой сферы знания, которое со временем будет становиться все более востребованной и актуальной. Особое внимание Дмитрий Сергеевич уделял вопросам традиций и традиционности в культуре, литературе и искусстве. Подчеркивал фундаментальную мысль о том, что отечественную культурную традицию надо рассматривать в постоянном развитии, а не как застывшее раз и навсегда явление. Таким образом, академик представлял традиции и, соответственно, культурное наследие в качестве актуальных и необходимых составляющих оснований для страны в современную эпоху. Поэтому писал в своей записной книжке о взаимосвязи культуры прошлого и будущего следующее: «Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим» (цитируется по изданию «Из записной книжки. Книга беспокойств (Статьи, беседы, воспоминания)», 1991).
***
Взаимное влияние культуры как деятельности человеческого сообщества на природу отразилось в его творчестве глубокими размышлениями о традициях создания садов и парков в России и мире. Садово-парковую деятельность людей он интерпретировал как составную часть культуры и искусства на протяжении многих веков, которая возникла из представлений о садах рая. В своих работах Дмитрий Сергеевич описал и проанализировал историю садово-паркового искусства с древнейших времен до современного ему периода. «Садовое искусство не только само по себе представляет некоторый синтез искусств, испытывает на себе воздействие философских, поэтических, живописных, архитектурных идей, но активно отражается в многосторонней жизни культуры, живет в произведениях поэзии, прозы, живописи. И вместе с тем оно решает экологические проблемы в глобальном масштабе. Недаром писатели, поэты, философы представляли себе идеальную жизнь в саду — в той природе, которая не просто служит человеку, эксплуатируется им, дает ему материальные блага, а находится в союзе с человеком, обогащается им и расцветает» (цитируется по изданию «Сады романтизма. Избранные работы в 3 тт.», 1987). Он отчетливо представлял влияние людей на природу, особенно искусственных ландшафтов, которые преимущественно окружают человеческое сообщество на всех континентах планеты. Считал, что природу необходимо сохранять так же, как культуру, и думал об этом, когда давал согласие на то, чтобы его имя присвоили новому Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия (базовое научное учреждение) в 1999 году.
В 1988-м в СФК группа ученых и общественных деятелей создала научно-общественный совет по уникальным историческим территориям, в рамках которого разработали и реализовали программу «Уникальные историко-культурные и природные территории». Для этого были организованы и осуществлены первые научно-общественные экспедиции по защите монастырских комплексов на Соловецких и Валаамских островах. Эти экспедиции академик Лихачёв активно поддерживал и консультировал, считал их первым шагом по восстановлению культурного наследия на уникальных землях. Основные научные результаты экспедиций на Соловецкие и Валаамские острова и Концепцию сохранения уникальных исторических территорий рассмотрели на заседании президиума СФК. Руководители фонда — Д. С. Лихачёв, Р. М. Горбачева, Г. В. Мясников, О. И. Карпухин, С. О. Шмидт, Б. С. Угаров и другие — одобрили научные результаты экспедиций и Концепцию сохранения уникальных исторических территорий.
***
Академика Лихачёва связывали особенно теплые личные отношения и продуктивное научное сотрудничество с Сигурдом Оттовичем Шмидтом, известным московским архивистом и общественным деятелем, сыном знаменитого ученого и путешественника. Мне неоднократно приходилось присутствовать во время их бесед по самым разнообразным вопросам гуманитарных наук и общественных явлений. Зная, как они друг друга понимали и ценили, хочу закончить статью емкими и справедливыми словами, которые Шмидт написал о Дмитрии Сергеевиче: «Имя Д. С. Лихачёва олицетворяет во всем мире вершинные достижения отечественной гуманитарной науки второй половины ХХ века. Его многогранная деятельность утверждает значение личности ученого в общественной жизни. В Д. С. Лихачёве счастливо совмещались крупнейший исследователь очень широкого спектра научных интересов от Средневековья до современности, организатор науки, создатель научной школы и просветитель, мастер слова, публицист, чутко и совестливо выражающий общественные настроения». (цитируется по послесловию к новому изданию книги Д. С. Лихачёва «Текстология. Краткий очерк. Памятники письменности в культуре познания истории России», 2008).
Статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 4 (13), октябрь – декабрь 2023.