ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА
Начало ХХ столетия — события 1905 года, Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917-го — породили невиданную доселе волну эмиграции с территории всей бывшей Российской империи. Десятки, сотни тысяч людей уезжали через Крым и Константинополь, Дальний Восток, западные границы. Люди всех слоев общества — не только богатые и знатные, как иногда считают, — всех профессий и возрастов устремились за рубеж в попытке выжить и переждать ужасы террора времен Гражданской войны. Многие, так и не получив гражданства принявших их стран и сознательно не стремясь к этому, остались навсегда эмигрантами с нансеновскими паспортами. Другим судьба дала возможность десятилетия спустя вернуться на свою родину и, увы, часто пройти сталинские лагеря и ссылки.
Их жизнь в эмиграции была непростой, материально они очень часто бедствовали, но до конца не принимали нового гражданства. Многие из них были выдающимися людьми, внесшими значительный вклад в науку, культуру и искусство приютивших их стран. «А за то, что нас Родина выгнала, Мы по свету ее разнесли», — писал поэт Алексей Ачаир.
По эту сторону границы о них забыли на долгие годы, но в 1990-е занавес приоткрылся, и мы стали постепенно вспоминать их имена. Они надеялись вернуться в Россию, и если им не удалось это сделать лично, то их наследие может и должно быть осознано как часть нашей общей культуры.
«Мы не в изгнании, мы в послании», — говорили эмигранты. Это послание ныне обращено к нам, и мы не должны его потерять.
Тамара Левицкая (1906–2001)
Актриса, режиссер, создатель театра
Звезда киевского Театра русской драмы в 1930-е гг., Тамара Левицкая во время войны оказалась в лагере «ди-пи», а в эмиграции в Америке в 1968 году создала молодежный театр, чтобы сохранить у подрастающего поколения чистоту русского языка и любовь к отечественной культуре.
Тамара Алексеевна Левицкая (по сцене Семенова) родилась в Киеве 26 апреля 1906 года. В 1925-м она поступила в театральную студию легендарного киевского режиссера и антрепренера Николая Соловцова, создавшего в Киеве в 1898 году первый постоянно действующий театр. Позднее студия была преобразована в Театральный институт им. Лысенко. Преподавание здесь велось по системе Станиславского, а преподавателями были актеры МХТ: режиссерский класс вел известный театральный педагог Александр Адашев, практику сцены преподавал Иван Чужой, в 1910-е гг. прошедший школу Художественного театра, а с 1922 года возглавивший в Киеве «Театр студийных постановок».
Как одна из лучших выпускниц института, в 1929 году Тамара Левицкая была принята актрисой Театра русской драмы, где до начала войны успела сыграть много ролей в классических и советских пьесах — Глафиру в «Волках и овцах» А. Н. Островского, Варвару в «Дворянском гнезде» И. С. Тургенева, Ольгу в «Хлебе» В. Н. Киршона и др., а также снималась в кино.
Муж Тамары Дмитрий Левицкий окончил Политехнический институт и занимал высокую должность главного инженера киевской теплоэлектроцентрали. В 1943 году, когда советские войска освобождали Киев, как ценный сотрудник он был вывезен вместе с семьей в Германию. С 1945 по 1949 год Левицкие жили в Баварии в лагере Шляйсгайм для перемещенных лиц (или «ди-пи», от английского «displaced person»).
Несмотря на почти нищенские условия существования, в лагере кипела жизнь: здесь были церковь и библиотека, радиоцентр, кинозал, медицинская амбулатория, устраивались спортивные состязания и концерты. Для детей и молодежи были созданы организации разведчиков (ОРЮР), Русских соколов, Русского студенческого христианского движения (РСХД), Народно-трудового союза (НТС). Наконец, благодаря энергии и профессиональным знаниям Тамары Левицкой здесь был создан самодеятельный театр, который устраивал традиционные пасхальные и рождественские праздники, ставил отрывки из классических произведений, детские спектакли. Активное участие в деятельности театра принимала дочь Левицких Вероника, которая впервые вышла на сцену еще в Киеве в роли Шурочки в «Дворянском гнезде», а в Шляйсгайме также выступала как актриса, помогала создавать декорации и костюмы к спектаклям.
Одновременно с руководством театром в годы жизни в Германии Тамара Левицкая играла ведущие роли в передвижном театре режиссера Владимира Бастунова «Прометей», разъезжавшем по лагерям «ди-пи» и дававшем представления перед русской аудиторией.
Положение дипийцев было, однако, очень нестабильно. По решению Ялтинской конференции 1945 года все лица, до начала войны имевшие советское гражданство, подлежали репатриации в СССР. При этом последствия возвращения советских граждан на родину после лагерей — чаще всего арест и отправка в ГУЛАГ — были уже к концу 1940-х гг. многим известны, и люди стремились остаться в американской зоне. У Левицких фактически не было выбора: им удалось уехать в Америку в 1949 году по рабочей визе.
Первые годы на новом месте были трудными. Тамара два года проработала на фабрике, была уборщицей, муж тоже занимался тяжелым физическим трудом. Через несколько лет жизнь начала налаживаться. Дмитрий Левицкий нашел работу чертежника и проектировщика, а в свободное время преподавал русскую литературу в церковно-приходской школе в пригороде Нью-Йорка. Тамара Левицкая, как и ее муж, принимала активное участие в культурной жизни русского общества в США уже с начала 1950-х гг.: ставила театральные вечера в Русском студенческом христианском движении, в Свято-Серафимовском фонде, в других русских организациях («Вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина», «Вечер инсценировки русских классиков»).
В Америке Тамара Левицкая остается востребованной и как актриса, принимая участие в спектаклях эмигрантских театров, в том числе в Театре русской драмы, созданном в 1950 году в Нью-Йорке В. Бастуновым, в Передвижном русском театре Всеволода Хомицого, в Театре русской драмы Владимира Зелинского.
Но главным детищем нашей героини на американской земле стал Театр русско-американской молодежи, сокращенно ТРАМ, созданный в 1968 году. Уникальность этого театра состояла в том, что актерами были дети, подростки и молодежь, что в условиях эмигрантского существования означало полную бескорыстность организаторов, просветительское, а значит, благотворительное содержание этого проекта. С самого начала деятельность супруги горячо поддержал Дмитрий Левицкий, сам талантливый педагог.
Своей основной задачей Тамара Левицкая считала воспитание молодежи и приобщение ее к русской культуре. Она много работала над произношением своих актеров — многие молодые русские американцы уже говорили по-русски с акцентом. Опираясь на свой прежний опыт работы, Левицкая разработала целую систему подготовки актеров, разделив их на разные возрастные группы — младшую, от 8 до 15 лет, и старшую, после 16 лет, — обучая своих подопечных основам театрального искусства, много работая, в том числе с каждым учеником индивидуально, над ролью, над совершенствованием произношения.
Костюмы и декорации помогали создавать родители самих участников спектаклей. Эскизы костюмов, программки приглашений и афиши спектаклей рисовала дочь Тамары Левицкой Вероника (в замужестве Гашурова), как актриса и чтица она продолжала выходить на сцену в спектаклях ТРАМ, но, понимая трудности актерской профессии, тем более в чужой стране, выбрала своим основным занятием профессию художника (в 1954 году она окончила Высшую художественную школу Института Пратт в Нью-Йорке). Поддержку театру оказывала крупная общественная организация «Конгресс русских американцев».
За 12 лет существования ТРАМ Тамара Левицкая поставила 14 спектаклей — это не только детские спектакли, такие как «Двенадцать месяцев» и «Аленький цветочек», но и спектакли «серьезные», с которыми непросто справиться даже самому опытному театру, классику русского театра — как, например, «Снегурочку» и «Василису Мелентьеву» Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Женитьбу» Гоголя, «Смутное время на Руси» (по произведениям Пушкина и Алексея Толстого).
Выбор некоторых пьес вызывал вполне понятное недоумение у критиков — казалось невозможным поставить «Василису Мелентьеву», глубоко драматическое, эпическое даже произведение Островского на тему русской истории времен Ивана Грозного, силами молодежи. И тем не менее руководительнице театра удавалось достичь нужных результатов: декорации были созданы в стиле эпохи художником Николаем Думановым, костюмы, представляющие, по свидетельству зрителей, подлинное произведение искусства, шились по рисункам Вероники Гашуровой, продуманное музыкальное оформление спектакля было выполнено юным актером и музыкантом Христианом Шонбергом. Отмечали и успехи актерской труппы: Юре Красовскому в роли Ивана Грозного удалось передать сложную палитру чувств этого героя — тирана и в то же время влюбленного человека, Лена Зезюлина изобразила Василису и как нежную обольстительницу, и в то же время жестокую и беспощадную в стремлении стать царицей боярыню, Маруся Думанова в роли царицы Анны вызвала у зрителей чувство сострадания и симпатии. В итоге спектакль получился очень цельным, захватывающим.
Театр проводил и поэтические вечера, пользовавшиеся большим успехом, такие как «Вечер поэзии ХХ века от Блока до самиздата», прошедший в Си-Клиффе и Нью-Йорке весной 1973 года. У театра не было своего помещения, поэтому спектакли шли в помещениях русских эмигрантских обществ «Родина», «Отрада», в колледжах Нью-Йорка и Филадельфии. А самой главной заслугой театра, по единодушному мнению его поклонников, было то, что более сотни детей прошли через эту замечательную школу не только актерского мастерства, но и прежде всего русской культуры.
Несмотря на горячую поддержку и помощь со стороны эмигрантского сообщества, Театр русско-американской молодежи не имел постоянного финансирования, а потому, просуществовав на энтузиазме организаторов и участников, через десять с небольшим лет вынужден был закрыться. Свои театральные костюмы и декорации театр пожертвовал Церковно-приходской школе в городе Наяке.
«Моя мама, — вспоминала Вероника Гашурова, — горела любовью к искусству, к театру, и это горение, эта любовь передавалась всем, кто ее окружал».
Рассматривая фотографии Тамары Левицкой в окружении ее подопечных — детей и подростков, читая благодарные отклики зрителей, биографические заметки, видим образ творческой личности, полной неиссякаемой энергии, с ярким педагогическим и режиссерским дарованием.
Тамара Левицкая прожила долгую жизнь. Она умерла в возрасте 95 лет и была похоронена рядом с мужем на кладбище женского православного Ново-Диеевского монастыря в штате Нью-Йорк.
Документы и фотографии, связанные с деятельностью Тамары Левицкой, переданные в дар ее дочерью Вероникой Гашуровой, хранятся в фондах Дома русского зарубежья им. А. Солженицына.